Исламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов. Факультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории
Скачать 0.57 Mb.
|
3.Литература на арабском языке 1. Маалуф Амин «Крестовые походы глазами арабов».- Париж.,1983 2. Ибн аль-Асир. История Атабакского государства в Мосуле. Каир, 1963. 3. Хасан Ибрагим Хасан. История государства фатимидов. Каир, 1958. 4. Саид Абду - Фатах Ашур. Крестовые походы. Каир, 1976. 5. Ибн аль-Кульнусы. История Дамаска. Бейрут, 1908. 6. Саид Абдель Фаттах Ашур. Каир, 1963. 4. Литература на иностранном языке 1. Setton K.M. A History of the Crusades. Pensilvania, 1958. 2. Cabrieri F. Arab Historians of the Crusades. L., 1969. 3. Al-Qualanisi. The History of Damascus. Ed. by H. F. Amedroz. Leiden, 1908 1 Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 176 2 Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М.: Изд-во. вост. лит. 1958. (www.vostlit.info) 3 Ибн аль-Асир. Ал-камил фи-т-тарих (Всемирная история). (частичный русский перевод - www.vostlit.info) 4 Ибн Джубайр. Путешествие. М. Наука. 1984. (www.vostlit.info). 5 שלמה בן שמעון из Майнца 6 Иегуда Галеви у Грейгера. С. 145 7 Вениамин Тудельский. «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. 8 Раймунд Ажильский. «Истрия франков, которые взяли Иерусалим». (www.vostlit.info) 9 Фульхерий Шартрский. «Деяния франков, совершивших паломничество в Иерусалим. (www.vostlit.info) 10 Альберт Аахенский. «Иерусалимская история». (www.vostlit.info) 11 Гийом Тирский «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info) 12 Рид, П.П. Тамлиеры. - М., 2007 13 Мелвиль М. История ордена тамплиеров.- СПБ., 2000. 14 Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке.- М., 2004 15 Заборов М.А Крестовые походы. М., 1956 16 Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971 17 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980 18 Ф. Вага. Тамплиеры. История и легенды.- М,- 2007.-С. 8 19 Там же, С. 9 20 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С. 95 21 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С. 96 22 Там же. C.97 23 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. – С. 52 24 Там же. С. 54 25 Там же. С. 58 26 Мец. А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.- С. 26 27 Ле Гофф Ж.. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. – С. 132 28 Там же. С. 135 29 Н.А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложения 2(3). СПб., 1897 [Палестинский Сборник, т.17, вып. 2(4)]».- С. 145 30 Ахл аз-зимма (араб. «покровительствуемые») - в исламе - иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать и получившие за это покровительство мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами. 31 Н.А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложения 2(3). СПб., 1897 [Палестинский Сборник, т.17, вып. 2(4)]».- С. 152 32 Усама ибн Мункыз. Книга назидания. (www.vostlit.info) 33 Гийом Тирский «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info) 34 Там же. 35 Там же. 36 Имеются в виду священные места мусульман. 37 Библейский патриарх Авраам. 38 Фатимидский губернатор Иерусалима. 39 Al-Qualanisi. The History of Damascus. Ed. by H. F. Amedroz. Leiden, 1908,- р. 137. 40 Гийом Тирский «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info) 41 Легман Дж, Ли Г. Ч. История тамплиеров .-М., 2001.- С. 82 42 Дж. Пуччи. Орден храма.- М., 2007.- С. 52 43 Там же. С. 54 44 А. Демурже. Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120—1314. - СПб.,2008.С. 80 45 АТАБЕК (атабег) (тюрк. ата - отец и бек - бег - властитель)- титул главы княжеств в некоторых странах Ближнего Востока в 12-13 вв. 46 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С.147 47Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С.150 48Там же. С.150 49А. Демурже Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120—1314. - СПб.,2008.С. 86 50 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С. 190 51 мусульманская династия, которая обосновывала свое право на власть в халифате родством с дочерью пророка Мухаммеда Фатимой. Фатимиды некоторое время успешно правили Египтом. Третий фатимидский халиф Хаким оказывал поддержку Каирскому университету и основал громадную библиотеку. Хаким преследовал христиан, разрушил храм Гроба Господня в Иерусалиме, а в 1020 объявил себя святым. В период своего расцвета Фатимиды подчинили большую часть Аравийского полуострова, но затем власть династии начала слабеть. После смерти в 1171 Адида, последнего Фатимида, визирь Саладин получил титул султана, признав сюзеренитет аббасидского халифа Багдада. 52Легман Дж, Ли Г. Ч. История тамплиеров.- М., 2001.- С. 106 53 Заборов М.А Истроия крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С.107 54Ибн Джубайр. Путешествие. (www.vostlit.info) 55Усама ибн Мункыз. Книга назидания. (www.vostlit.info). 56Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С.211 57 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1960. С. 101 58 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1960. С. 114 59 Там же. С. 134 60 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1960. С. 136 61 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1960. С. 137 62 Гретц Г..