Главная страница
Навигация по странице:

  • Факультет музыкального искусства Кафедра музыкального образования Аннотация На хоровое произведение И.С. Мельника «Кто, волны, вас остановил».

  • Работу выполнил Студент I курса очного отделения Группа 07146 Фролов А.Р. Класс преподавателя Свирской Е.В.

  • Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

  • «Вокально-хоровой анализ»

  • Темповые

  • Исполнительские

  • Кто, волны, вас остановил. Факультет музыкального искусства Кафедра музыкального образования Аннотация На хоровое произведение И. С. Мельника Кто, волны, вас остановил


    Скачать 2.62 Mb.
    НазваниеФакультет музыкального искусства Кафедра музыкального образования Аннотация На хоровое произведение И. С. Мельника Кто, волны, вас остановил
    Дата25.12.2022
    Размер2.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКто, волны, вас остановил.docx
    ТипДокументы
    #863336


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Московский государственный институт культуры»

    Факультет музыкального искусства

    Кафедра музыкального образования

    Аннотация

    На хоровое произведение И.С. Мельника «Кто, волны, вас остановил».

    Работу выполнил

    Студент I курса очного отделения

    Группа 07146

    Фролов А.Р.

    Класс преподавателя Свирской Е.В.

    Химки,2023

    «Кто, волны, вас остановил»

    Музыка И. Мельник Слова А.С. Пушкина

    Ион Саулович Мельник (1935-2018)- Русский композитор, родился в Москве, начал свой творческий путь в ансамбле песни и пляски Центрального дома детей железнодорожников под руководством Семёна Дунаевского в качестве домриста и концертмейстера. Благодаря своему исполнительскому мастерству удостоился чести стать вторым исполнителем в СССР концерта для домры с оркестром Н.П. Будашкина. Своими успехами Ион обратил на себя внимание Исаака Дунаевского, который принял участие в его профессиональном формировании. Срочную службу в Вооруженных силах СССР Ион проходил в должности концертмейстера Ансамбля песни и пляски Северного флота. Он написал ряд песен, вошедших в золотой фонд репертуара этого коллектива.

    Одной из основных тем в творчестве И. С. Мельника стала тема Великой Отечественной войны. Он создал ряд музыкальных коллективов, включая Ансамбль песни и пляски Московского округа войск противовоздушной обороны; на протяжении трех десятилетий был музыкальным руководителем Театра фронтовых новелл, созданного Героем Советского Союза вице-адмиралом Г. Н. Холoстяковым и включавшего в себя вокальный октет ветеранов Дважды Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии. Ион Мельник — автор инструментальной музыки и множества песен; его хоровые произведения, включая хор «Над Хатынью колокола», награждались премиями на международных конкурсах и с 1970-х годов входят в хрестоматии хоровой музыки.

    Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) - Знаменитый русский поэт, родился в Москве в дворянской помещечьей семье. В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение. Стихотворение А.С. Пушкина «Кто, волны, вас остановил» делится на три четверостишья. А в музыкальном произведении четыре части.

    Основа произведения-стихотворение Пушкина. Оно было написано летом 1823 года. В это время поэт находился в южной ссылке в Одессе, где впервые увидел Черное море. В этом стихотворении Пушкин проводит параллель между морем и собственной жизнью- он смотрел на море и видел себя со стороны. Он понимал, что не может распоряжаться своей собственной жизнью, также как и море не может выбирать между штормом и штилем. Также здесь отражается тесная связь с восстанием декабристов 1825 года.

    • Характер: Уверенный, решительный

    • Форма: куплетно-строфическая

    • Темп: risoluto (

    80-96)

  • Тональность: d-moll, в процессе развития ряд отклонений

  • Размер: смешанный (4/4,3/8)

  • Склад письма: гомофонно-гармонический, с элементами подголосочной и имитационной полифонии

    В первой части обращает внимание не на темп, а на характер исполнения – решительно.



    Вторая часть начинается со слов «Чей жезл…» здесь музыка нежная, тихая. Третья часть «Взыграйте…» снова исполняется решительно, бодро. Стоит отметить, что вместе с характером здесь меняется размер, который дирижируется по 2-х дольной схеме. Четвертая часть «Где ты…» медленная и здесь кульминация всего произведения на ff. А в конце все успокаивается, и слышны только отголоски той самой грозы «Промчись поверх невольных вод», здесь динамика уходит на pp.


    Основная тональность d-moll. Чтобы показать разность частей и эффект волн, автор музыки отклоняется в g-moll, F-dur, D-dur, A-dur.

    Часто используются интервалы примы, терции, квинты, кварты, секунды, октавы. Такие интервалы также передают эффект волны, решительности, спокойствия. Гармония здесь очень разнообразная: T, S, D, VII, II.

    Ритмический рисунок в первой части ровный, только однажды встречается восьмая с точкой, и шестнадцатая. Во второй части он тоже ровный, на фоне долгой длительностей (целая, половинки, половинка с точкой) идет изложение тем мелкими длительностями (восьмыми). В конце второй части при постепенном замедлении заключительный аккорд выдерживается на фермате. В третей части изложение темы проходит в трехдольном размере (3/8) и заключительная - также в трехдольном размере, но в медленном темпе. Каждая часть написана в своем темпе. Начало произведения в умеренном темпе. При переходе ко второй части происходит его замедление. За счет долгих нот во второй части возникает ощущение замедления темпа, хотя автор этого не предусматривает. И, несмотря на переход на мелкие длительности (восьмые) во второй фразе «и душу бурную и младость дремотой лени усыпил» снова звучит замедление pocorit. Третья часть изложена в трехдольном размере и мелкими длительностями (восьмые, четверти) возникает ощущение быстрого темпа. В последней части темп меняется на медленный, штрих исполнения - акцентированные ноты и ферматы на долгих длительностях, которые способствует еще большему замедлению темпа.
    «Вокально-хоровой анализ»

    Произведение написано для четырехголосного смешанного хора a cappella.

    Диапазоны партий:

    Общий:

    Трудности в произведении:

    1. Интонационные: а) мелодический строй: ходы на широкие интервалы необходимо петь на хорошей опоре дыхания, в единой вокальной позиции, ходы на полутоновые интервалы следует также петь осторожно и чисто; б) гармонический строй: созвучия терций, квинты, октавные унисоны необходимо также петь предельно внимательно и выстраивать по руке дирижера. Также следует отметить то, что пение на одной ноте представляет трудность, исполнять необходимо в высокой позиции на хорошем дыхании.

    2. Метро ритмические: для достижения ритмического ансамбля нужна точность перехода в аккордах. Этому должна помочь выстроенное ощущение пульсации более мелкими длительностями, чем исполняемые.

    3. Тесситурные: Тесситура хоровых партий в целом считается удобной, особое внимание следует обратить на партию 1 сопрано в 30 такте, где октаву необходимо спеть на хорошей опоре дыхания.

    4. Динамические: В целом в произведении нет ярких и неожиданных нюансов. Хоровая партитура написана так, что динамика естественным путем следует за мелодикой произведения. В высоком регистре происходит вершина, когда мелодия следует вниз – спад звучности.

    5. Темповые: Сложностью будет являться довольно динамичное изменение темпа в различных частях произведения, здесь следует следить за рукой дирижера.

    6. Дикционные: Распетые гласные должны звучать фонетически ясно и чисто. Последние слогосочетания необходимо «присоединять» к следующему слову, чтобы избежать пауз. Сочетание звуков «Др» необходимо произносить предельно четко, также полугласный звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении: этот звук нужно произносить быстро и в самый последний момент.

    7. Дирижерские: В руке должны быть показаны темп, средняя динамика, мягкий плавный жест. Важно при этом сохранить штрих legato, ровное, тягучее звучание в плавном жесте.

    8. Исполнительские: В данном произведении трудностью будет являться его форма, а также контрастность темпа и характера.

    Список литературы




  • написать администратору сайта