Лекция 2. Лекция История политических учений
Скачать 48.5 Kb.
|
Лекция 2. История политических учений. Вопросы: 3. Рациональные политические учения 4. Утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы 5. Либеральные политические теории 1.Политические представления Древнего мира Путь, которое прошло человечество от первых форм государственных образований до политических систем современности невозможно осмыслить без представлений, возникших в глубокой древности и прошедших долгую эволюцию вместе с развитием человека и общества. Уже первые представления о политике можно найти в исторически первых цивилизациях и государств Древнего мира, Востока. Это мифологические трактовки мира. Конфуций в своих трудах использовал простую аналогию, сравнивая государство и властные отношения в нем с большой семьей, в которой дети должны подчиняться воле отца. А мыслители Древнего Китая Мо-цзы и Шан Ян обращались к проблемам государственного управления и законодательного регулирования. Их политические воззрения содержатся в древнеиндийских трактатах «Веды» и «Упанишады», а в последствие – в «Законах Ману». Но становление первых концепций политики начинается в античности и связано с именами двух великих философов: Платона и Аристотеля Этические основы политики заложил древнегреческий мыслитель Сократ. Рассвет политической теории, начатый Сократом продолжился в Платоне. Именно последний заложил фундамент теорий социалистического типа и в идеальном государстве видел, что собственность должна является общественной. В идеально устроенном обществе, по убеждению Платона, нет рабства. Основными социальными группами являются свободные земледельцы и ремесленники, воины и правители – наиболее образованная, умудрённая часть общества, которых Платон называет философами. Основной труд Платона «Законы», в нём он попытался построить рациональную модель идеального государства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Он один из первых указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями, разделением труда, появлением классов, неравенства. Учеником Платона был Аристотель, но он высказывал свою, отличную от Платона точку зрения на государство и политику. Аристотель рассматривал государство как естественный результат общественного развития и высшую форму общения людей, которая позволяет выразить человеку свою сущность, изначально политическую, – «человек по природе своей есть существо политическое, потому что он существо коллективное».1 *1.Аристотель. Политика // Сочинения. – М.,1983. – т.4. – С. 460. Аристотель рассмотрел отношения человека с государством и предложил понятие «гражданин», относящееся к тем, кто обладает набором определенных правил и выполняет в государстве определенные функции. 2. Средневековье и развитие политической мысли В эпоху средневековья развитие политического знания происходило под непосредственным влиянием христианской церкви, которая защищала теократическую концепцию государства. Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, состоял в том, что верховная власть должна принадлежать церкви, которой подчиняется власть светская. В средние века господствовала христианская политическая доктрина, которая брала свои идеи из библейского учения, провозглашавшего равенство всех людей перед Богом, ценность каждой человеческой личности, божественную предопределённость, отдельное сосуществование духовной и политической власти. Важным вкладом христианства следует считать то, что античное культурное наследие и традиции образовали тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей. Средневековый мыслитель Августин в своём труде «О граде Божьем» рассматривал многие вопросы, и в том числе и политическую жизнь государства. История человечества, по мнению Августина, это вечная борьба добра со злом и в этой борьбе, единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели, в граде Божьем. В ХШ столетии мыслитель – богослов Фома Аквинский так же размышлял над вопросами государственной власти, права, морали, экономики. На взгляд Фомы Аквинского: «Государственное сообщество является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели» (1). Представления о периоде средневековья как о застое в общественной жизни и мысли не совсем справедливы. В этой связи больше прав Ф. Шлегель, заявивший: «Если средневековье и можно сравнить с тёмной ночью, то эта ночь звёздная». 3. Рациональные политические учения Утверждение совершенно новых стандартов человеческого бытия и отход от феодального уклада жизни составлял новое содержание эпохи Возрождения и Нового времени. Для этой эпохи характерен критический пересмотр религиозных учений, формирование философского типа мышления, утверждения гуманистической культуры, светского искусства. Мыслители того времени видели своё предназначение не в построении моделей идеального государства, а в умении понять и объяснить природу происходящих политических событий и изменяющихся отношений. Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянский ученый Николо Макиавелли (1469-1527). Происходящие глобальные перемены эпохи Возрождения и Нового времени, произошедшие как в мировоззрении, так и в социально-экономическом и политическом устройстве повлияли на мировоззрение мыслителя. Никколло Макиавелли и Эразм Ротердамский в своих политических воззрениях возвращаются к рационализму, пытаясь отделить политическое от религиозного. В этой связи есть высказывание Ф. Бэкона о Макиавелли: «Нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди а не о том, как они должны поступать».1 Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Это и укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Особенностью политических воззрений Н. Макиавелли является то, что свои выводы он основывал не на базе теологии, а на анализе обширного эмпирического материала и произведений античных авторов. В своих знаменитых произведениях «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции», он заложил основы современного понимания политики и выделил знания о политике в самостоятельную отрасль. 4. Утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Основная генеральная идея всех утопистов - это установить общество социальной справедливости, в котором трудящиеся получили бы заслуженную ими долю общественного богатства. Это описано у Т. Мора в его знаменитой «Утопии». По убеждению Т.Мора и Т.Кампанеллы прекращение производства предметов роскоши, ликвидация всякого рода излишеств, превращение всех работоспособных членов общества в производителей материальных благ сделает возможным осуществление принципа: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Этот принцип, рассматриваемый сам по себе, вне исторического контекста, в рамках которого он был сформулирован, представляется сугубо утопическим. Однако под потребностями, подлежащими удовлетворению, и Мор, и Кампанелла понимали лишь удовлетворение насущной жизненной нужды. Удовлетворение всех потребностей в системах раннего утопического коммунизма предполагает, как это ни парадоксально, всемерное их ограничение, повсеместный аскетизм. 5.Либеральные политические теории Либеральная философия возникшая в XVII веке обосновывает необходимость гражданского общества, т.е. ликвидации сословных привилегий, узаконения гражданских прав и свобод (свободы вероисповедания прежде всего), равенства всех граждан перед законом. Именно в гражданском обществе либералы видели воплощение социальной справедливости. Либеральная философия произвела переворот в двух важных представлениях, а именно в представлении о человеке и в представлении о государстве. Великий философ либерализма Т. Гоббс представляет человека одиноким, зависящим только от себя самого и находящимся во враждебном окружении, где его признание другими определяется лишь властью над этими другими. Существование людей предполагает не любовь и солидарность, а непрерывную войну, причем «войну всех против всех». Задолго до либеральных теоретиков переворот в идее государства произвели Лютер и Кальвин. Они обосновали возникновение богатых как носителей власти, направленной против бедных. Позже появляется тот тип государства, который Гоббс назвал «Левиафаном»- библейским чудовищем, поскольку только такой наделенной мощью, бесстрашием и авторитетом страж мог ввести в «законные рамки конкуренцию – это «войну всех против всех». Дж. Локк – другой мыслитель либерализма провозглашает приоритет частной собственности в государстве, которая стала основой гражданского общества. Высказывания французского политического либерала Шарля Луи де Монтескье выразилось в его главном политическом произведении «О духе законов», где он выделял три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей, прежде всего, состоит в том, чтобы они принадлежали разным государственным органам. Средство, предложенное Монтескье для предотвращения вырождения демократии в тиранию есть комбинирование и взаимное балансирование различных ветвей власти впоследствии получившее название принципа разделения власти. Вопросы: 1.Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада? 2. Существуют ли различия в объяснении природы государства у мыслителей Востока и античных Греции и Рима? 3. Чем отличается понимание государства у Аристотеля от его трактовки Платоном? 4.В чем единство и различие идей Аврелия Августина и Формы Аквинского? 5.В чем проявился реализм политической концепции Н.Макиавелли? 6. По каким критериям Аристотель различал государства? 7.Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер? 8.Почему Н.Макиавелли считается родоначальником западной политической науки? 9. В чём заключается генеральная идея всех утопистов? 10. Назовите основные положения либеральной философии и их представителей. 11. Назовите основные мысли разработанные Шарлем Луи де Монтескье. 1Бэкон Ф. Соч.- М.,1977, Т.1.-с. 401. |