Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

  • Введение

  • Глава 2. Положение евреев в Европе и на Святой земле в период Крестовых походов

  • Глава 3. Положение арабов в период крестовых походов.

  • Заключение

  • Мелвиль М.

  • Глава 1. Эпоха крестовых походов. §1. Начало крестовых походов

  • 23

  • 24

  • 25

  • Исламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов. Факультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеФакультет гуманитарных и социальных наук кафедра всеобщей истории
    Дата16.12.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсламский мир и еврейские общины в период Крестовых походов.doc
    ТипДокументы
    #60473
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

    ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

    КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

    «К защите допускается»:

    Заведующий кафедрой

    ______________________
    «___»_______________2010 г.

    ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

    Бакалавра

    МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И ИУДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ ЕВРОПЫ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ.

    Выполнил

    Студент __________ Друшляков М.А


    Научный руководитель

    к. и. н., доцент ___________ Попова Е.А
    Москва. 2010

    Введение…………………………………………………………………..3
    Глава 1. Эпоха крестовых походов…………………………………...10


    §1. Начало крестовых походов………………………………………......10

    §2. Исламский мир в начале крестовых походов………………….........15

    §3.Иерусалимское королевство и деятельность крестоносцев на Востоке…………………………………………………………………….18

    §4. Положения латинских государств и второй крестовый поход.........23
    §5.Расстановка сил на Востоке и третий крестовый поход……….........28
    §6. Дальнейшее развитие крестоносного движения и его итоги…........34
    Глава 2. Положение евреев в Европе и на Святой земле в период Крестовых походов………………………………………………………41
    §1.Положение еврейского населения в Европе к началу эпохи крестовых походов……………………………………………………………………..41
    §2. Положение евреев при Алморавидах и Альмохадах………………...51
    §3.Второй крестовый поход.(продолжение еврейских погромов)……...56
    §4. Последствия крестовых походов во Франции. Гоненя при Филиппе-Августе……………………………………………………………………...59
    §5. Евреи в Англии и третий крестовый поход (1189-1190)…………….67

    §6. Еврейский Восток в эпоху крестовых походов………………………73
    Глава 3. Положение арабов в период крестовых походов.

    §1. Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне первого крестового похода………………………………………………..83
    §2.Социально-экономическое ситуация на Ближнем Востоке накануне крестовых походов………………………………………………………....89
    §3. Собирание сил для противодействия крестоносцам………………101

    §4. Вооруженное противостояние крестоносцам……………………...114
    Заключение……………………………………………………………...124

    Библиография…………………………………………………………...132

    Введение.

    Крестовые походы были явлением огромной всемирноисторической важности и, вне всякого сомнении, оказали далеко идущие последствия на судьбы многих людей. Многообразные контакты Востока и Запада затронули более десятка государств в Европе и Азии, почти все области их жизни – церковь и религиозную мысль, политику, экономику, общественное устройство, литературу. Это было первое во втором тысячелетии явление, непосредственно сказавшееся на судьбах десятков тысяч людей, приведшее к массовым миграциям населения, к резкому расширению кругозора людей, к умножению культурных контактов. Можно сказать, что крестовые походы оказали влияние и на жизнь народов Западной Европы, и на население Ближнего Востока.

    Крестовые походы произошли на переломном этапе развития народов Европы и Ближнего Востока. В Европе начинался процесс складывания национальных государств. На Ближнем Востоке распался старый порядок, установленный арабскими завоевателями, и политическая ситуация определялась взаимодействием между Фатимидским халифатом и государствами турок-сельджуков. Кроме того, в рассматриваемый период на территории Ближнего Востока появились новые завоеватели – монголы. Дать четкое определение такому многоплановому явлению, каким были «крестовые походы», очень нелегко. За прошедшие с тех пор годы их оценки и отношение к ним менялось.

    Целью настоящей выпускной работы является рассмотрение и комплексное изучение положение евреев и арабов на территории Святой земли и в Европе, и через призму многообразных исторических явлений определение их роли в обществе в период крестовых походов.

