Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.

  • Глобальные проблемы

  • Философия ответы. Конспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры
    Дата09.09.2020
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипКонспект
    #137367
    страница13 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    культурный империализмпрактика продвижения, искусственного привнесения и распространения культурных ценностей одного общества (государства) в другом. Обычно свою культуру привносит и продвигает большое, экономически, политически или военно мощное государство. Культурный империализм может быть как активным, формальной политикой, так и общим отношением. Исследованиями культурного империализма как формы не военной гегемонии занимаются теоретики постколониализма, в частности его основатель Э. Саид. Само понятие ввел в употребление Ф. Фанон;

    аккультурация – одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора); содержательно отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа. В процессе аккультурации представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно. На характер аккультурации влияют, прежде всего, следующие факторы: степень дифференциации принимающей культуры, длительность контакта, политико-экономические условия взаимодействия; они модифицируют процесс аккультурации, придавая ему форму культурной экспансии, культурной диффузии или культурного конфликта;

    культурная диффузия – форма межкультурной коммуникации, представляющая собой взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их культурном контакте.В отличие от культурной экспансии культурная диффузия – многонаправленный процесс, зависящий от количества взаимодействующих культур; его механизмами служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, войны, торговля, выставки и ярмарки, научные конференции, обмен студентами и специалистами и т.п. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но и между группами (социальными, демографическими, профессиональными, конфессиональными и др.) – носителями субкультур;

    культурный мир, который выражается в отказе от монополии на истину, в принятии многообразия культурных форм.

    Суммируя вышеизложенное, отметим, что культура динамична, то есть она способна адаптироваться к внешним и внутренним условиям своего существования. Важной проблемой динамики культуры является проблема взаимодействия традиций и новаций. Не менее важная проблема – проблема взаимодействия и диалога культур, которые, надеемся, объединят людей в единое человечество.

    7. Вызовы и риски в современном обществе. Глобализация,

    глобальные проблемы и перспективы человечества.
    Современное общество нередко называют обществом глобального риска. Заслужило ли оно такой ярлык или это все-таки подогретое негативными эмоциями преувеличение? Обратимся вначале к искомому понятию «цивилизация риска». Цивилизация риска – концепция, возникшая в 80-е годы XX века, согласно которой современному обществу присуща большая рисконасыщенность, проявляющаяся в экспоненциально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф, вызванных разрывом между могуществом технологии, с одной стороны, и невозможностью абсолютного контроля за последствиями воздействия ее на природу и человеческие общности, с другой стороны. Ныне риску аннигиляции подвержено все человечество в целом, слишком уж увлекшееся технологической экспансией в недра природы и безудержным наращиванием потребительства. По сути дела главной опасностью для человечества стало само человечество. На данное обстоятельство уже давно обратил внимание А. Печчеи: «Перед нами, как неясный еще мираж, манящий и соблазнительный, и в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека». Но уже сейчас приходится всем вместе «разгребать» глобальные проблемы. Охарактеризуем их вкратце.

    Глобальные проблемы (от лат. globus — шар) можно определить как проблемы, возникающие в результате мощного развития производительных сил в условиях научно-технической революции (НТР) и достижения таких масштабов общественного производства, когда по­является угроза нарушения баланса между обществом и природой. Это проблемы, от решения которых зависит существование цивилизации. Глобальные проблемы порождены не только выросшими техническми средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и нерав­номерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами. Глобальные проблемы современности находятся между собой в орга­нической связи и взаимозависимости, образуют единую, целостную систему. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

    1. Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с примене­нием оружия массового поражения, прекращение производства ядер­ного, химического и бактериологического оружия; в последнее вре­мя проблема предотвращения международного терроризма.

    2. Экологическая группа глобальных проблем, связанных с разрушением природной основы существования мировой цивилизации: за­грязнение воздуха, водных ресурсов, эрозия почв, разрушение озо­нового слоя планеты и т. п.

    3. Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей: проблемы обеспечения продовольствием, энергией, проблемы рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.

    4. Группа актуальных социальных проблем: демографическая проблема (чрезмерное увеличение народонаселения Земли), проблема борьбы с опасными, быстро распространяющимися заболеваниями(СПИД и др.),проблема предотвращения генетической биологической катастрофы.

    5. Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, проблемы ликвидации безграмотности, сохранения культур­ного наследия в малоразвитых странах.

    Сегодняшний кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба. Среди самых острых глобальных проблем современности исследователи называют: проблему сохранения мира; экологический кризис, который включает в себя истощение природных ресурсов и загрязнение биосферы; Стремительный рост населения земного шара; проблему человеческой «телесности»; кризис человеческой духовности.

    Рассмотрим их более подробно. По-прежнему актуальной остается проблема сохранения мира. Несмотря на окончание «холодной войны», уход в прошлое стратегического противостояния конфронтирующих социально-экономических систем, военная опасность сохраняется. И ее сердцевина – атомная опасность. Создано такое количество ядерного оружия, 12 % которого в ходе его применения способно уничтожить все живое на Земле. Бесспорно, ядерное оружие помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков – НАТО и Варшавского договора, но не остановило местных, региональных военных схваток. В этих войнах гибнет ежегодно примерно 5 % населения земного шара. После второй мировой войны произошло около 250 так называемых локальных войн. В них погибло 30 млн. человек. Так что «полоса мира» была весьма относительной.

    Проводятся ядерные испытания, идет расползание атомной технологии. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных авантюристов и даже криминальных элементов. При этом увеличилась угроза слепой технологической случайности — «чернобыльского варианта». Так что призрак «Судного дня», глобального уничтожения всех и вся, еще продолжает бродить по земному шару. Опас­ность третьей мировой войны не уменьшается. Совершенствуется и убойная сила «обычного» оружия, которое по своим разрушительным последствиям уже приближается к ядерному. Уже продуманы, выполняются и апробируются новые, еще «экзотичес­кие» виды оружия. Речь идет о таких, как «генетическое», «плазменное», «биоэлектронное», «тектоническое», «психотропное».

    Современная экологическая ситуация является, в самом прямом смысле, порождением общества, активная деятельность которого превратилась в фактор, способный причинить планете не меньше разру­шений, чем стихийные природные силы (тайфуны, землетрясения и др.). Например, распространение результатов научно-технической революции порождает следующие экологические проблемы: Происходит чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества — сырьевых, энергетических. Один пример: человечество сжигает в настоящее время около 3 млрд. тонн нефти в год и, таким образом, при нынешних темпах потребления этот невоспроизводимый природный продукт исчезнет через 40 лет.

    Происходит загрязнение природной среды — атмосферы, гидросферы, литосферы, что может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, воздуха. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов, а в атмосферу попадает более 200 млн. тонн окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа. Это порождает «коллапс» — резкое стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

    Происходит уменьшение количества кислорода в атмосфере, нарастание «парникового эффекта», расползание «озоновых дыр», безостановочное загрязнение Мирового океана. Биологи фиксируют, что еже­годно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т. е. совокупности оп­ределенных условий и факторов окружающей среды. Существуют такие пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организация не выдерживает. Человечеству угрожает гибель, поскольку оно приближается к этой предельной величине биологических возможностей выживания.

    Рассматривая современную экологическую ситуацию, нельзя пройти мимо демографической проблемы, которая также носит глобальный характер и имеет социальное происхождение. Население земного шара каждую секунду увеличивается на три человека, т. е. на 90 млн. в год. Количество жителей Земли в ближайшее десятилетие достигнет 8 млрд. Стремительный рост населения характерен в основном для стран «третьего мира». Трагическое свидетельство бедности — детская смертность. До сих пор в 34 развивающихся странах из каждых 10 детей, один—два умирают. Количество голодающих людей в мире превысило 650 млн. человек. Тем не менее сейчас люди живут дольше, чем когда-либо. В развитых стра­нах продолжительность жизни выше, но при низкой рождаемости сохраняется опасность старения нации.