История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 204 63 Элиазар б.- Натан в «קונטרם גזרת תת''נו». Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 274 64 Там же. С. 355 65 Я. Кац. «Евреи в средневековой Европ»е. Иерусалим: Библиотека-Алия. 1992г. С.105 66 Гретц Г.. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 290 67 Гретц Г.. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 295 68 При крещении получил имя Эгилберт. 69 Элиазар б.- Натан в «קונטרם גזרת תת''נו». (www.vostlit.info) 70 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С. 102 71 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. – С. 47 72 Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пб., 1922. С. 144 73 שלמה בן שמעון из Майнца. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 302 74 שלמה בן שמעון из Майнца. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 302 75 Там же. С.303 76 Там же. С.303 77 Гийом Тирский «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info) 78 שלמה בן שמעון из Майнца. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 305 79 Раввинисты— (ново лат., от евр. rabbi). Те из иудеев, которые признают не только св. писание, но и большее число преданий, заключающихся в талмуде 80 Караимы (букв. «читающие»), еврейская секта, возникшая в 8 веке в Багдаде. Караимы признают Ветхий завет, единственным авторитетным источником, отрицая традицию Талмуда и раввинистические учения. 81Гийом Тирский «История деяний в заморских землях». (www.vostlit.info) 82 Kerem Chemed 4. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 325 83 Диван Иегуда Галеви у Грейгера. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 327 84С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.175 85 Алхаризи Тахемони. Диван Иегуда Галеви у Грейгера. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 328 86 Моисей ибн-Эзра Таршиах у Луцато. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 350 87 Альмохады - (от арабского аль-муваххидун, исп. — единобожники), название династии и государства в Северной Африке (1146—1269). Государство Альмохадов образовано в результате религиозного движения берберских племён, выступивших против Альморавидов. Наибольшее расширение территории к 1161 при Абд аль-Мумине. Распад государства начался в период Реконкисты. Военные поражения, особенно разгром альмохадских войск в битве при Лас Навас де Толосе (аль-Икаб) в 1212 г., явились началом конца, началом эпохи интриг и междоусобиц, сопровождавших развал альмохадской державы. 88С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.280 89С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.252 90Там же. С. 254 91 Epistolae St. Bernhardi № 363. Цит. по Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 370 92 Bouquet, recueil 14, Du- Chesre, Scriptores Franc. 4. Цит. по Гретц Генрих. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 345 93 Второй и третий Латеранские соборы (1139 и 1179). Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.208 94 Рид П.П. Тамлиеры. - М., 2007.- С. 176 95 Обвинения были связаны с «праздником Гамана, или Пуримом, который празднуется и в настоящее время. 96С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.209 97 Акт от 1183 года о дозволении парижскому архиепископу перестроить в церковь синагогу в Париже. Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.211 98История евреев «От Авраама до современности». С. 137 99 Я. Кац. Евреи в средневековой Европе. Иерусалим: Библиотека-Алия. 1992г. С. 167 100Я. Кац. Евреи в средневековой Европе. Иерусалим: Библиотека-Алия. 1992г. С. 168 101 Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пб., 1922. С. 167 102 Вениамин Тудельский. Цит. по «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. С. 345 103Там же. С. 347 104 Там же. С. 352 105 Английский летописец Вильяму Мальсмсбери утвкрждал, что сам Вильгельм Завоеватель привез с собой в Англию евреев из Руана. Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.216 106 История евреев «От Авраама до современности». С. 134 107 Евреев не хотели допускать в церковь из опасения «колдовства», ибо по такому же мотиву на коронацию не были допущены и женины. Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.220 108 Речь старого английского летописца Вальтера, сочинена по образцу речи зелотского вождя Элеазара в Масаде. Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.222 109 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.305 110 Muchaud и Иосиф Гакоген. Цит. по С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.316 111 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.319 112 Вениамин Тудельский. Цит. по «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. С. 385 113 Раббаниты, евреи, признающие (в отличие от караимов) авторитет Устного Закона. 114 Самаритяне (שׁוֹמְרוֹנִים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание шамрим, буквально «хранители» и более полное — шамрим ал ха-эмет, «хранители истины»`), религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона (более половины) и в Шхеме. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго храма на территории Самарии. Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. 