    В рамках данного исследования ставятся следующие задачи:

    -рассмотреть обстановку на Святой земле и в Европе перед началом крестовых походов.

    -установить роль и положение иудеев в Европе и на Ближнем Востоке.

    А) иудеи на территории Германии.

    Б) иудеи на территории Испании.

    В) иудеи на территории Франции.

    Г) иудеи на территории Англии.

    Д) иудеи на Ближнем Востоке.

    -проследить роль и положение арабов в период крестовых походов.

    -проанализировать противостояние и взаимодействие арабо-мусульманской и средневековой европейской цивилизаций во время крестовых походов.

    Хронологические рамки работы определяются эпохой самого исторического явления – крестовые походы и ограничиваются периодом XI-XIII вв.

    Предметом исследования в выпускной работе является рассмотрение положения арабского и еврейского населения в Европе и на Ближнем Востоке через призму событий крестовых походов.

    Научная новизна выпускной работы состоит в том, что в ней достаточно широко привлекаются различные работы арабских авторов (на русском языке), а также еврейских, что помогает лучше оценить крупнейшее явление во всемирной истории глазами тех, кто находился в эпицентре основных событий.

    Актуальность представленной работы определяется тем, что события, которые происходили много лет назад, оставили глубокий след в истории разных народов и государств. Например, в ближневосточном конфликте есть ряд вопросов, которые не смогли урегулировать во времена крестовых походов

    Методологические основы.

    В работе соблюдены главные принципы исторического исследования: историзма, научности и объективности. Широко использованы и общенаучные методы: исторический, проблемный, классификационный, сравнительный.

    Значительную часть источников, на которых базируется представленная работа, составляют произведения арабских и еврейских историков - современников крестовых походов. Каждый из них воссоздает свою картину, которая, так или иначе отразилась в период крестовых походов.

    В отличие от западноевропейских хронистов, посвятивших крестовым походам немало специальных трудов, арабские авторы обычно включают сведения об этих экспедициях и о государствах крестоносцев на Востоке в исторических повествованиях о своих странах. Как правило, в этих сочинениях участники крестоносного движения лишены ореола борцов за веру, а выглядят откровенными захватчиками.

    Что же касается еврейских авторов, то период крестовых походов они считают насильственным и черным пятном в истории средневековой Европы.

    «1096 год, образующий поворотный пункт в истории Средних веков, составляет печальную эру в истории еврва.тва. Крестовые походы положили начало массовому истреблению евреев. Призыв церкви на бой с мусульманами на Востоке послужил сигналом к насильственному избиению евреев на Западе»1.

    Знаменитый арабский писатель Усама ибн Мункыз играл заметную роль при дворах сирийских и египетских правителей. Путешествовал также по Палестине и Месопотамии. Богатая наблюдениями жизнь Усамы отразилась в «Книге назидания»2 - автобиографической хронике, многие страницы которой посвящены отношениям арабов с крестоносцами и повседневной жизни в государствах крестоносцев.

    Крупнейшим арабским историком конца XII – первой трети XIII в. был Ибн аль-Асир, участвовавший в воинах знаменитого египетского султана Саладина. Его главный труд «Всемирная история»3 рассказывает о мусульманских страна до 1231 г. При этом Ибн аль-Асир не оставляет без внимания и события, связанные с крестовыми походами.

    Испанский мусульманин Ибн Джубайр в своем труде «Путешествие»4 раскрывает отношение местного населения с франками, и говорит, что они были неоднозначны. Даже в тех районах, где мусульмане сами, вшили остаться, время от времени вспыхивали бунты и совершались массовые исходы.

    Что же касается еврейских авторов, то здесь следует отметить современника первого крестового похода Соломона бен Симона5, который дает полную картину происходящего в своем родном городе Майнце и рассказывает о погромах и насильственных действиях франков по отношению к евреям.

