Философия ответы. Конспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры
Скачать 1.06 Mb.
|
4. Опорный конспект лекций по учебной дисциплине «Философия» Тема 1. Философия как феномен культуры 1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. 2.Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии. 3. Проблемное поле философии. Философия в системе культуры. Социальные функции философии. 1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях человеческого мира (совесть, добро, красота, свобода и т.п.). Эти и другие «вечные» проблемы, заново решаемые последующими поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на них составляют основу мировоззрения отдельных людей, различных социальных групп и общностей. Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд. В нем происходит переосмысление различных типов отношения «человек-мир», что и обусловливает выделение в мировоззрении четырех аспектов – онтологического (бытийственного), гносеологического (познавательного), аксиологического (ценностного) и практического. Основные компоненты в структуре мировоззрения – знания, ценности, эмоции и чувства, убеждения и вера. 1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими. 2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле. 3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость. 4. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов. 5. Вера – это степень доверия человека к содержанию знаний и идей. Виды веры: вера-достоверность (связана с достоверным, чаще всего научным, знанием), вера в авторитет (личности или социальных институтов), моральная и религиозная вера. В зависимости от системности, аргументированности и глубины знаний выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения. 1. Обыденное мировоззрение – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном опыте. Это – «житейская философия», включающая не только ценный жизненный опыт, но и предрассудки, а также современные мифы (например, о рынке и конкуренции как панацее от всех бед). Такое миропонимание складывается стихийно, в нем эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум. 2. Профессиональное мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и иного творчества, могут влиять и на мышление профессиональных философов. Так, огромное воздействие на мировую философию оказало литературное творчество И. Гете, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Кафки, Г. Маркеса и других писателей. 3. Высший уровень мировоззрения – теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. Но если положения науки базируются на точных фактах и логическом доказательстве, то философия добавляет к этому еще и требование ценностного обоснования человеческих суждений и поступков. Главную свою задачу философ видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого). Мировоззрение носит общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения – мифологигическое, религиозное, философское. Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе. Чертами мифического мировоззрения являются: а) антропо-морфность (очеловечивание природы); б) синкретизм, то естьслитность, нерасчлененность объективного и субъективного, реального и вымышленного; в) авторитарность (безусловная нормативность для всех членов первобытного сообщества); г) символичность (условные знаки и образы обозначают материальные и духовные предметы, а также действует принцип персонификации); д) нечувствительность к противоречиям; е) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.). Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки, сохраняя при этом простоту и доступность для обыденного сознания. В нынешней культуре имеют хождение мифы различного рода. Во-первых, «старые мифы» – рассказы о духах вроде лешего и домового, общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Во-вторых, «новые мифы». Это так называемые паранаучные мифы: о летающих тарелках, о пришельцах-инопланетянах и др. Сюда же относятся и обновленные мифы, в которых старые верования облекаются в новые одежды (астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях). В-третьих, мифологемы – стандартные представления, которые кажутся настолько естественными, что их необоснованность просто не замечается. К ним принадлежат многие народные пословицы («Бьет – значит любит» и т. п.), а также стереотипы вроде таких: «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». В-четвертых, идеологические мифы, которые, как правило, создаются и умирают вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы людей. Социокультурные функции мифов: 1) стереотипизация мышления и поведения людей, которая утверждает единомыслие и подчиняет индивидуальное сознание коллективному; 2) компенсация недостающих знаний посредством использования иррациональных образов, аллегорий и сюжетов, игнорирующих законы объективного мира и логику мышления для объяснения непонятного; 3) символизация действительности и социокультурных установок: люди, верящие в мифы, живут и действуют так, как того требуют содержащиеся в них своеобразные символические «коды». Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. Всякая религия основывается на вероучении, содержание которого излагается в священных текстах (Библия, Коран). На их изучении и толковании строится богословие (теология), представляющее, вместе с религиозной философией, теоретический уровень религиозного сознания. Поклонение Богу выражается в религиозном культе (обрядах и ритуалах). Любая религия сплачивает единоверцев в рамках религиозной организации, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Функции религии: • мировоззренческая. Разрабатывается картина мира, в которой сакральное определяет жизнь людей; способом объединения верующего с божественным миром является культ, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм; человеку предлагается единственный, приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы; • объединительная (включенность в религиозную общность консолидирует и дисциплинирует верующих, делает их поведение стабильным и предсказуемым); • культурологическая (основой культуры, возникающей на базе определенной религии, становится религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей); • нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга и др.). В отличие от мифа и религии, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, который будет далее охарактеризован подробнее. 2. Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сама мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Так, древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего (таковым он считал «мир идей»). Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости. Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. «Квинтэссенцией культуры» называл философию Карл Маркс; она не должна оставаться отвлеченным теоретизированием, ее основное предназначение – изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал, что философия призвана дать человеку ответ на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия? Это означает, что философия на основе рационального познания мира должна:1) сформировать теоретическую модель мира, выявить его предпосылки, формы и способы существования; 2) осмыслить природу человека и на этой основе показать ему пути и способы деятельности, которые обеспечивают достижение поставленных целей; 3) обосновать возможности человека в преобразовании природной и социальной среды, определить ценность и смысл такой творчески-преобразовательной деятельности. Это значит, что философия является наукой о фундаментальных основах и универсальных законах бытия мира и человека как взаимосвязанных и взаимозависимых элементах единой реальности. В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны: научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии. В ходе исторического развития западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии: 1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа); 2) средневековый теоцентризм (в центре философии – Бог); 3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек); 4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания); 5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности). В чем же состоит своеобразие философии как системы знания и познания? Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, философия, как правило, стремилась зафиксировать в своих категориях интегральные представления о культуре как целостности. Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она является сложным духовным образованием, через которое утверждаются гуманистические идеалы Истины, Добра и Справедливости. Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности.Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Философия переосмысливает саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являясь предельным основанием духовной культуры. Четвертая особенность – творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах творческого осмысления будущего и обоснования потенциально возможных трансформаций культуры. 3. Проблемное поле философии. Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества. 1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии. Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция. В зависимости от количества признанных субстанций, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.). 2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики. 3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях). 4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации. 5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразовании мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности, и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления. Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме. Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах. Философия и мораль закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить. Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему. Роль философии в жизни общества можно проследить в ракурсе ее социокультурных функций. Функции философии: 1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека, теоретически аргументирует мировоззрение); 2) гносеологическая функция (разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения и развития познавательной деятельности, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных); 3) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности); 4) культурологическая (уясняет и обосновывает самые общие основания культуры, называемые универсалиями); 5) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений); 6) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания); 7) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного). Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» и показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее. |