115 Вениамин Тудельский. Цит. по «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. С. 392 116 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.320 117 Вениамин Тудельский. Цит. по «Три еврейских путешественника». М. Мосты культуры. 2004. С. 398 118 Гретц Г. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. 6 .1906г. С. 356 119Там же. С.360 120 Гретц Г. История евреев от расцвета Еврейско-испанской культуры до смерти Маймонида 1027-1205 гг. Т.7.1906г. С. 361 121 Там же. С.362 122 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.327 123 Абу-ль-АббасАхмад ан-Насир – багдадский халиф (1180-1225) из династии Аббасидов. Последний значительный государь из халифов Багдада. 124 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.328 125 Сефарды (ивр. סְפָרַדִּים «сфарадим», от топонима Сфарад (סְפָרַד), отождествляемого с Испанией) - субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино (джудезмо, сефардский язык). В собственной (сефардской) литургической традиции использовался сефардский вариант произношения древнееврейского языка. 126 Зимми (на арабском буквально «покровительствуемый»), термин мусульманского права, фиксирующий юридический статус «людей Писания», то есть евреев и христиан, живущих под «покровительством» (зимма) мусульманского государства. 127 В это время конца света ждали мусульмане и иудеи, а христиане боялись усиления ислама. 128Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 94 129 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 95 130 Маалуф Амин «Крестовые походы глазами арабов».- Париж.,1983.- С. 106 131 Хасан ибн Саббах – основатель воинственной шиитской секты исмаилитов-ассасинов. Которым опьяняли себя последователи Саббаха, их стали именовать « курильщиками гашиша», по-арабски (аль-хашашун). Захватив Аламут и другие крепости в горах Альбурса, Кухистана и Фарса, а также в Ливанских горах в Сирии, ассасины образовали теократическое исмаилитское государство (1090-1256 132История крестовых походов/ Под ред. Дж. Райли-Смита. М. 1998,- С. 143 133Ибн аль-Асир. История Атабакского государства в Мосуле. Каир, 1963. С. 202 134Хасан Ибрагим Хасан. История государства фатимидов. Каир, 1958. С. 107 135 Ибн Джубайр. Путешествие. Бейрут. (www.vostlit.info). 136 Там же. 137 С.М Дубнов. История евреев в Европе от начала их поселения до конца 18 века: в 4 т. 1936- Т.1 Средние века до конца крестовых походов.- М.: Мосты культуры, 2003- С.155 138Очерки истории арабской культуры 5- 15 вв. Материалы и исследования. М., 1982. С. 165 139Очерки истории арабской культуры 5- 15 вв. Материалы и исследования. М., 1982. С. 167 140 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 112 141 Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. – М.1984. С.116 142 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 134 143 Там же. С. 135 144 Медников Н.А Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. Православный палестинский сборник. Т. 18. М., 1996. С 202 145 Очерки истории арабской культуры 5- 15 вв. Материалы и исследования. М., 1982. С. 192 146 Там же. С. 193 147 Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. – М.1984. С.158 148 Маалуф Амин «Крестовые походы глазами арабов».- Париж.,1983.- С. 106 149 Мишо Г. История крестовых походов.- М., 2001. С. 97 150 Саид Абду - Фатах Ашур. Крестовые походы. Каир, 1976. С. 124 151 Там же. С.126 152 Там же. С.138 153Саид Абду - Фатах Ашур. Крестовые походы. Каир, 1976. С. 143 154 Setton K.M. A History of the Crusades. Pensilvania, 1958. С. 103 155 Cabrieri F. Arab Historians of the Crusades. L., 1969. C.129 156 Коран./ Перевод и комментарии. (9:29) И.Ю. Крачковского. М., 1998. 157 Доманин А. Крестовые походы. Под сенью креста. М. 2005. С. 114 158 Ибн Джубайр. Путешествие.Бейрут.(www.vostlit.info). 159 Эрнест Паркер. Крестовые походы. Каир, 1960. С.147 160 Там же. С. 153 161 Эрнест Паркер. Крестовые походы. Каир, 1960. С.149 162 Ибн аль-Асир. История Атабекского государства в Мосуле. Каир, 1963. С. 176 163 Setton K.M. A History of the Crusades. Pensilvania, 1958. С. 182 164 Ибн аль-Кульнусы. История Дамаска. Бейрут, 1908. С. 55 165 Там же. С.58 166Усама ибн Мункыз. Китаб аль-Итибар (Книга назидания).Принстон, 1930. (www.vostlit.info). 167 Там же. 168 Там же. 169 Усама ибн Мункыз. Китаб аль-Итибар (Книга назидания).Принстон, 1930. (www.vostlit.info). 170 Ибн Джубайр. Путешествие.Бейрут.(www.vostlit.info). 171 Автор неизвестен. Трактат «Море драгоценных добродетелей». (www.vostlit.info). 172 Цит. по Усама ибн Мункыз. Китаб аль-Итибар (Книга назидания).Принстон, 1930. (www.vostlit.info). 173Саид Абдель Фаттах Ашур. Каир, 1963. С. 178 174Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 178 175 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 184 176 Саид Абдель Фаттах Ашур. Каир, 1963. С. 188 177 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 162 178 Там же С. 166 179 Маалуф Амин «Крестовые походы глазами арабов».- Париж.,1983.- С. 157 180 Там же. С.158 181 Маалуф Амин «Крестовые походы глазами арабов».- Париж.,1983.- С. 168 182 Там же. С. 169 183 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 183 184 Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699.- М,- 1996.- С. 197 185 Доманин А. Крестовые походы. Под сенью креста. М. 2005. С. 175 |