Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познавательной деятельности. Структура

  • Основной проблемой гносеологии

  • 2. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль интуиции в познавательном процессе

  • 3. Познание как постижение истины. Основные критерии истины

  • Объективная истина

  • 4. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении

  • Научные революции и смена типов рациональности.

  • Тип научной рациональности

  • 5. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Методы научного исследования. Формы научного знания.

  • Методы эмпирического исследования

  • Методы теоретического исследования

  • гипотеза

  • Философия ответы. Конспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры
    Дата09.09.2020
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипКонспект
    #137367
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Тема 7. Теория познания и философия науки
    1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

    2. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль интуиции в познавательном процессе.

    3. Познание как постижение истины. Основные критерии истины.

    4. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

    5. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Методы научного исследования. Формы научного знания.
    1. Специфика познавательного отношения человека к миру и

    многообразие форм познавательной деятельности. Структура

    познавательного процесса. Субъект и объект познания.
    Познание — это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неразрывно связана с мышлением, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как про­цесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, истину и заблуждения.

    Философская теория познания называется гносеологией (от древнегреч. слов «знание» и «учение»). В антич­ности гносеология рассматривалась как специальный раз­дел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания. При этом важно выделить две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на по­следующее развитие философских учений о познании. К ним относятся: а) идея активности разума и творческой природы познания, высказанная Платоном (позднее была развита в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческих знаний миру природных предме­тов и вещей, которая была разработана Аристотелем и использо­вана впоследствии как фундаментальное основа наив­но-реалистических и материалистических концепций познания.

    Основной проблемой гносеологии является обоснование принципиальной возможности получения истинного знания о мире (адекватного воспроизведе­ния субъектом сущностных характеристик действительности). Часто используют ее упрощенную формулировку - «проблема принципиальной познаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.

    Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

    • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

    • историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

    • практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

    • познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

    • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

    • активности творческого отображения действительности;

    • конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

    Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др. Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение (субъект – от лат. «находящийся в основе», объект – от лат. «противопоставленный»). С первых шагов классическая гносеология исходила из фундаментальной предпосылки, согласно которой основная задача теории познания — раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.

    В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

    Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независи­мый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.

    В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое по­нимание природы субъект-объектных отношений, статуса и роли субъекта познания.

    Наивно-реалистическая теория познания наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.). В ней субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого - это результат естественной эволюции природы.

    Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма была предложена Д. Юмом, Дж. Беркли, Э. Махом, Р. Авенариусом и др. В рамках этой программы субъект познания понимается как со­вокупность познавательных способностей, в основе которых лежат фор­мы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Суще­ствование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Бер­кли, есть совокупность ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым — такова субъективно-идеалистическая сущ­ность этой гносеологической программы.

    Программа трансцендентальной гносеологии впервые была разрабо­тана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Ее основополагающая идея — утверждение о том, что мир вещей и объектов не является независимой от субъекта реальностью. На­оборот, объекты познания существуют как результат их активного кон­струирования творческим сознанием субъекта. При этом субъ­ект интерпретируется Кантом не как биологический индивид или психологически-эмпирическое сознание. Это «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта вы­деляются априорные, т. е. предшествующие реальному, единичному ак­ту познания, формы организации познавательной деятельности. К ним относятся априорные формы чувственности; априорные формы рассуд­ка; априорные формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания и априорных условий его реального осуществле­ния становится возможной познавательная деятельность как творческий процесс генерации нового знания в математике, естествознании, мета­физике.

    Социокультурная программа в теории познания была представле­на в двух ее основных версиях: в объективно-идеалистической фило­софии Гегеля и в марксистской диалектико-материалистической гносео­логии. В рамках этой программы обосновывается принципиально новое, социально-истори­ческое понимание субъекта познания. Он - результат социально-исторического опыта, накопленного в про­цессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социаль­ной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъек­том познания лишь в той степени, в какой он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и ус­ваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.
    2. Основные формы чувственного и рационального познания.

    Познание как творчество. Роль интуиции в познавательном процессе
    В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

    На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредствен­ного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нерв­ной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

    Ощущение - это форма чувственного отражения, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определен­ным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, «кольнуло» в сердце, «ноющая» боль и т.п.), трево­ги, счастья и т.д. То есть ощущение - это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отраже­ние отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. Восприятие - это более сложная форма чувственного отражения, основанная на комбинации ощущений и поэтому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.). Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом. Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимае­мый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Представления непосредственно предшествуют рациональному уровню и именно в них закладывается возможность перехода к логическим формам мышления.

