ФГОС 2004. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования основное общее образование
Скачать 1.3 Mb.
|
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий; - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно- популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки; - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации; - воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к 137 мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук; - использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Современные естественнонаучные знания о мире Система наук о природе. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ). Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испускание света атомом. СВЯЗЬ МАССЫ И ЭНЕРГИИ. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, ЭНТРОПИЯ, ИНФОРМАЦИЯ). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД И ПЛАНЕТ, Солнечная система). Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие). Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК - носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, МУТАЦИЯ, МАТРИЧНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО БЕЛКОВ). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема). Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. ОБЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ. ЭВОЛЮЦИЯ: ФИЗИЧЕСКИЙ, ХИМИЧЕСКИЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВНИ. ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, изменений свойств вещества при изменении структуры молекул, зависимости скорости химической реакции от различных факторов (температуры, катализатора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях). Естественные науки и развитие техники и технологий Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, МЕДИЦИНЕ, ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАЗЕРА. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). КЛОНИРОВАНИЕ. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий. Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогенератора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталитической активности ферментов. Естественные науки и человек Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ. ФЕНОМЕН ЗРЕНИЯ: ОПТИКА, ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ФЕРМЕНТЫ И ФЕРМЕНТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ. Наследственные закономерности. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ЛЕЧЕНИЯ. Природа вирусных заболеваний. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ. Проблемы рационального питания. БИОХИМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НИКОТИНОВОЙ, 138 АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии; личных действий по охране окружающей среды. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера; - вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира; уметь: - приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; - объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; - выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; - работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно- популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; - энергосбережения; - безопасного использования материалов и химических веществ в быту; - профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; - осознанных личных действий по охране окружающей среды. СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Базовый уровень Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; - воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; - овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. АРХАИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРА. МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и ЛУКСОРА. СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В 139 КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон. Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ САМАРКАНД). ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ. ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ. МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ. Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, ТИЦИАН). СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху Барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.Б. Растрелли); живопись (П.П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере Барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах). Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли ПАРИЖА, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л. ДАВИД, К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. ШУБЕРТ, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (ПРЕРАФАЭЛИТЫ, Ф. Гойя, Э. ДЕЛАКРУА, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма (Г. КУРБЕ, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский). Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. СЕЗАНН, П. ГОГЕН). Модерн в архитектуре (В. ОРТА, А. Гауди, В.И. ШЕХТЕЛЬ). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, Ф.Л. Райт, О. НИМЕЙЕР). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). СИНТЕЗ ИСКУССТВ - ОСОБЕННАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ XX В.: КИНЕМАТОГРАФ (С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН, Ф. ФЕЛЛИНИ), ВИДЫ И ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДИЗАЙН, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ, МЮЗИКЛ (Э.Л. УЭББЕР). РОК-МУЗЫКА (БИТТЛЗ, ПИНК ФЛОЙД); ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (Ж.М. ЖАРР). МАССОВОЕ ИСКУССТВО. Культурные традиции родного края. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - основные виды и жанры искусства; - изученные направления и стили мировой художественной культуры; - шедевры мировой художественной культуры; - особенности языка различных видов искусства; уметь: - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; - пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; - выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора путей своего культурного развития; - организации личного и коллективного досуга; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - самостоятельного художественного творчества. 140 Профильный уровень Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; - воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; - освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства; - овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Происхождение искусства. Мировая художественная культура - единство в многообразии. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления. I. Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ. Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира. Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов - порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса ("Сказание о Гильгамеше") и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс Вавилона, ассирийские дворцы). Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, ЛУКСОР, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц. Крито-микенская культура. Кносский дворец - легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). "Циклопическая" архитектура Микен. ДРЕВНЯЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И РИТУАЛ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Художественная культура Востока. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа - модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос "Махабхарата" и "Рамаяна". Тадж-Махал - образец индо-мусульманской эстетики. Космологизм - основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр "горы-воды"). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии. Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры "все в одном" (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве). Культура Мезамерики. Жертвенный ритуал во имя жизни - стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, ТИНОЧТИТЛАН). Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы. ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ДИАЛОГ ЗАПАДА И ВОСТОКА В КУЛЬТУРЕ. II. Художественная культура Западной Европы и Северной Америки Античная художественная культура. Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), РЕЛЬЕФЕ, СКУЛЬПТУРЕ (ПОЛИКЛЕТ, Фидий, СКОПАС). Человек и рок в древнегреческом театре (ЭСХИЛ, Софокл, ЕВРИПИД). Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон, АЛТАРЬ МИРА, КОННАЯ СТАТУЯ МАРКА АВРЕЛИЯ). РИМСКИЙ ДОМ (МОЗАИКИ И ФРЕСКИ ПОМПЕИ). ТРАДИЦИИ АНТИЧНОГО МИРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (РАВЕННА). Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Западно-христианская базилика - символ романского стиля. Альгамбра - синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм - образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал). Эпос и пример-проповедь - источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. ОБРАЗЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ. Художественная культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. БРАМАНТЕ, А. 141 ПАЛАДИО) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, БОТТИЧЕЛЛИ, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, ТИНТОРЕТТО). Северное Возрождение (Я. ван Эйк, А. ДЮРЕР, П. БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, ШКОЛА ФОНТЕНБЛО). Расцвет полифонии (школа "строгого письма"). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения. Художественная культура Нового времени. Эстетика Барокко. Барокко как стиль ансамбля: ГОРОД, собор, ДВОРЕЦ, ПАРК (Л. Бернини). Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций Барокко (П.П. Рубенс) и реализма (М. Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Д. ВЕЛАСКЕС) в живописи. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди), инструментальная музыка (А. Корелли, А. ВИВАЛЬДИ). Вершина свободной полифинии в творчестве И.С. Баха. ИСКУССТВО РОКОКО (А. ВАТТО, Ф. БУШЕ). Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, АНСАМБЛИ ПАРИЖА) и живописи (Н. Пуссен, Ж.Л. ДАВИД). Театр французского классицизма (П. КОРНЕЛЬ, Ж. Расин, Мольер). Эстетика Просвещения. ОПЕРНАЯ РЕФОРМА К.В. ГЛЮКА. Симфонизм Венской классической школы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Эстетика романтизма. Музыка - ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. ВАГНЕР), фольклор (И. Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У. ТЕРНЕР, К.Д. Фридрих, Э. ДЕЛАКРУА, Ф. ГОЙЯ). АНГЛИЙСКИЙ ПАРК. Кредо критического реализма в литературе (СТЕНДАЛЬ, Г. ФЛОБЕР, Э. ЗОЛЯ, П. МЕРИМЕ) и музыке (Ж. Бизе). Реалистическая живопись (Г. КУРБЕ, Ж.Ф. МИЛЛЕ). Художественная культура конца XIX - XX вв. Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Новые средства художественной выразительности в живописи (К. Моне, П.О. РЕНУАР, Э. ДЕГА), музыке (К. Дебюсси), скульптуре (О. Роден) импрессионизма; живописи постимпрессионизма (П. СЕЗАНН, Ван Гог, П. ГОГЕН) и символизма (Г. МОРО, П. Пюи де Шаванн, Э.А. БУРДЕЛЛЬ). Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В. Орта, Г. ГИМАР, А. ГАУДИ) и живописи (Г. Климт). Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А. Матисса, экспрессионизм Ф. Марка, ПРИМИТИВИЗМ А. РУССО, кубизм П. Пикассо, абстрактивизм В. Кандинского, сюрреализм Р. Магритта, С. ДАЛИ. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре (Ш.Э. ле Корбюзье); "Большой стиль" тоталитарных государств. Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры: ЛИТЕРАТУРЫ (В. ИРВИНГ, Г. ЛОНГФЕЛЛО, У. УИТМЕН, Э. ХЕМИНГУЭЙ), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-американский фольклор (СКАЗКИ-ПРИТЧИ, СПИРИЧУЭЛС, блюз, джаз). Постмодернизм, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, ИНСТАЛЛЯЦИЯ, ВЫСОКАЯ МОДА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ. Музыкальное искусство второй половины XX в. (Биттлз, Пинк Флойд, "НОВАЯ ВОЛНА"). Электронная музыка. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРХАИЧЕСКИХ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. III. Русская художественная культура Художественная культура Древней Руси. СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ЭСТЕТИКА ПРАВОСЛАВИЯ. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. ШАТРОВЫЙ ХРАМ. ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. Формирование национального самосознания и комплекс московского Кремля. Творчество Ф. ГРЕКА, А. Рублева, Дионисия. Знаменный распев; партесный концерт. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Контакты с Западной Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси в русском искусстве. Культурные связи России с Европой в Новое время. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА И КУЛЬТУРНОГО ЗАИМСТВОВАНИЯ. Петербургский стиль: петровское и елизаветинское Барокко (Д. ТРЕЗИНИ, Ф.Б. Растрелли). Своеобразие русского классицизма и ампира в архитектуре (А. Ринальди, ДЖ. КВАРЕНГИ, М.Ф. Казаков, А.Д. ЗАХАРОВ, К. Росси) и скульптуре (Э.М. ФАЛЬКОНЕ, Ф.И. ШУБИН, И.П. Мартос). Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (Ф.С. РОКОТОВ, Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ, П.А. Федотов). Русская классическая музыка (М.И. Глинка). Поиск национального самосознания в искусстве (передвижники - И.Н. КРАМСКОЙ, И.Е. Репин, В.И. Суриков). Русская пейзажная школа (А.К. САВРАСОВ, Ф.А. ВАСИЛЕВ, И.И. Левитан). Русская музыкальная школа второй половины XX в. (КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ", П.И. Чайковский). РУССКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ (М. ПЕТИПА). Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О. Шехтель), живописи (В.А. Серов, художники "Мира искусств"), музыке (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре (русские сезоны в Париже). Символизм в живописи (М.А. Врубель, В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ, К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН, "ГОЛУБАЯ РОЗА") и скульптуре (А.С. Голубкина). Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине XX в.: живопись (В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал), музыка (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. ШНИТКЕ), кинематограф (С.М. Эйзенштейн), театр (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд), архитектура (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С. Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А. Дейнека, П.П. Корин), скульптуре (В.И. Мухина) и гравюре (В.А. Фаворский). Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН. Развитие советской архитектуры во второй половине XX в. Развитие российского искусства в конце XX в.: музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение. ОТКРЫТОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЕЕ РАЗВИТИИ. 142 Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен: знать/понимать: - особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; - шедевры мировой художественной культуры; - основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; - роль знака, символа, мифа в художественной культуре; уметь: - сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; - понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; - осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; - уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; - уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; - ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; - организации личного и коллективного досуга; - самостоятельного художественного творчества. |