    Следует отметить и величайшего поэта Иегуду Галеви, который путешествовал по Святой земле в 1142 году, и описывал события происходившие в Иерусалиме, «что в это время страна не испытывала неприятностей войны, так как неизнеженные пуланы, новое поколение поселившихся в Палестине христиан, любили покой, который они покупали за какую угодно цену у враждебных эмиров»6. Евреи пользовались также почетом при малых дворах христианских правителей в Палестине, и один епископ даже жаловался на то, что последние, находясь под влиянием своих жен, охотнее доверяли себя еврейским, самарянским и сарацинским врачам, чем христианским.

    Важное значение имеет труд Вениамина Тудельского « Три еврейских путешественника»7. В нем он вместе с Элиазаром бен Натаном описывает события, которые происходили на их глазах в Святой земле.

    Разные периоды эпохи крестовых походов неравномерно представлены в источниках. Если военная часть их может быть восстановлена с большой степенью адекватности, то обустроительная деятельность крестоносцев на Ближнем Востоке и, главное, практика взаимодействия двух цивилизаций, представлена в документах значительно слабее.

    Особое внимание нужно уделить и западной историографии. По - мнению историков, высказывания о крестовых походах, можно разделить на две категории. Одна содержит в себе уверения в искреннем и добросовестном желании правдиво передать историю священных войн против неверных (Раймунд Ажильский8, Фульхерий Шартрский9), другая — признание различных религиозно-назидательных и практически-политических устремлений, побуждавших авторов к написанию их трудов (Альберт Аахенский10). Суждения первой категории встречаются в хрониках довольно часто, второй - сравнительно редко. Сопоставление тех и других представляет большой интерес, ибо позволяет вскрыть внутренние противоречия в позиции хронистов, противоречия, которые сами они, естественно, не ощущали, но которые, тем не менее, объективно присущи пониманию ими собственных задач. Следуя обычно, как и прочие средневековые историки, традициям античной историографии, провозглашавшей главной целью всякого исторического труда истину. Западные историки и хронисты уверяли людей, что их цель состоит лишь в том, чтобы правдиво, точно и объективно поведать потомкам о совершившемся и притом сделать это без каких бы то ни было побочных намерений, просто ради увековечения событий.

    Труд Гильома Тирского, уроженца Палестины, имеет большое значение. Он охватывает события на протяжении ряда десятилетий и представляет собой попытку осмысления крестоносного движения и одновременно свидетельствует о некоторой эволюции самой латинской хронографии. Портретные характеристики политических деятелей, рассказ о реальных фактах из жизни государств франкского Востока все больше теснят традиционные повествования, типичное для первых глав «Истории деяний в заморских землях».11

    Обзор общих сведений о арабах и евреях на территории Европы и Святой земли можно увидеть в литературе, которая связана с рыцарскими орденами. К ним относится Рид, П.П. Тамлиеры 12, Мелвиль М. История ордена тамплиеров 13. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке14.

    Следует также выделить труд Ирвина Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699. Здесь подробно описывается исламский мир в эпоху крестовых походов, выделяются схожесть и различия между исламом и христианством.

    Большой вклад в изучение эпохи крестовых походов внес советский автор и выдающийся историк М. А Заборов, перу которого принадлежит пять книг на тему крестовых походов, как популярного, так и исследовательского характера, акцентировавшие внимание на негативных моментах деятельности крестоносцев. Такие книги как «Крестовые походы»15, «Введение в историографию крестовых походов»16, «Крестоносцы на Востоке»17.

    М.А. Заборов выступает против того, что крестовые походы имели сколь - либо позитивное значение в истории человечества, утверждал, что для западной историографии характерна «переоценка подлинного значения крестовых походов, заведомо преувеличенное представление об их настоящем месте в истории».

    Выпускная работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также из списка источников и литературы.

    Первая глава дает краткий обзор такого исторического события, как крестовые походы. Называются причины и разбираются дальнейшие события.

    Во второй главе рассматривается положение иудеев на территории Европы (Германии, Испании, Франции, Англии), а также на Ближнем Востоке.

    Третья глава рассказывает о роли и положении арабов в период крестовых походов, а также анализируется противостояние и взаимодействие двух цивилизаций во время крестовых походов.

    Глава 1. Эпоха крестовых походов.

    §1. Начало крестовых походов

    Каждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Но трудно представить себе более притягательный для современного человека, по своей романтике период, чем «рыцарское» средневековье. Расцвет средневекового рыцарства связан с эпохой крестовых походов (1096-1270 гг.), которая оказала на него огромное влияние. Как и появление, духовно-рыцарских орденов, крестовым походам предшествовал целый ряд культурно-исторических событий, характерных для Европы в XI веке. Первое, на что следует обратить внимание – это христианизация рыцарской идеологии. Рыцарство в результате энергичной церковной реформы, проводимой папой Григорием VII (ок. 1020-1085), приобрело новое самосознание, новую идеологическую основу. По мнению папы-реформатора, воинское искусство рыцарей, профессиональных, полностью интегрированных до этого в феодальную систему, должно было быть поставлено на службу «правому делу: защите христианской Европы, завоеванию Святой земли, защите паломников от насилия неверных»18.

    Вторым важным моментом становиться распространение практики паломничества. Паломничество в Святые места являлось одновременно проявлением глубокого религиозного чувства, необходимости вырваться из косной зависимости от земли и желанием возвыситься в общественном мнении. Церковь гарантировала паломникам защиту «мира Божьего»19 и проповедовала неприкосновенность тех, кто во время путешествия осенял себя крестным знамением. Отпущение грехов, обещанное паломникам, постепенно было распространенно и на тех, кто обеспечивал их неприкосновенность, прибегая, в случае необходимости, к оружию. Дороги в те времена были совсем не безопасны, и не исключалась возможность, что отдельные путники или даже целые караваны могли подвергнуться нападению разбойников, готовых на все даже из-за куска хлеба. Кроме того, поскольку основная масса паломников не допускалась в города, возникла необходимость построить на всех этапах пути приюты или убежища, в которых можно было бы содержать и животных, а также размещать повозки, если приходил караван, и госпитали для больных. Эти приюты создавались преимущественно вблизи монастырей, культовых сооружений, замков и небольших поселений.

    Третьим важным моментом, конечно же, являются сами Крестовые походы, которые стали важнейшим событие в данный период времени, и которые вытекали из первых двух – христианизация рыцарской идеологии и распространение практики паломничества.

    Урбан II 19 ноязыв 1095 года созывает Собор во французском городе Клермон в Оверни, с целью встретиться там с тремястами епископами, которых он вызвал на совет. Собор проходил с 19 по 26 ноября, на нем обсуждалось около десятка насущных вопросов церковной жизни, включая уже привычное осуждение светской инвеституры (утверждения духовного лица в должности епископа или аббата), симонии и женитьбы священников. На этом же Соборе король Филипп Французский был отлучен от церкви за любовную связь с фавориткой Бертрадой де Монфор, а так же была одобрена идея «Божьего перемирия»20. Наконец после долгих совещаний о преобразовании духовенства, об установлениях относительного порядка, справедливости и человечности был поднят вопрос о Святой земле и Иерусалиме.

    Во вторник 27 ноября последнее заседание Собора вместе с толпой мирян состоялась в поле за городом. Папский трон подняли на высокую платформу, откуда Урбан II обратился к огромной толпе, которая собралась, чтобы послушать иерарха. Он горячо призвал всех присутствующих прекратить междоусобицы, укротить свою жадность и мстительность и повернуть оружие против врагов Христа, пообещал всем, кто раскается и примет участие в этом богоугодном деле, простить их прегрешения и снять все наложенные церковью наказания. Обращение Урбана было воспринято с энтузиазмом, и в толпе раздались восторженные крики «Deus le volt!»- «Так хочет Бог»21.

