Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуцианство

  • 3. Особенности философии Древней Греции. Натурфилософские школы ранней греческойфилософии

  • 4. Классическая греческая философия (Сократ, Платон, Аристотель)

  • Философия ответы. Конспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры
    Дата09.09.2020
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипКонспект
    #137367
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Тема 2. Исторические типы классической философии
    1. Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль. Древнеиндийская философия.

    2.Философия древнего Китая, ее основные школы.

    3.Особенности философии Древней Греции. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

    4. Классическая греческая философия(Сократ, Платон, Аристотель).

    5. Статус и функции философии в средневековой культуре. Основная проблематика периодов патристики и схоластики.

    6. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Гелиоцентрическая модель Вселенной.

    7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Основные гносеологические программы в философии ХVII века

    8. Философская мысль эпохи Просвещения: основные идеи и концепции философии.

    9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Философские учения И. Канта и Г. Гегеля. Истоки и основные черты философии К. Маркса.
    1. .Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль.

    Древнеиндийская философия
    Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э. в трех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

    Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который при­носит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-след­ственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.

    В VII—VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учениемоб атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических ритуалов и жертвоприношений).

    Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует, джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философской концепции буддизма и ос­нователем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший в 563 - 483 гг. до н. э.

    Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и мо­рального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Любое рождение человека в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.

    Особенности философской мысли Древней Индии:

    1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;

    2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;

    3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.
    2. Философия древнего Китая, ее основные школы
    Начало китайской философии относят к VII-VI вв. до н.э., когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая — даосизм и конфуцианство.

    Даосизмдревнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты, совместно име­нуемые «Даодэцзин».

    Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:

    • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

    • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

    Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

    • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;

    пара категорий «инь-ян» обозначает противоположные, взаимодействующие и попеременно доминирующие силы, это крайности, которые дополняют друг друга;

    • материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;

    • особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — жи­вотворящая сила и благодать;

    • познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, послушании императору и близости к нему.

    Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа «у-вэй» — принципа «недеяния», позволяющего событиям развиваться своей чередой, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Следование этому принципу, по мнению даосов, позволяет человеку органично включиться в естественный ритм жизни Космоса — дао. Попытки изменить естественный ход событий принесут лишь вред.

    Конфуцианство древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.. , главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей.

    Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

    • Как необходимо управлять людьми?

    • Как вести себя в обществе?

    Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

    В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.

    Особенности философской мысли Древнего Китая:

    1) философия носит прикладной, практический характер, мудрость – это средство решения повседневных задач;

    2) мыслителей мало волновали проблемы мироустройства или логики, естествознание не оказывало влияние на философию;

    3) философская мысль была ориентирована на совершенствование межличностных отношений и поэтому подчинялась политической практике.
    3. Особенности философии Древней Греции. Натурфилософские школы ранней греческойфилософии
    Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII—VI вв. до н. э. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она опиралась на научно-критическое мышление, подвергало сомнению архаи­ческое мировосприятие и утверждала, что истину несет не обыденное мнение, а рационально обосно­ванное знание. Античная философия сформировала особый стиль мыш­ления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

    В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа:

    1. досократовский (VIIVI вв. до н. э.);

    2. классический (VIV вв. до н. э );

    3. эллинистический (IIIII вв. до н. э );

    4. римский (I в. до н э. – V в.н. э.).

    На первом этапе в философии преобладал ин­терес к разработке натурфилософских космологических моделей (объясняющих устройство природы), к проб­леме единства и множественности мира, поиску единой основы миро­здания. Эту проблематику греческая философия унаследовала от мифологии. Однако уже не воля и страсти богов движут миром, а всеобщий закон, причина гармонии космоса находится в нем самом.

    Первую школу в греческой философии основал Фалес. Она называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Задумываясь об устройстве мироздания, первые философы утверждали следующее: нас окружает множество вещей, их многообразие бесконечно, но мы называем все это миром или Вселенной. Значит, тем самым, предполагается единство всего существующего, наличие основы, из которой проистекают все мировые различия. «Ищи во всем одно» - из этого лозунга милетцев выросло впоследствии понятие научной закономерности и представление об упорядоченности мироздания. Милетские философы пытались найти основной принцип мира и назвали его архэ (первоначало).

    Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика. Они рассматривают Космос как непрерывно меняющееся целое, как арену постоянной борьбы противоположных сил (стихий). Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движения. Он обращался к образу реки, в которую не войдешь дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Если бы противоположностей не было, то ничего не менялось бы, поскольку вещам не на что было бы меняться. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой. Гераклит стал первым мыслителем, подчеркнувшим изменчивость, текучесть бытия и открывшим объективную (т.е. разворачивающуюся вне сознания) диалектику вещей и явлений. Однако мышление натурфилософов не было свободно от сравнений и метафор, в нем мысль иллюстрировалась примерами, а не доказывалась логически.

    Освобождение от метафоричности предполагало переход от чувственных образов к понятийному мышлению. Важнейшим этапом такого перехода стало учение школы элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона. В VI—V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия фи­лософствования, предполагающая исследование скрытой от чело­века сущности вещей средствами мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Метафизика стала рассматриваться как метод мышления и познания, противоположный диалектике. Он основывается на познании явлений, взятых как таковые, то есть вырванных из процесса развития, не связанных с другими объектами. На самом деле оба метода используются человеком в познавательной деятельности. Одним из результатов деятельности школы элеатов было открытие доказательства от противного как метода обнаружения истины. При этом сталкивались противоположные понятия, мысль развивалась через противоречия, и в итоге, как отмечают современные исследователи, элеаты показали субъективную (внутреннюю) диалектику понятий. Соединить диалектические идеи греков в целостное учение об универсальных диалектических принципах и законах природы, общества и сознания смогла только философия XIX в.

    4. Классическая греческая философия (Сократ, Платон, Аристотель)
    В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии со­вершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рас­суждений становится проблема человека. Наиболее уважаемым из философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Основной метод, выработанный Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

    Философ был сторонником этического рационализма, согласно которому:

    • любое знание есть добро;

    • любое зло, порок совершается от незнания.

    Поэтому философия становится средством формирования добродетели.

    Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

    способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

    • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

    • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

    • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

    • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

    Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Историческое значение философии Платона в том, что:

    • впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

    • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

    • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

    • были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

    • была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая более 900 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона.

    Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший собственную философскую школу Ликей. Творчество Аристотеля поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства; был создателем логики и психологии. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.

    Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

    Творчество Платона и Аристотеля послужило основой для развития философской, эстетической, этической и со­циально-политической мысли стран Запада, формирования европей­ской науки и культуры в целом. Таким образом, в рамках античной философии сложились важ­нейшие проблемные поля философии как таковой и обозначились стратегии их дальнейшей динамики, были заложены основы онтоло­гии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психоло­гии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. Развитие античной философии положило начало фор­мированию категориального аппарата философии, определило жанры философствования и варианты функционирования философии в культуре. Философия Древней Греции не только задала основные стратегии мирообъяснения, но и сформировала духовные ценности западной культуры в целом. Эти ценности в эпоху Нового времени легли в мировоззренческий фундамент техногенной цивилизации, активно-преобразующее отношение к социально-природному миру.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта