полит к. Политические координаты1. Политические координаты
Скачать 301.74 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Кемерово Исследовательский проект: «Политические координаты» Выполнила: Ядута А. С. Ученица 10 «А» МБОУ «СОШ №7» Руководитель: Филиппова А. В. Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №7» 2021 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава 1. Становление политической культуры Глава 2. Качества, преобладающие в спектрах Глава 3. Политическая поляризация Статистические данные граждан Заключение Список используемых источников Приложения ВВЕДЕНИЕ: В большинстве исследований политический спектр (политическая позиция, политическая ориентация и так далее) - способ моделирования размещения различных политических взглядов на развитие и жизнь мира, страны, государства, общества и так далее, путём их расположения на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Одними из главных функций политических координат являются: Определение политических взглядов индивида; Визуализация политических методов, лежащих в основе политики государств, политических деятелей или идеологий. Спектр позволяет сравнивать политику разных стран и политических деятелей прошлого и настоящего. Согласно данным, популярность термина «политический спектр» резко возросла за последние годы, что ознаменовало рост политической поляризации - или, как мы могли бы сказать, людей, становившихся более радикальными и фиксировавшимися в своем положении. Несмотря на довольно широкое использование этого термина, в 21 веке политический спектр подвергался критике как слишком упрощенная концепция, игнорирующая важные факторы класса и идентичности, которые определяют политику. Целью данного исследовательского проекта является ознакомление с общественными взглядами на политические спектры и установление ведущих причин на политические воззрения. Для того, чтобы достигнуть данной цели, были поставлены следующие задачи: Изучить формирование политических ориентаций; Выявить преимущества и слабые стороны спектров, намерения политиков; Определить причины, по которым люди придерживаются определенных взглядов; Провести опрос среди групп лиц разных возрастных категорий. Опираясь на данные, раскрыть сущность политических убеждений; Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: Эмпирические методы – изучение литературы, описание, сравнение, опрос; Теоретические методы – анализ, классификация, систематизация. Основными источниками информации, которые применялись в составлении исследовательского проекта, являются данные с сайтов: https://inosmi.ru/politic/, http://www.eedialog.org/, а также текстовые источники: «Размышления о политике» - Ицхак Калдерон Адизес. ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Политическая культура представляет собой совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников определенной системы, оказывающих влияние на политику. Это политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях разных общественно-политических институтов, о политике и власти. Являясь элементом как политической, так и культурной системы общества, политическая культура объединяет только те культурные элементы, которые действуют в политическом процессе, при этом активно взаимодействуя с другими видами общественной культуры: правовой, религиозной и т.д. Политическая культура формируется на протяжении жизни множества поколений под влиянием различных факторов, среди которых можно выделить: исторические факторы – предыдущий опыт социально-политических преобразований; национальные факторы – национальные традиции, часто закрепленные в национальном эпосе, мифах; социальные факторы – система социальных отношений, уникальная в рамках данного общества (семейные отношения, межличностные отношения); идеологические факторы – представленность политических убеждений в рамках научной мысли, культурные особенности политической рефлексии; экономические факторы – доминирующая в данной стране система экономических отношений. Все факторы, определяющие политическую культуру, характеризуются относительной стабильностью и изменяются только в процессе глубоких социальных трансформаций. Каждой политической системе отвечает особенная базовая модель политической культуры, проявляясь в каждой стране в национально-специфичной форме. Условно можно выделить два основных компонента политической культуры: культуру политического сознания и культуру политического поведения. Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной группы (коллектив, нация и т.п.) комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, традиций, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность. Политические представления – образы политических объектов (институты власти, политические партии, политические лидеры и т.п.), которые формируются в сознании человека под воздействием общения и политического воспитания. Являясь феноменами сознания человека, они могут с большей или меньшей степенью достоверности отражать реальность, быть логично структурированными или существовать на уровне эмоций. Политические убеждения – это осознанные потребности человека, которые толкают его на определенные действия в сфере политики. Важную роль в формировании политических убеждений играют политические ценности – моральные принципы, нормы и идеалы политической жизни, которые имеют значение для отдельных индивидов и социальных групп. Воплощение политических представлений, убеждений, ценностей и традиций в действительность осуществляется посредством политических установок и ориентаций. Политические установки характеризуют склонность человека к определенным формам активности в области политики. Возможны как активные политические установки, когда человек склонен включаться в политическую жизнь (регулярно брать участие в выборах, ходить на митинги или состоять в партии), так и пассивные, когда человек склонен избегать участия в политической жизни общества. Политические ориентации, являясь видом политических установок, базируются на системном представлении человека о целях, планах и способах осуществления политических действий, которые он выполняет. ГЛАВА 2. КАЧЕСТВА, ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ В СПЕКТРАХ Горизонтальная ось обозначает "Экономически левых" и "Экономически правых". Многие по ошибке думают, что это просто "левые" и "правые", однако понятие "лево-право" содержит сразу несколько параметров. Левая часть оси обозначает ситуацию, когда экономика полностью управляется государством или коллективом, а правая часть – обозначает полностью нерегулируемый рынок. Можно показать, например, Сталина, Мао и Пол Пота, с их приверженностью полностью контролируемой экономике, на левом фланге. Социалисты, такие как Махатма Ганди и Роберт Мугабе, заняли бы менее крайнюю левую позицию. Маргарет Тэтчер была бы намного правее, но еще правее был бы кто-то вроде крайнего сторонника свободного рынка, генерала Пиночета. (Приложение 1) Вертикальная ось обозначает "авторитаризм" и "либертарианизм". Под «авторитарным» здесь понимается централизованный политический режим, перед которым человек является крайне несвободным. «Либертарианизм» наоборот обозначает общество, где человек имеет широкие социальные свободы вплоть до анархизма, где государства вовсе нет. (В данном случае «либертарианизм» обозначает не либертарианство как идеологию, а общее направление, в основе которого — стремление к максимальной свободе человека). И экономический, и социальный параметры являются важными для надлежащего политического анализа. Добавляя социальный параметр, можно показать, что Сталин был авторитарным левым (то есть государство более важно, чем индивидуум), и что Ганди, веря в высшую ценность каждого индивида, является либертарным левым. В то время как первый предполагает навязанный государством произвольный коллективизм в крайнем верхнем левом углу, в крайнем нижнем левом углу - добровольный коллективизм на региональном уровне без участия государства. Координаты также ясно показывают, что, несмотря на распространенное мнение, противоположностью фашизму является не коммунизм, а анархизм, а противоположностью коммунизма (т. е. полностью спланированной государством экономики) является крайне дерегулированная экономика. Гитлер в экономическом масштабе не был крайне правым. Его экономическая политика была широко кейнсианской, и слева от некоторых сегодняшних лейбористских партий. Итак, как же нам разместить, например, какое-то государство на координатах? Самый простой способ — взять наиболее авторитетные из уже существующих экспертных оценок. Например, вначале определяемся с положением государства по «социальной оси» — берём оценку уровня политической свободы в государстве, а так же «индекс демократии». Зная среднюю оценку, мы можем разместить государство выше или ниже на оси. Для размещения по «экономической оси» смотрим оценку участия гос-ва в экономике, но можно также оглянуться на уровень «экономической свободы» и «индекс защиты прав собственности», чтобы оценить «качество» экономики. После — двигаем позицию государства левее или правее. «Центристами» на координатах являются системы с социальной капиталистической экономикой и, обычно, демократической формой правления, например — христианские демократы и социальные либералы. Центризм заключается в балансировании между общественным равенством и общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо. С понятием центризм связаны левоцентризм и правоцентризм, которые сочетают центризм с уклоном в соответствующую сторону политического спектра. Различные политические идеологии, такие как христианская демократия, могут быть классифицированы как центристские. К «Либертарным правым» относят классических либералов и анархо-капиталистов, для которых важен свободный рынок и широкие социальные свободы. Между либертарно-левыми и либертарно-правыми можно расположить анархо-мютюэлизм. А между либертарно-правыми и авторитарно-правыми обычно ставят системы, совмещающие консервативную и либеральную политику. В основе капитализма лежат следующие признаки: Эксплуатация труда рабочего класса представителями частного капитала; в качестве товара выступает рабочий класс; товарно-денежные отношения носят господствующий характер; монополизация частного капитала на средства производства; Широкое общественное разделение труда. «Авторитарными Правыми» являются режимы, для которых регулировать социальные отношения в обществе куда важнее, чем регулировать рынок. Это различные фундаментаристы и консерваторы, часто — монархисты. Между «АЛ» и «АП» находится фашизм, противостоящий как свободному рынку, так и плановой экономике, совмещая в себе разные черты этих систем. Консерватизм - это по сути идеология, базовыми ценностями которой является сохранение традиций и порядка. Традиции могут быть классическими либеральными с добавлением морали и протестантской религии - тогда перед нами неоконсерватизм. Традиции могут быть монархическими и тогда перед нами классический консерватизм или же, если в нашей стране, православно-монархический консерватизм. Традиции могут быть связаны с попыткой сохранить советское культурное наследие, тогда перед нами советский консерватизм. Все консерватизмы имеют общие черты: Боязнь крупномасштабных изменений, запрет на радиальные попытки реформ или революций из опасения ухудшения ситуации. Ограничение ценностей прогресса и свободы во имя сохранения безопасности и комфорта части населения или всего населения. Частое подчёркивание моральных и религиозных ценностей, борьба с переопределением смысла биологического пола, сексуальными девиациями, тоталитарными сектами. Социальная благотворительность, отрицание идеи борьбы всех против всех или некоторое её смягчение. Отрицание "аморальных явлений" таких как проституция, наркопотребление, порнография часто без понимания причин этих явлений. Болезненное отношение к этническому смешиванию, плавильному тиглю этносов, отстаивание этнических и культурных традиций своего этноса. Тяготение к этатизму, к поклонению национальной государственности, антиглобализму или альтерглобализму (в случае США - к изоляционизму). К «Либертарным левым» относят, конечно же, «социальных анархистов», которые совмещают широкие социальные свободы с плановой экономикой. Между «ЛЛ» и «АЛ» располагают демо-социалистов и социал-демократов. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Либерализм в общем — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния. Переизбыток либеральности рождает анархию, которая признаёт власть хаоса. При таком развитии ситуации никто не хочет работать, и все хотят наивысших благ комфортной жизни. ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ Политическая поляризация - это расхождение политических взглядов на идейные крайности. Практически все споры о поляризации в политической науке изучают поляризацию в контексте политических партий и демократических систем правления. Полемику между левыми и правыми либералами можно свести к двум измерениям: вопросам о налоговой системе и позитивной дискриминации. Левые либералы исторически выступают за прогрессивную шкалу налогообложения и разумно высокий уровень налогов для тех, кто зарабатывает очень много или у кого очень много собственности. Эта дискуссия вновь актуализировалась сейчас, в частности, под влиянием работы Томаса Пикетти «Капитализм в XXI веке», в которой показано, что вместе с замедлением темпов глобального экономического роста уровень неравенства растет по всему миру. Правые либералы отвечают, что любые налоги, которые люди платят сверх тех услуг, которые им оказывает государство, — это грабеж. Я могу платить высокие налоги при условии, что понимаю, что мне государство возвращает взамен, — например, в виде современной армии или эффективной полиции. Но идея перераспределения доходов от богатых к бедным при помощи бесплатного здравоохранения, образования и каких-то других систем, с точки зрения правых либералов, является аморальной. Мы можем помогать другим людям, если сами этого хотим. Но это не должно быть принуждением со стороны государства. Правые либералы утверждают: если вы выступаете за честный рынок, вы полагаете, что у всех индивидов на старте одинаковые условия. А больше ничего для свободы и справедливости не нужно — любое вмешательство сделает только хуже. Поэтому правые либералы выступают против разных форм позитивной дискриминации: специальные условия никому не нужны. Талантливый человек из плохого района все равно сможет многого добиться в жизни, если у всех равные возможности. Даже если это будет тяжелее, чем его богатому сверстнику. При этом для правых либералов всегда очень важна тема благотворительности. Если ты богатый человек и хочешь поделиться своими деньгами, никто этого не запрещает. Это твой частный выбор, и ты как разумный рыночный агент можешь распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению. У левых либералов универсального ответа на все проблемы в стиле «рынок все отрегулирует» нет, они считают, что нужно каждый раз искать баланс индивидуальных свобод и общественного блага. Когда мы принимаем решение относительно, например, квоты для женщин в парламенте, нужно думать о том, как эти квоты должны быть устроены, действительно ли они нужны, действительно ли так будет лучше. Из леволиберальной перспективы проще критиковать социальные практики, которые нас окружают. Когда левые либералы выступают за ограничение оборота оружия, они апеллируют к тому, что государство должно это регулировать ради общей безопасности. Правые либералы будут говорить, что это просто рынок и вмешиваться не надо. Однако некоторые ученые несогласны с тем, что мы должны воспринимать поляризацию как нечто совершенно плохое. Чинг-Син Ванг обнаружил, что поляризация может повысить уровень представительства. Также Сесилия Теста утверждает, что поляризация делает кандидатов более дисциплинированными и подотчетными. Согласно ее статье, поляризация ведет к усилению контроля над коррупцией в правительстве. Поляризация усиливает конфликт между партиями, в результате дебаты становятся напряженнее и проще. Партии уходят от сложных технических формулировок, к простым аргументам и взаимным обвинениям. Это снижает уровень дискуссии, но и уменьшает когнитивную стоимость для избирателей: им проще опознать партию с близкими им предпочтениями и следить за дискуссией. Обнаружено, что при поляризации партии фокусируются больше на слабостях оппонента, но именно негативная информация лучше воспринимается и позволяет понять больше. Как следствие поляризации политика становится интересной, и вовлеченность общества растет. Обычно люди не вовлечены в политику. Когда партии идеологически находятся друг от друга дальше, избирателям легче понять, за что они выступают. Поляризация помогает гражданам выбирать те партии, которые лучше всего представляют их интересы.Обнаружено, что по мере увеличения поляризации избиратели сильнее отождествляют себя с идеологически своей партией. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАН. По статистическим данны, молодые люди убеждены, что основополагающим критерием, заставляющим их придерживаться тех или иных взглядов, являются сами права человека и гражданина. В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны. Мы не должны и не можем здесь кого-то выделять. В сущности, чтобы принять концепцию прав человека, достаточно лишь признания этих двух убеждений или ценностей. Именно поэтому права человека получают поддержку со стороны всех мировых культур, всех цивилизованных правительств и всех основных религий. Почти повсеместно признано, что власть государства не может быть безграничной или произвольной, она должна быть ограничена необходимостью обеспечить хотя бы минимальные условия всем, кто находится под его юрисдикцией, чтобы они могли жить с чувством человеческого достоинства. Из этих двух основных ценностей можно вывести многие другие, и с их помощью точнее определить, как на практике должны сосуществовать люди и общества. Например: Свобода: поскольку человеческая воля составляет важную часть человеческого достоинства. Принуждение делать что-то вопреки нашему желанию принижает человеческую личность. Уважение к другим: поскольку отсутствие уважения к другим не позволяет оценить их индивидуальность и их человеческое достоинство. Недопустимость дискриминации: поскольку равенство людей в человеческом достоинстве означает, что мы не можем судить о правах и возможностях людей, исходя из их физических или иных признаков. Терпимость: поскольку нетерпимость указывает на отсутствие уважения к различиям, а равенство не означает тождественности или единообразия. Справедливость: поскольку люди, равные в своей принадлежности к человеческому роду, заслуживают справедливого отношения. Ответственность: поскольку уважение к правам других людей предполагает ответственность каждого человека за его действия и требует от него усилий, направленных на реализацию его прав и прав всех людей. (Приложение 2). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе написания исследовательского проекта были детально изучены политические ориентации, установлены факторы, заставляющие граждан придерживаться определенной политической позиции. Выявлено, что ввиду политической поляризации, распространяющейся так же стремительно, как распространяется известность политических спектров, в обществе растёт конфликт. В то же время, такая поляризация не обязательно приводит к тому, что приверженцы политических взглядов всегда встают по разные стороны какого-то вопроса. Сущностными намерениями любого политика являются: стремление использовать власть в соответствии со своим видением решения политических и других общественных проблем, основываясь на идейно-политическая ориентациях и используя самодеятельные и добровольные начала. Таким образом, структура политического спектра многообразна, а процесс функционирования его частей эффективен тогда, когда действительно есть существенные факторы, направляющие и объединяющие общество; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Интернет-ресурсы: Учебное пособие. «Политическая психология» (Электронный ресурс). https://core.ac.uk/download/pdf/38549887.pdf (Электронный ресурс) Публичная политика, развитие и институты: логика сопряжения смыслов и “забытые вещи” в новой бытийной реальности (Электронный ресурс) https://www.politstudies.ru http://web.kpi.kharkov.ua/sp/lektsii-po-politologii/ Центристская партия России https://vk.com/centrpartyrussia https://ru.qaz.wiki/wiki/Party_platform https://inosmi.ru/politic/ Текстовые источники: «Insights on Policy»/ «Размышления о политике» - Ицхак Калдерон Адизес. «На пути из третьего мира в первый. Взгляды и убеждения» - Ли Куан Ю. «Государственность и анархия» - Михаил Александрович Бакунин. Мэтью Гудвин и Роджер Итуэлл «Феномен современного национал-популизма» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ценности, имеющие лидирующее значение для граждан |