    Писатель двадцатого столетия отмечал, что в знаменитом воззвании папы Урбана « соединились христианская набожность , ксенофобия и имперское высокомерие»22.Другие считали, что, провозгласив целью крестового похода именно Иерусалим- в то время как Алексей Комнин просил лишь оказать военную помощь в освобождении из-под власти турок Антиохи,- папа воспользовался невежеством и доверчивостью своей паствы.

    К ужасу самого Урбана, набольший отклик его призыв вызвал не у рыцарей - именно их он прежде всего имел в виду, а у бедноты. Возглавлял это отребье харизматический нищий проповедник по имени Петр Пустынник, объявивший, что им получено небесное послание, в котором крестовый поход благословляется Всевышним. Поход начался с погромов. Полунищее воинство под предводительством Петра Пустынника и бедного рыцаря по имени Готье Неимущего прошло через Германию и Венгрию в относительном порядке; зато двигавшийся вдоль Рейна германский отряд во главе с католическим священником Готшальком и графом Эмихом фон Лейнигеном по пути разгромил и ограбил еврейские общины в городах Трир и Кельн. 18 мая 1096 года войско крестоносцев под командованием графа Эмихо Лейнингенского подошло к стенам Майнца и потребовало впустить их в город. Архиепископ Майнцский Рутхард три дня не впускал христово воинство в пределы города, но потом уступил. Храбрые воины ворвались в еврейские кварталы и устроили резню. За несколько дней погибла вся еврейская община Майнца - самая большая община в Европе, больше тысячи человек (притом, что редкий город Европы населяло более 5000 человек). Была сожжена синагога, в которой проходили ежегодные съезды раввинов Европы. Масштабные погромы прошли в городах Руан, Реймс, Верден, Кельн, Шпейер, Вормс, Трир, Магдебург, Прага, Мец, Регенсбург и других. Крестовые походы начались с погромов и грабежей. Но это не было просто проявлением антисемитизма - грабежи и разбой для рыцарей были делом обыкновенным, а евреи просто попали под горячую руку, да и предлог был легко найден – «Их предки распяли Его, так отомстим же им»23. Тот же Эмихо Лейнингенский перед отправлением в Святую землю, чтобы запастись на дорогу деньгами, ограбил несколько церквей, а один из лидеров Первого крестового похода Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии регулярно занимался разорением монастырей в своих владениях24.
    Когда колонны крестоносцев двинулись, наконец, в поход, их путь был повсюду (еще в христианских землях) отмечен пожарами и разбоем. Норманнские рыцари Боэмунда Тарентского чинили насилия над жителями Эпира, Македонии и Фракии, через которые проходили, а один из городов полностью разрушили - в нем жили павликиане (одно из ответвлений христианской церкви). Столь же диким разбоем ознаменовался проход французских рыцарей графа Раймонда Тулузского через Далмацию - жители прятались в горах и, как писал один из участников похода, «вооруженным рыцарям нелегко было преследовать этих безоружных разбойников»
    25.

    Для цивилизаций Востока и Византии рыцари Европы были варварами, а бесчинства, чинимые ими на Балканах и даже в окрестностях самого Константинополя, заставляли относиться к ним соответственно. При прохождении через византийские земли к ним была приставлена многочисленная печенежская конница, чтобы не допускать безобразий - варвары должны были конвоировать варваров. Дикие обычаи и повадки крестоносцев поражали византийцев: во время одного из официальных приемов у императора один из рыцарей даже уселся на трон. Проходя через страны Европы крестоносцы, насильственно пытались окрестить людей другой веры. В итоге во многих городах Европы произошли страшные еврейские погромы, хотя поход был направлен в основном против мусульман. Большинство крестоносцев восприняли слова Урбана буквально так, как им хотелось, будто поход направлен против всех иноверцев, и цена их жизни – крещение, в противном случае смерть.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта