Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • Контрольная работа по дисциплине «Политология» Тема

  • политология. кр политология. Развитие политической мысли в xviixix вв


    Скачать 38.99 Kb.
    НазваниеРазвитие политической мысли в xviixix вв
    Анкорполитология
    Дата29.10.2020
    Размер38.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр политология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #146575



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    Контрольная работа

    по дисциплине «Политология»
    Тема: Развитие политической мысли в XVII–XIX вв.


    Институт непрерывного и
    дистанционного образования
    Направление подготовки

    38.03.04 Государственное и муниципальное управление
    Направленность (профиль)

    Государственная и муниципальная служба

    Кафедра

    Государственного и муниципального управления
    Дата защиты: ________________

    Оценка: ________________




    Студент

    Лаврова Виктория Евгеньевна

    Группа ИНО ЗБ ГМС-20 КУ

    Руководитель

    Трофимов Андрей Владимирович, профессор


    Екатеринбург

    2020 г.

    Содержание

    индивидуализм демократизм политология

    Введение

    1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях XVII – XVIII вв.

    2. Либеральные теории XIX века

    3. Социалистическая мысль XIX века

    Заключение

    Список литературы
    Введение

    Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. . Следуя принципу историзма, в этой работе будут рассмотрены идеи наиболее ярких представителей политической мысли.

    История политологии — процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути. Чем оно шире, многослойное и глубже, что достигается в процессе постоянных исследований, тем больше оно соответствует реальному положению в мире политического.

    Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет то, как исследователь подходит к предмету своего интереса. Под «традицией» здесь подразумеваются формы организации науки, системы теорий, идей, методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д. Как и все знание об обществе, политическая мысль развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе:

    - общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов и т.п.;

    - господствующих в обществе идей, в первую очередь - философских воззрений;

    - степени развития науки, культуры;

    - религиозных представлений;

    - уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды.

    А также других факторов.

    Индивидуализм и демократизм в западных учениях XVII-XVIII вв.
    Индивидуализм – концепция, рассматривающая отдельного индивида как основное движущее начало в обществе. В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, не зависимо от общества способна устанавливать законы собственной нравственности и поведения.

    В Англии в 17 в. сформировались 2 доктрины:

    1. Доктрина естественных прав человека – каждый человек, вне зависимости от своего происхождения, обладает одинаковыми правами.

    2. Доктрина общественного договора – правитель получает власть не от Бога, а от народа.

    Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Работа «Левиафан». Считал, что человек в естественном состоянии жесток, стремиться к удовлетворению личных потребностей («человек человеку волк»).

    Джон Локк (1632-1704 гг.). Полемизирует с Гоббсом. Считал, что в естественном состоянии каждый человек держится отдельно от другого, все равны и войны друг с другом не происходит.

    Философы-просветители разрабатывали свои идеи в 18 в. во Франции. Здесь важно – культ свободы, личности, разумности, правитель (монарх, государство, парламент) должен заботиться о населении.

    Шарль Монтескье (1689-1755 гг.). «О духе законов». Разрабатывал:

    а) теория зависимости типа госустройства от его географического месторасположения.

    б) теория разделения властей: исполнительная, законодательная, судебная.

    в) теория мирного сосуществования государств. Рассылал письма монархам с предложением заключать мирные договоры, поскольку война – это глупость и варварство. Считал наилучшей формой правления республику, но во Франции должна быть монархия.


    Либеральные теории XIX века
    Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

    Либерализм - это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность.

    Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 - 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии.

    От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Великой Французской революции в частности.

    Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим.

    С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива социального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.

    Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соответствовала действительности. Кризисы перепроизводства периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось.

    Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистический способ производства перешел в монополистическую стадию. Свободная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран.

    Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более организованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии.

    Необходимость государственного регулирования экономики и социальных конфликтов становилась все более очевидной.

    Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и партиями.

    В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либерализм (конец 19 - 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал-демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части постулатов классического либерализма. Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную доктрину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики. Уже в конце 19 века либеральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собственности.

    Социалистическая мысль XIX века
    Понятие «социализм» призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества. Понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

    В концепциях первой группы предполагается, что достойная жизнь трудящихся может быть достигнута в обществе, основанном на сочетании общественной и частной собственности на средства производства. Концепции второй группы предлагают создать общество, основанное исключительно на общественных формах собственности, что предполагает полное социальное и имущественное равенство граждан.

    Первый исторический тип социалистической идеологии - это гуманистический социализм первой половины 19 века, называемый также утопическим социализмом. Гуманистическим это социализм назван потому, что его создатели, формулируя основные черты общества социальной справедливости, исходили из интересов человека вообще, а не представителя какого-либо класса или слоя, хотя наибольший выигрыш реализация предложенной модели должна была принести людям труда.

    В 40-е годы 19 века возник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, а также научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленного Карлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условиях роста рабочего движения.

    Переход к новому обществу возможен лишь путем классовой борьбы и социальной революции, которую осуществит рабочий класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законов общественного развития.

    Идеология социал-демократии, сформировавшаяся в 90-е годы 19 века, возникла как критика, ревизия марксизма. Ее основные положения были разработаны германским социал-демократом Эдуардом Бернштейном и постепенно приняты международной социал-демократией, хотя и не без острой борьбы мнений.

    Пересмотр марксизма оказался возможен и неизбежен, поскольку в последние десятилетия 19 века стало очевидно, что положение рабочего класса не ухудшается с развитием капитализма, как предсказывал К. Маркс, а улучшается. Из этого факта Э. Бернштейн сделал далеко идущие выводы, не потерявшие своего значения в наши дни, и разработал программу построения демократического социализма.

    Поскольку экономическое развитие в условиях капитализма ведет к росту материального благосостояния рабочих, задача социал-демократических партий должна заключаться в совершенствовании существующего общества.

    Необходимым условием такого совершенствования является политическая демократия. Э. Бернштейн обратил внимание на то, что последовательная реализация основных либеральных принципов политического устройства ведет к ликвидации политического господства буржуазии, если рабочий класс сумеет организоваться и будет постоянно поддерживать свою партию на выборах.

    Таким образом, следовало бороться за углубление политической демократии, победу партии рабочего класса на парламентских выборах, формирование социал-демократического правительства. Такое правительство при поддержке парламентского большинства должно неуклонно осуществлять программу растянутых во времени реформ, направленных на улучшение материального положения рабочего класса, рост его социальной защищенности, повышение культурного и образовательного уровня и т.п.

    Заключение
    Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

    Разнообразные идейно-политические течения западной мысли представляют собой сложные и многоплановые явления, проявляющиеся в различных вариациях, как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Каждое из них составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства или правительственной коалиции. Вместе с тем они представляют собой нечто большее, а именно типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, системы воззрений, установок, ориентации, теорий, доктрин.

    От развития политической мысли Запада зависит расстановка идеологий и политики многих стран в мире.

    Литература
    1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н. История политических учений / Н.Н. Азаркин, В.Н. Левченко. – М.: Проспект, 1996. – 185с.

    2. Введение в политологию: Словарь-справочник/Сост. Г.Л. Купряшин, Т.П. Лебедева, Г.И. Марченко и др. Под ред. В.П. Пугачева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 264 с.

    3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511с.

    4. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 912 с., с. 452 – 458.

    5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред.акад.РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсеянца.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 944с.

    6. Политическая энциклопедия в 2 т; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999: Т. I. – 750 с., с. 92, 427, 720; Т. II. – 710 с., с. 52.



    написать администратору сайта