Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть

  • Список литературы

  • РЕЧЬ Фантастика и массовая культура. Фантастика и массовая культура адаптации творчества Г. Ф. Лавкрафта в кино Введение


    Скачать 29.91 Kb.
    НазваниеФантастика и массовая культура адаптации творчества Г. Ф. Лавкрафта в кино Введение
    Дата16.04.2023
    Размер29.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕЧЬ Фантастика и массовая культура.docx
    ТипДокументы
    #1064993

    Фантастика и массовая культура: 
    адаптации творчества Г.Ф. Лавкрафта в кино


    Введение

    Говард Лавкрафт - американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Говард Филлипс Лавкрафт заслуживает особого внимания и уважения, поскольку является не только одним из ярчайших представителей жанра fantasy, но и создателем своего собственного поджанра, который, согласно энциклопедии фантастики, именуется «мифологией ужаса». Ибо обычному человеку просто не по силам придумать такой пласт причудливых созданий, зловещих богов и чуждых миров, который оставил после себя этот легендарный писатель.

    Творчество писателя популярно и в наши дни. Кинематограф также создаёт вокруг произведений Лавкрафта зрительский интерес.
    Основная часть

    Своеобразный стиль Лавкрафта породился уже в его первых рассказах и в дальнейшем его творчестве только углублялся, приобретал все большее мастерство. Г. Лавкрафт в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» среди художественных открытий выделяет отказ от литературных стереотипов (счастливого конца, морализаторства, победы добра), безличную художественность. Автор занимает позицию внимательного и умелого рассказчика, не выражая с чувствами и событиями, которые в основе своей противоречили традиционным чувствам человечества.

    Если бы не Говард Лавкрафт, современная фантастика и массовая культура была бы совершенно другой. Автор «космического ужаса» и поистине жутких существ из иных миров оказал огромное влияние на других писателей, режиссеров и создателей игр, а Ктулху, вовсе впечатляющее создание из всех лавкрафтовских Мифов, стал фигурировать в рассказах Стивена Кинга, Анджея Сапковского и Нила Геймана, в музыке Metallica, десятках игр, фильмов и анимационных картин.

    Секрет такой популярности произведений Говарда Лавкрафта заключается в особой манере повествования и темах, которые до тех пор не были отражены столь же ярко другими авторами. Одиночество, безумие, незначительность человеческой жизни в масштабах Вселенной, страх неизвестности – все эти темы присутствуют практически в каждом произведении автора, и оказывают своё влияние на зрителя.

    Описание его уникальных кошмаров сложно передать иным способом, кроме книжной страницы, однако некоторым режисерам удается грамотно перенести в мир кинематографа все эти экзистенциальные древние ужасы, заставляя зрителя трепетать в страхе.

    Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы. Также писатель является вдохновителем известного художника Г. Гигера, написавшего огромное количество картин, руководствуясь исключительно творчеством Лавкрафта. Так он придумал «Ксеноморф» и занимался дизайнерской работой для фильма «Чужой».

    Не менее известным поклонником Говарда Филлипса является и кумир миллионов Стивен Кинг. Сам он не раз заявлял, что зачастую черпает вдохновение в его произведениях.

    На сегодняшний день существует множество произведений по мотивам писателя, десятки компьютерных игр и столько же экранизаций его произведений.

    Для произведений Лавкрафта характерны нагнетание атмосферы напряжённого ожидания чего-то сверхъестественного, выходящего за рамки реального. В рассказах Лавкрафта угроза исходит как от монстров, так и от человека. В литературном мире автора отсутствуют традиционные волшебные существа, библейские ангелы и демоны. Сюжет, как правило, основан на субъективном восприятии действительности. Герой представлен не вымышленным человеком, а вполне реальным.  Художественное пространство Лавкрафт формирует как сочетание провинциальных городов Англии и старинных усадеб с их инфернальными и одержимыми владельцами. Это пространство является как реальным, так и фантастическим одновременно. Автор использует вымышленных чудовищ для создания угрозы для человека. Он сделал основной темой своих произведений – тему страха. Это, на мой взгляд, связанно с его биографией. Говард Филлипс Лавкрафт за свою жизнь пережил достаточно много нервных и страшных моментов. Согласно его теории, страх – основная составляющая бытия. Он помещал своих героев в ситуации, которые заставляют проявить свою сущность в момент испытания ужаса, когда страх переполняет их, вытесняя их другие чувства. Именно те ситуации, в которых человек был перед лицом смертельной опасности, интересовали Лавкрафта. Ставя человека перед внешней угрозой, писатель даёт некоторые ключи к понимаю сущности человека. По моему мнению, это одна из самых значимых особенностей творчества великолепного и талантливого писателя - Говарда Филлипса Лавкрафта.

    В настоящих произведениях о сверхъестественном, по его мнению, воспроизведена атмосфера «непознанного ужаса перед внешними, неизвестными силами», а также сделан серьезный и важный намек на «самое страшное предположение человеческого разума – о губительной и полной остановке или разрушении незыблемых законов Природы, являющихся единственной нашей защитой от нападений хаоса, демонов и бездонного космоса».

    В 2001 году на экраны вышел фильм «Дагон», снятый Стюартом Гордоном – тем самым парнем, подарившим миру упомянутого уже «Реаниматора». Но если работа режиссера 1985 года едва ли может претендовать на что-то большее, чем еще один слэшер, то «Дагона» даже маститые кинокритики считают лучшей кинематографичной адаптацией ужасов Г. Ф. Лавкрафта.

    В основу фильма легли одноименный рассказ и повесть «Морок над Инсмутом», где фигурирует раса рыболюдей, или глубоководных, с которыми главный герой внезапно оказывается в родстве. Фильм очень убедительно повторяет литературный первоисточник, заставляя до последнего переживать за судьбу главных героев, Пауля и Барбары, волею случая оказавшихся в плену у населения странного острова.

    Концепт ужаса не позволяет переступить за сущее в целом – в транценденцию, а является результатом выхода за предел действительности, реакцией на столкновение с чем-то потусторонним, злым, сверхъестественным и неестественным: «Секунду назад стояли перед дверью в подвал, а теперь оказались здесь – в диком, непостижимом месте, где небо цвета крови, и воздух неподвижный, словно перед грозой, затхлый и теплый, и вонючее, пахнет дохлым, потому что вокруг них были болота. Но Семплированный не мог спорить со своей интуицией – она панически шептала, что самое место излучает ужас».

    Самым удачным литературным приемом Лавкрафта является изображение фатума, неумолимого рока, довлеющего не просто над одним конкретным героем, но через него надо всем человечеством. Неважно, как именно воплощен этот фатум – выразительных средств тут у писателя много: от космических пришельцев до гостей с изнанки сна и иных измерений. Писатель и сам неоднократно утверждал, что самый пугающий из всех страхов для человека является тот, который он не способен понять, вообразить и в конечном счете увидеть. Однако в кинематографе с этим ключевым принципом обращаются из рук вон плохо либо отвергают вовсе, поэтому среди фильмов, сделанных по мотивам произведений Лавкрафта, столь высок процент поделок и суррогатов.

    Г.Лавкрафт писал: «Самая древняя и сильная из эмоций человечества – это страх, и самая древняя и сильная разновидность страха – это страх перед неизвестным».

    Итак, непревзойденные истории и эмоции в творчестве Г.Ф. Лавкрафта  создают пафос постоянного страха. Атмосфера ужаса в произведениях воспроизводится не как результат отдельных событий, а разворачивается как динамический процесс, развивающийся и нарастающий, охватывающий всех героев произведений и приводящий к катастрофе в развязке.
    Вывод

    Таким образом,  для обеспечения подробного анализа художественных методов создания атмосферы Лавкрафта и адаптаций его мира в различных форматах в массовой культуре, были изучены исторические источники, релевантные теме научные работы, ряд киноадаптаций, а также иные концептуальные аспекты.

    В итоге результаты демонстрируют, что форматы, выступающие в качестве нового медиума апроприации текста-источника, в силу особенностей собственной системы построения художественного пространства, зачастую модифицируют те методы создания атмосферы и стимулирования ощущения «жуткого», что были представлены у Г.Ф. Лавкрафта, добиваясь «оригинального» эффекта посредством смешения различных визуальных приёмов.


    Список литературы
    1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

    2. Струкова Т. Г. Повседневность и литература // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010, № 4. С. 8-20

    3. Russian Metal Home Page [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusmetal.ru/vae_solis/Ora_Pro_Nobis.htm

    4. «Worlds of Lovecraft» [Электронный ресурс]. URL: http://hplovecraft.narod.ru/

    5. «По ту сторону сна» [Электронный ресурс]. URL: https://lovecraft.arkham.town/upload/stories/Beyond_the_Wall_of_Sleep_Valeriya_Bernatskaya_1991.pdf


    написать администратору сайта