    Основные формы рационального познания — это понятия, сужде­ния, умозаключения. Понятие — форма мышления, фиксирующая обобщенные существенные свойства и признаки предметов и явле­ний; она выражается в языке словами-существительными. Различают несколько видов понятий: конкретные, абстрактные и идеализированные. В первом мыслится какой-то конкретный предмет или явление (тетрадь, лекция, гроза). Абстракция — это понятие, возникающее в результате мысленного отрыва (абстрагирования) от предмета его свойств и признаков (длинна, красота, белизна). Идеализация — это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструирован­ными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде». Суждение — это форма мышления, выраженная посредством высказывания (предложения), в котором фиксируется наличие или отсутствие признака у объектов, степень развития признаков, мыслится взаимное отношение объектов («эта доска черная», «я стою перед вами»). Умозаключение — это форма мышления, по­средством которой из одного и более исходных сужде­ний выводится новое суждение. Каждая из этих трех основных форм мышления имеет множество разновидностей, изучаемых в логике.

    Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным по­знанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции.

    Интуиция — это такая познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии бы­ли обоснованы различные концепции и модели интуитивного познания. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (3. Фрейд) и др.

    В современной теории познания и психологии интуиция трактуется как сложно структурированная познавательная процедура, соединяю­щая в себе рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют ряд опре­деленных этапов. К ним относятся:

    а) инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций;

    б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации;

    в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить;

    г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения, или инсайта.

    Все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны и пред­ставляют собой иерархическую систему уровней, в которой последую­щие, более высокие, основаны на предшествующих, «снимают» их и имеют их своим содержанием. При этом не только данные органов чувств, об­разные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувствен­ной форме («интеллектуальная интуиция»). В действительности опыт теснейшим образом связан с мыслитель­ной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они уко­ренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека.
    3. Познание как постижение истины. Основные критерии истины
    Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истиныкак возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей классической фор­ме вопрос об истине по существу ставил фундаментальную проблему соотношения мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не самих вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Ари­стотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины (иногда ее называют корреспондентской) стала доминирующей в теории познания. В качестве критерия истины были предложены самоочевидность явлений (их наблюдаемость), а также логическая непротиворечивость и обоснованность теоретических суждений (они логически выводились из ранее установленных достоверных фактов и суждений).

    В процессе исторического развития философии и науки классическая кон­цепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Не было ясно, в чем именно «находящиеся внутри нас» знания соответствуют внешней действительности (взаимосвязь объекта и субъекта). Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концеп­ции истины в ее первоначальной форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую тео­рию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины.

    В первом направлении основной является диалектико-материалистиче­ская концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) уче­ние об истине как процессе движения познания от относительной ис­тины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она надклассова и надисторична. Абсолютная истина – точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности; то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире и сложных системах. Абсолютная истина складывается из истин относительных, т.е. из объективно истинных, но неполных и неглубоких представлений о предмете познания. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении. Диалектико-материалистиче­ская концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина – не просто то, что наблюдается нами, а что проверяется и подтверждается многократно в деятельности всего человечества в процессе общественного развития.

    В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным относятся:

    1. Когерентная (от лат. cohaerentia — связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, мате­матические абстракции) очень трудно сравнивать с реальной действительностью. Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логи­ческой непротиворечивости знаний. В ней знание считается истинным, если оно логически непро­тиворечиво выведено из другого истинного знания. Такая цепочка выво­да может быть довольно длинной, но в ее начале обычно все-таки нахо­дится та или иная «классическая», т.е. проверенная на соответствие действительности, истина.

    2. Прагматическая (от греч. pragma — дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

    3. Конвенционалистская (от лат. conventio — соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внут­ри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.

    4. Плюралистическая - концепция плюрализма (множественности) истин. Исходя из объективной сложнос­ти познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. Каждая из них чем-то верно (хотя, возможно, и частично) отражает предмет и поэтому нельзя отдать пре­дпочтение ни одной из них. В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания.

    4. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

    Функции в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении

    новых типов научной рациональности
    Наукаэто сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природе, обществе и самом познании. Она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как: 1) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) особый социальный институт.

    Как система знаний наука – совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания.

    Наука как особый вид познания представляет собой активную целенаправленную деятельность исследователей, ориентированную на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Для этой деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, применение специального оборудования (приборы, инструменты, лаборатории и т.п.), усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т.п.).

    В качестве социального института наука предстает как система специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т. д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции, стажировки и т. д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование.

    Как целостная система наука возникла в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. Развитие промышленности требовало познания объективных законов и их теоретического описания. С появлением механики Ньютона наука приобрела классический вид взаимосвязанной системы прикладных и теоретических (фундаментальных) знаний с выходом на практику. Отражая многообразие мира, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика и эпистемология. В отдельные группы выделяют технические науки и математику. По направленности научных дисциплин, по их отношению к практике принято различать науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

    Роль науки в жизни современного общества характеризуют следующие ее основные функции:

    культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание, являющееся фундаментом современного мировоззрения и значимым компонентом духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки);

    непосредственная производительная сила – важнейшие достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания;

    социальная сила – наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности).

    Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX века. Сциентисты утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности. Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс, поскольку являются силами, враждебными подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Несомненно, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне оценивать роль науки, видеть противоречия в процессе ее развития.

    Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученых. К ним относятся:

    • универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений);

    • всеобщность – результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества;

    • незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вненаучных факторов;

    • организованный скептицизм – критичность и самокритичность в оценке научных достижений.

    Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм:

    гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий;

    • отсутствие права на опасный эксперимент;

    • добросовестное отношение к научному труду, включающее ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег;

    • решение научных споров исключительно научными средствами, без перерастания теоретические разногласий в личную неприязнь;

    • ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности и порядочности.

    • ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности и порядочности.

    Научные революции и смена типов рациональности.Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм. Кумулятивизм – модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс прироста нового знания на основе имеющегося путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности; отсюда – тезис о несоизмеримости научных теорий (Т. Кун, П. Фейерабенд).

    С 60-х годов XX века в философии науки видную роль играет теория научных революций Томаса Куна. Он выделил в истории науки периоды «нормальной науки» и периоды научной революции. В период «нормальной науки» исследования подчиняются парадигме. Парадигмы (греч. παράδειγμα – образец, модель, пример) – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В период «нормальной науки» члены научного сообщества занимаются решением головоломок на основе парадигмы. Исключительные ситуации, в которых происходит смена профессиональных норм – это научные революции. Происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир, устанавливается новая парадигма и снова начинается период нормальной науки.

    В ходе научных революций менялись парадигмы (образцы) объяснения и описания результатов исследований в целых научных отраслях – физике, биологии и т.д. Одновременно, как доказывает В. С. Степин, происходило явление более глобального порядка – смена типов рациональности всей науки. Тип научной рациональностиэто господствующие на определенном этапе развития науки идеалы познавательной деятельности, другими словами, представления о том, как правильно построить отношение «субъект – средства исследования – объект», чтобы получить объективную истину. На разных этапах исторического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.

    Классическая рациональность характерна для науки XVII-XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями; причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма.

    Неклассическая рациональность преобладала в науке в период с конца XIX до середины XX века. Произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, релятивистская и квантовая теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики), возникли кибернетика и теория систем. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом воспроизведение отношений между субъектом и объектом стало рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности.

    Постнеклассическая научная рациональность развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. В ней учтен тот факт, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а значит, и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми установками субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-нормативных установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Кроме того, в постнеклассической рациональности субъект, средства и объект познания рассматриваются как исторически изменяющиеся. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, присущих разным дисциплинам и отраслям науки (естественным, гуманитарным, техническим) и разным ее уровням (фундаментальному и прикладному).
    5. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

    Методы научного исследования. Формы научного знания.
    В чем же состоит специфика научного познания? Основная его задача раскрытие объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.

    Рациональность научного знания. Наука – детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, интуицию и т. д.

    Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

    Формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или ложности.

    Логическая строгость, точность и однозначность, что обес-печивается точной фиксацией полученного знания путем использования специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления.

    Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему.

    Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание.

    В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

    Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования и 3) особенности метода.

    Между предметом теоретического и эмпирического исследования существуют различия. Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

    На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы найти эти законы.

    Эмпирический и теоретический уровни различаются и по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность для чего используются различные приборы и технические установки. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредствованно, в мысленном эксперименте.

    Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам. Научный метод – это система предписаний, регламен-тирующих содержание и последовательность познавательных действий, операций, процедур исследования.

    Методы эмпирического исследования:

    Наблюдение – метод исследования, основанный на целе-направленном, преднамеренном и планомерном восприятии явлений. Наблюдение может быть прямым (с помощью органов чувств) и косвенным, когда ученый использует приборы.

    Описание – метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений, получаемых в наблюдении.

    Измерение – метод получения количественной информации об объекте, когда одна (измеряемая) величина соотносится с другой, принятой за эталон.

    Эксперимент – метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием.

    Методы теоретического исследования:

    Мысленный эксперимент – метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которых невозможна.

    Идеализация – метод исследования, состоящий в замене предмета или отдельных его свойств символом или знаком. Например, точка, линия, идеальный газ.

    Формализация – метод исследования, в основе которого лежит оперирование со знаками, сведенными в обобщенные модели, математические формулы.

    Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые положения, принимаемые в качестве истинных без специального доказательства (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

    Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.

    Математическая гипотеза – метод исследования, основанный на переносе определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.

    Философия и логика занимаются разработкой логических форм развития научного знания. К ним относятся:

    1) фактформа эмпирического знания, истинность которого определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента;

    2) проблема – поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований;

    3) гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных, присущих объекту, закономерностей;

    4) теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая набор законов определенной сферы действительности.

    Философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции конкретно-научных методологических уровней. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего знания – законы, категории, понятия, принцип причинности и т.д. Философия разрабатывает всеобщие картины мира, модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает общие познавательные средства, определенные ценностно-мировоззренческие установки (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого процесса познания. Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей прогностической функцией. Речь идет о том, что в каждую эпоху вырабатываются идеи, принципы и представления, значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, например, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта