Главная страница
Навигация по странице:

  • Становление современного даосизма: Даосизм зародился в Китае в 4-5 веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы

  • Чжан Лин

  • Чжуан Чжоу

  • «Ле-цзы»

  • «истинными канонами» .В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань

  • Питание души.

  • Энергия ци: Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков

  • История и философия даосизма. Даосизм. Становление современного даосизма


    Скачать 22.34 Kb.
    НазваниеСтановление современного даосизма
    АнкорИстория и философия даосизма
    Дата15.03.2022
    Размер22.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДаосизм.docx
    ТипДокументы
    #398573

    Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

    Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.

    Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций.
    Становление современного даосизма:

    Даосизм зародился в Китае в 4-5 веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы «Дао дэ цзин».

    Начиная с правления династии Восточная Хань, во 2 в.н.э., складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных божеств объявляется Лао-цзы. В этот период даосизм формируется как религиозная система. При императоре Шуньди (династия Восточная Хань) особой популярностью пользовался проповедник Чжан Лин, основавший секту «Удоуми дао» («Путь пяти мер риса»). Приверженцы секты почитали Лао-цзы как великого учителя.

    Следующим крупным представителем даосизма, внесшим заметный вклад в развитие учения, был Чжуан Чжоу – древнекитайский философ, живший ориентировочно во второй половине IV века до н. э. Он написал книгу «Чжуан-цзы», представляющую собой сборник небольших рассказов и притч.

    Согласно китайской традиции, «Ле-цзы» восходит к древнему философу и даосскому подвижнику Ле Юйкоу, жившему в период Чжаньго.

    При императоре Сюаньцзуне тдинастии Тан даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения «Лаоцзы», «Чжуанцзы», «Лецзы» стали именоваться «истинными канонами».

    В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).

    Культ даосизма:

    Даосская религия имеет свои храмы, свои священные книги, своих служителей-жрецов. Даосские жрецы разделяются на монашествующих и семейных.

    Во главе даосской иерархии стоит верховный жрец, или патриарх, называемый тянь-ши («небесный учитель»).

    Даосский жрец представляет собой гадателя, предсказателя, продавца священных реликвий, исполнителя магических обрядов.

    В даосизме отсутствуют понятия Ада и Рая. Даосисты стремятся не попасть в Рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Согласно религиозным представлениям даосов, у каждого человека есть две души:

    • ци - жизнь, неотделимая от тела;

    • лин - душа, отделимая от тела.

    По смерти лин превращается либо в гуй (черта), если человек был ничем не выдающейся личностью, либо в шэнь (божество), если человек этот был значительный, всеми уважаемый.

    Основная задача даосизма, по «Дао дэ цзин», заключается в спасении людей и вещей от наличного хаоса, возвращении их к родовым истокам и обращении в естество. Духовным предводителем Поднебесной даосизм ставит «совершенномудрого человека» (шэн жэнь), уподобляемого «совершенномудрым людям» глубокой древности.

    Философия Даосизма:

    «Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ») - основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао-цзы» по имени предполагаемого автора Лао-цзы. По мнению ученых, «Дао дэ цзин» окончательно сложился в 4–3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского учения.

    Современный текст «Дао дэ цзин» состоит из 81 главы, на границе 38-й главы разделен на «Дао цзин» («Канон дао») и «Дэ цзин» («Канон дэ»), написан ритмизованной и частью рифмованной прозой.

    Главное понятие в даосизме – Дао (в переводе — «путь»). Это мировой закон, определяющий существование всего сущего от момента возникновения и до момента исчезновения. Всё в нашем мире подчиняется дао: вещи и люди, мысли и идеи, Луна и Солнце. Даже сама Вселенная имеет начало и когда-нибудь придёт к закономерному концу, подчиняясь данному принципу.

    Считается, что если человек сможет познать Дао, то достигнет бессмертия. А процесс этого познания подразумевает приложение усилий в двух направлениях

    • Питание души. Речь идёт о душевной гармонии, преодолении страстей и желаний ради постижения Дао.

    • Питание тела. Здесь подразумевается отношение к естественным потребностям.

    В даосизме считается, что этих двух элементов достаточно, чтобы познать дао и достичь бессмертия души и тела в этом мире.

    Другое важное понятие – Дэ (добродетель или мораль). Оно не подразумевает целенаправленных высокоморальных воздействий на окружающий мир. В рамках данного учения подразумевается сила духа, которая должна присутствовать у человека, чтобы он мог познать Дао.

    Ещё одной важной концепцией учения является У-вэй – недеяние. Это отказ от целенаправленной деятельности, которая может нарушить естественный ход событий. У-вэй не подразумевает пассивности. Его суть состоит в том, что человек должен понимать, когда нужно действовать, а когда – бездействовать.

    Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

    Энергия ци:

    Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци, которая аналогична крови или «жизненной силе».

    Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и подвержены изменениям.

    Даосизм указывает на тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулата следует многие принципы китайской медицины. Концентрируясь, человек должен был свою энергию ци, соединить с природной энергией ци. Медицина, тоже используя энергию ци, восстанавливая организм с помощью иглоукалывания. Создавались манускрипты (атласы), в которых были показаны меридианы - невидимые линии, вдоль которых течет кровь и энергия ци. Через эти каналы питаются жизненно важные органы, и поддерживается баланс сил инь и ян.

    Ритуалы и обряды:

    В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э.

    Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

    Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

    Единственные религиозные постройки даосов — монастыри

    Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй (или геомантия). Фэн-шуй — это умение определять благоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потоки жизненной энергии ци.

    Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Поиск смысла жизни и стремление найти своё место в этом мире дали учение, не похожее ни на какое другое.

    Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле. Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы.

    Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.


    написать администратору сайта