Главная страница
Навигация по странице:

  • Русский классицизм и его памятники

  • Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

  • Ранний классицизм

  • Зрелый классицизм, строгий классицизм

  • Высокий классицизм, поздний классицизм

  • Главное достижение классицизма — ансамбль , организация пространства

  • Эклектика

  • Постройки в стиле русского классицизма

  • Русский классицизм и его памятники. Федеральное агентство по образованию московский государственный строительный унивеситет


    Скачать 28.98 Kb.
    НазваниеФедеральное агентство по образованию московский государственный строительный унивеситет
    Дата07.04.2019
    Размер28.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский классицизм и его памятники.docx
    ТипДокументы
    #72896

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ

    Кафедра истории и культурологии

    Русский классицизм и его памятники

    План.

    1. Барокко в России. Главные черты.

    2. На смену Русскому барокко – Русский классицизм.

    3. Периоды Классицизма. Примеры

    4. Картинки


    Для петровской эпохи было характерно Русское барокко. Ему присущи:

    • следование ясной структуре зданий, 

    • простота построений, 

    • отчетливая связь между фасадами и декором. 

    Вся архитектура русского барокко настроена на мажорный лад — она яркая, золоченая, контрастная. Западный барокко складывался на совершенно другой основе, а потому при заимствовании стиля мы не переняли эти черты, а нашли исход в узорах, своем исконном направлении.

    В 60-е годы XVIII в. на смену русскому барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж.
    Итак, Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

    От раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:

    1. Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца были изжиты признаки барокко и рококо. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди.

    2. Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к античности. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.

    3. Высокий классицизм, поздний классицизмрусский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.



    Главное достижение классицизма — ансамбль, организация пространства:

    строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн.

    Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов[2].

    Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое (Эклектика, или эклектизм — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем)сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

    В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.

    В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городскиеансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин,
     А. Д. Захаров, К. И. Росси)  Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

    Постройки в стиле русского классицизма

    • Аничков дворец

    • Пашков дом

    • Музей-заповедник Царское Село

    • Софийский собор (Пушкин)

    • Адмиралтейство

    • Таврический дворец

    • Казанский собор (Санкт-Петербург)

    • Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)

    • Здание Сената и Синода

    Я хотел бы рассмотреть русский классицизм на примере г. Санкт Петербург.

    Академия художеств в Петербурге

    В ранний период классицизма в его развитии играли большую рольЖ. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

    (фото 6)

    Таврический дворец на Шпалерной улице

    Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом. Фото (5)

    Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

    Яркий пример высокого классицизма —Дворцовая площадь (строительство 1819-1829) в Петербурге, построенная по проекту архитектора К.И. Росси (1775—1849). Она представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба,с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца.

    (фото 1-4)

    Таким образом, Русский классицизм – важная эпоха в архитектуре нашей страны, подарившая здания со строгой симметрией, прямыми линиями, рядами колонн и целые городские ансамбли.

    Источники:

    1. Культурология Маркова

    2. Ресурсы сети интернет


    написать администратору сайта