    Таким образом, налицо невиданный ранее общепланетарный кризис, который из чисто экологического на наших глазах превратился в общий кризис цивилизации, основательно деформирующий все сторо­ны жизни человека.

    Под угрозой находится не только окружающий мир, но и наш организм, плоть, человеческая телесность. Личность человека — есть телесно-духовное единство. Телесное здоровье всегда стоит на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. Тревожно слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, дефор­мации его телесных основ, накопления генных нарушений, патологий и заболеваемости людей. Повсеместно фиксируется резкое ослабле­ние иммунитета человека под воздействием таких факторов, как ради­ация, ультразвук, электромагнитное поле, а также многочисленных со­циальных и личных стрессов. Количество больных и инфицированных СПИДом с каждым годом все больше, а смертность все выше.

    Океан химических веществ, в который ныне погружена повседнев­ная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике — все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое расползание наркомании, алкоголизма, раковых и сердечно-сосудистых заболеваний.

    Наконец, правильно утверждение, что весьма опасным стал сегодня духовный кризис. Известный философ Мераб Мамардашвили ввел новое понятие — антропологическая катастрофа. Он имел в виду, что за всеми нашими бедами, малыми и большими, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духа, способности соприкоснуться с реальностью, смотреть на мир не через стандартизированную оптику идеологизированных структур, а воспринимать мир как он есть. И строить относительно мира и своего места в нем собственное миропонимание, подлинное сознание.

    За время изучения проблем взаимоотношения общества и природы не только накоплен богатый исследовательский материал, но и выработаны разнообразные подходы и принципы их решения. Любопытным обобщением принципов отношения к природе являются так называемые «законы» Б. Коммонера. Эти законы, предложенные американским ученым Б. Коммонером, звучат следующим образом. «1. Все взаимосвязано. 2. Все должно куда-нибудь деваться. 3. Все чего-нибудь да стоит. 4. Природа знает лучше нас». Как видим, в них нет ничего, поражающего воображение. Сформулированные столь непритязательно, они, однако, имеют глубокий смысл. В них ярко выражен императив современного мышления о том, что безоглядному активизму по отношению к природе должен быть положен предел.

    В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природо-охранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимиза­ции, стратегию замкнутых циклов.

    Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления. С этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на природную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д. Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень, разумеется, должен не превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды. Наконец, стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние вновь могут быть использованы для создания полезных человеку продуктов.

    Названные три стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия. Две последние (оптимизации и замкнутых циклов) сильно зависят от технологического совершенства производственного процесса. Первая же (ограничительная) не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки. Все три стратегии противостоят безоглядному и хищнически-расточительному отношению к природе. Они основаны на понимании выживания человечества.

    Для решения глобальных проблем человечества нужна новая общая идея, «философия преодоления кризиса». И философы ставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. Глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего пре­ображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства, которая побуждает людей к бесконечной погоне за новыми вещами, что наносит вред духовному развитию личности, поскольку человек целью и смыслом своей жизнедеятельности начинает считать производство и потребление вещей. Выход из этой ситуации ряд мыслителей видит в самоограничении производства и потребления, принятия идеологии «нового аскетизма», переориентации людей на духовные ценности.

    Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший и глобалистике, был не случаен. По сути, он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Новый подход противостоял тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека – как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

    Является ли бесконечно растущее потребительство смыслом человеческого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разделенном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и ана­логичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня является предложенный учеными Римского клуба, которые обратились, к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования. Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в нем закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в частности, то, как будут люди представлять свое место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо – ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе прочих образование имеет и глобальную миссию

    Необходима переориентация человечества с идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самоусовершенствование. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано: прекратить или уменьшить опасное влияние на при­роду; уделять внимание новому качеству образования и социальной экологии — не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

    Теперь обратимся к феномену глобализации в контексте тех возможных перспектив, которые она имеет в плане содействия снижению цивилизационных рисков и угроз человеческому существованию.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта