Главная страница
Навигация по странице:

  • Айзенка личностный опросник (EPI). Описание методики Айзенка личностный опросник

  • Процедура проведения Инструкция

  • Обработка результатов Ключ Экстраверсия - интроверсия

  • Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность)

  • Интерпретация результатов При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.Экстраверсия

  • Описание шкал Экстраверсия — интроверсия

  • Стимульный материал Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант А)

  • Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант Б)

  • Номер Ответы Номер

  • История развития психологии. Фалес полагал,что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Он наделял душой все предметы, считая, что душа это особое состояние воды


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеФалес полагал,что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Он наделял душой все предметы, считая, что душа это особое состояние воды
    АнкорИстория развития психологии
    Дата04.01.2023
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDOC-20221129-WA0004.docx
    ТипДокументы
    #872138

    Практическое задание

    1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

    Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

    Взгляд на психологию. Основная суть

    Критика

    Представители милетской школы:

    Фалес


    полагал,что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Он наделял душой все предметы, считая, что душа - это особое состояние воды. Также он предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Утверждал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями)





    Анаксимандр

    Первоосновой мира с его точки зрения является апейрон - это вечное, бесконечное

    и находящееся

    в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон – это некое вещество, не имеющее определенных качеств

    и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. Это - вещество

    с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона,

    в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное."Апейрон есть божество: ведь

    он бессмертен

    и непреходящ",

    - считал Анаксимандр. Благодаря вечному движению апейрона

    и образованию противоположностей

    во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров.




    Анаксимен

    Он считал, что первоосновой мира является «воздух».

    Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен.

    По своей природе «воздух» – род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается

    в огонь.




    Гераклит

    первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл

    в научный обиход понятие атома - мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу

    он представлял как материальную субстанцию, состоящую

    из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу. Гераклит считал, что во сне ослабевает связь с внешним миром,

    а в момент смерти эта связь рвётся.

    По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.




    Эмпедокл

    Разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание. Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда. Эмпедокл считал, что важную для психической жизни роль играет кровь, которая выступает в качестве носителя душевных функций. Центральным органом, ответственным за циркуляцию крови, является сердце. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора - язык).




    Гиппократ

    пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента - преобладает кровь, флегматический тип темперамента - преобладает слизь, холерический - преобладает жёлтая желчь, меланхолический - чёрная желчь. Гиппократом была высказана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы. Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.




    Пифагор

    пришел к мысли, что душа бессмертна,

    ее развитие происходит по собственному пути, а целью является ее очищение.

    Душа это число. Создал общество избранных. Душа обстрактная, бессмертная, существует и будет существовать, душа-гармония, душа-не материя, душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно

    на небеса.




    Демокрит

    Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Он считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования - атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа.

    В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека. Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов - ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов - происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.




    Сократ

    Человек и душа от бога. Мыслитель утверждал, что есть некое совершенное истинное знание, которое человек может познать самостоятельно и научить других. Он первым связал мыслительный процесс с речью. Сократ поднял тему того, что необходимо создать метод активизации знаний, которые уже существуют в человеческой душе. Этот способ состоит в беседе, сократовском диалоге. Он не предоставляет партнеру знание как оно есть, он полагал, что следует подвести человека к итогу путем мыслительного процесса.




    Платон

    Душа независимая от тела. . В своих трудах Платон сделал вывод об объективном идеализме. Он разделил все сущее на бытие (душу) и небытие (материю). Мысль (душа) не имеет начала и конца, она бессмертна. Она представляет собой хранилище для всего разумного и нравственного. Душевная часть человека состоит из трех составляющих — вожделения, страсти и разума. Вожделение и страсть подчинены разуму, который может повлиять на поведенческую линию человека, его нравственность.

    Платоновские труды отражают душу, как некую структуру. Мыслитель пришел к выводу о душевном разногласии. На основе исследований процессов познания, он выделил несколько этапов развития знаний: ощущаемые, запомненные, мыслительные. Последние обладают активностью,

    а первые два — пассивны. Знание является воспоминанием, которое уже есть в душе. Человек может осознать настоящую сущность мира, связанную с интуицией, исследованием душевных глубин, где хранятся первоначальные знания. Они становятся доступны индивидууму полностью, в один миг, который сравним с озарением. Платон не считал важным искусство. Более детально он изучал индивидуальные черты и способности, профпригодность




    Аристотель

    Аристотель был первым кто написал специальный трактат о душе.

    С его точки зрения, разделить душу и тело не представляется возможным, это бессмысленно. Душа является выражением жизни телесной оболочки, она не может существовать без тела, но и не является им.

    Мыслитель выделил 3 типа души: растительная (которая может питаться и размножаться), животная (обладает способностями стремиться, двигаться, ощущать и запоминать) и разумная (способная мыслить). Он первым выдвинул мысль о генезисе – явлении, при котором души перевоплощается с каждой новой жизнью, переходе от растительности к человеческому миру. Философ подытожил, что растительная и животная души умирают вместе с телесной оболочкой. Душа разумная не вещественна и бессмертна. Он внедрил определение нуса— общего разума, который хранит разумность человеческой души после смерти тела. Только что родившийся младенец не осознает знание. Но оно активизируется при обучении и рассуждении.

    Каждое новое поколение привносит свой вклад в мироздание. Аристотель разделил мышление на 2 типа: логика и интуиция. К интуиции относятся те знания, которые личность уже имеет. Также ученый разграничил разум на практику (которая способна руководить поведением) и теорию (способна накапливать знания). Поведенческая линия может быть скорректирована эмоциями или разумом.





    Эпикур

    Школа Эпикура учит, что все явления, вызывающие приятные ощущения и чувства, можно считать нравственными. Они не разделяли мир на добро и зло. Один из эпикурийцев— Лукреций — утверждал, что человек заблуждается из-за неверных выводов и разума. Только чувства могут абсолютно точно определить истинную сущность вещей. Управление разумом возможно только с помощью чувств.

    Также ученый разграничил разум на практику (которая способна руководить поведением) и теорию (способна накапливать знания). Поведенческая линия может быть скорректирована эмоциями или разумом.

    Учение киников сводилось к самодостаточности человеческой личности, то есть у него есть все, что нужно для развития души в самом себе. Существует только одна дорога к своему усовершенствованию — познать себя и ограничиться от взаимодействия с окружающим миром. Поэтому они отрицали все мирские блага и комфортные условия, созданные обществом.

    Школа Эпикура учит, что все явления, вызывающие приятные ощущения и чувства, можно считать нравственными. Они не разделяли мир на добро и зло. Один из эпикурийцев— Лукреций — утверждал, что человек заблуждается из-за неверных выводов и разума. Только чувства могут абсолютно точно определить истинную сущность вещей. Управление разумом возможно только с помощью чувств.

    Стоики, к которым относятся Сенека, Цицерон, Брут и другие великие мыслители, утверждали, что человек является независимой личностью, он автономен, но, вместе с тем, подчинен установленным законам и выполняет обязанности в разных ролях. Они занимались изучением познания, которое отражается на душевном понимании. Мысль стоиков имеет в основе веру в человека и его разум. Но существуют аффективные состояния, которые могут ограничить человеческую свободу и самосовершенствование.













    2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

    Ситуация

    Свойство внимания

    а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

    1) устойчивость

    б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

    2) концентрация

    в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

    3) распределение

    г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

    4) объем

    д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

    5) переключение

    е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

     

    ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

     

    з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

     

    и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

     

    к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

     

    л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

     

    м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

     

     

    3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

    4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

    Айзенка личностный опросник (EPI).

    Описание методики

    Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

    Теоретические основы

    Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

    Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

    Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

    Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.


    Процедура проведения

    Инструкция

    Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

    Обработка результатов

    Ключ

    Экстраверсия - интроверсия:

    • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

    • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

    Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

    • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

    45, 47, 50, 52, 55, 57.

    «Шкала лжи»:

    • «да» (+): 6, 24, 36;

    • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

    Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

    Интерпретация результатов

    При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

    Экстраверсия:

    • больше 19 - яркий экстраверт,

    больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

    Нейротизм:

    • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

    • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

    • 9 - 13 - среднее значение,

    • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

    Ложь:

    • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

    • меньше 4 - норма.



    Описание шкал


    Экстраверсия — интроверсия

    Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

    Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.


    Нейротизм

    Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.



    Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

    Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

    «Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

    Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

    Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

    Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.


    Стимульный материал

    Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант А)

    1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?

    2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

    3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

    4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

    5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

    6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

    7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

    8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

    9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

    10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

    11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

    12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

    13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

    14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

    15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

    16. Верно ли, что вас легко задеть?

    17. Любите ли вы часто бывать в компании?

    18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

    19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

    20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

    21. Много ли вы мечтаете?

    22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

    23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

    24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

    25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

    26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

    27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

    28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

    29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

    30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

    31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

    32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)?

    33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

    34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

    35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

    36. Всегда ли вы говорите только правду?

    37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

    38. Раздражительны ли вы?

    39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

    40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

    41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

    42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

    43. Часто ли вам снятся кошмары?

    44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

    45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

    46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

    47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

    48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

    49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

    50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

    51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

    52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

    53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

    54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

    55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

    56. Любите ли вы подшутить над другими?

    57. Страдаете ли вы бессонницей?


    Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант Б)

    1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

    2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?

    3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

    4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

    5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

    6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

    7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

    8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

    9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

    10. Нравится ли вам находиться среди людей?

    11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

    12. Упрямитесь ли вы иногда?

    13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

    14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

    15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

    16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

    17. Вы по натуре живой человек?

    18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

    19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

    20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

    21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?

    22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

    23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

    24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

    25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

    26. Часто ли вы думаете о своей работе?

    27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

    28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

    29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

    30. Хвастаетесь ли вы иногда?

    31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

    32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

    33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?

    34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

    35. Бывают ли у вас головокружения?

    36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

    37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

    38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

    39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

    40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

    41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

    42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

    43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

    44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

    45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

    46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

    47. Трудно ли вам заснуть ночью? '

    48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

    49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

    50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

    51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

    52. Часто ли с вами случаются неприятности?

    53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?

    54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

    55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

    56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

    57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?


    Бланк ответов

    Фамилия, имя, отчество

    Возраст Образование


    Номер

    Ответы

    Номер

    Ответы

    Номер

    Ответы

    п/п

    да

    нет

    п/п

    да

    нет

    п/п

    да

    нет

    1







    20







    39







    2







    21







    40







    3







    22







    41







    4







    23







    42







    5







    24







    43







    6







    25







    44







    7







    26







    45







    8







    27







    46







    9







    28







    47







    10







    29







    48







    11







    30







    49







    12







    31







    50







    13







    32







    51







    14







    33







    52







    15







    34







    53







    16







    35







    54







    17







    36







    55







    18







    37







    56







    19







    38







    57







    I:




    Э=







    Н=







    Л=


    написать администратору сайта