Главная страница

Глоссарий по философии. Глоссарий. Федеральное агентство связи Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики


Скачать 37.34 Kb.
НазваниеФедеральное агентство связи Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
АнкорГлоссарий по философии
Дата10.02.2022
Размер37.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлоссарий.docx
ТипДокументы
#357205

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Глоссарий

Выполнил

Студент группы РПИС-01
Фролов Степан

Самара 2021

  1. Апология- Предвзятая защита, неумеренное восхваление кого-, чего-л.

  2. Апория- В античной философии, логике: противоречие, возникающее при сравнении данных, получаемых из опыта, с результатами последовательных рассуждений, отвергающими очевидное.

  3. Апполонийское начало- духовное начало. Аполлонийское начало культуры связано с наличием норм, которые пытаются втиснуть человека в определенные рамки. 

  4. Архаизм- 1. Пережиток старины (о предметах быта, явлениях, понятиях и т.п.). 2. Лингв. Устарелое слово, оборот речи, грамматическая форма.

  5. Атараксия- душевная невозмутимость, непоколебимое спокойствие, сохраняющееся даже в экстремальных ситуациях, отсутствие тревожности и волнений.

  6. Атомизм- 1. Учение о прерывистом строении материи, состоящей из отдельных, чрезвычайно малых частиц. 2. Книжн. Разложимость явлений и процессов действительности на составные части.

  7. Агностицизм- Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

  8. Аксиология- Философское учение о моральных, этических, культурных и т.п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.

  9. Антиномия- Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. 

  10. Антропогенез- часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

  11. Антропоцентризм- Воззрение, исходящее из представления о человеке как центре, высшей цели мироздания (основа многих философских учений преимущественно второй половины 20 в.).

  12. Апейрон- понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении.

  13. Воля - совокупность психических действий, которые проявляются во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

  14. Врожденные идеи- представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала).

  15. Всеединство- внутреннее органическое единство бытия как универсума.

  16. Гелиоцентризм- это астрономическая модель, в которой Земля и планеты вращаются вокруг Солнца в центре вселенной.

  17. Геоцентризм- представление человека о том, что Земля является неподвижным центром ограниченной Вселенной, вокруг которого обращаются Солнце и все другие небесные светила.

  18. Гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности мира.

  19. Гуманизм- 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о благе человека, заботе о его правах на счастье, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения

  20. Бытие - существование вообще, совокупность всего существующего.

  21. Вера - безусловное принятие тех или иных воззрений и идей.

  22. Вещь-в-себе- философский термин, обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов; вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия

  23. Видимость - несоответствие сущности.

  24. Волюнтаризм-  Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле решающую роль в развитии природы и общества.

  25. Дуализм- филос. учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.

  26. Дух абсолютный - в философии Гегеля вечно существующая, действительная истина.

  27. Дух объективный охватывает сферу социальной жизни как некой сверхъиндивидуальной целостности, проявляющейся через различные связи и отношения между отдельными людьми.

  28. Дух субъективный охватывает сферу индивидуального человеческого сознания.

  29. Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

  30. Западники- представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. 

  31. Идеализм- одно из основополагающих филос. течений или направлений, считающее собственно действительным идеальное в той или иной форме (идея, сознание, дух, абсолют и т. п.). 

  32. Дедукция- это переход в процессе исследования от общего видения объекта к конкретной интерпретации его частных свойств, а также логический вывод примерных следствий на основании общих посылок.

  33. Диалектика- учение о развитии в его полном и наиболее всестороннем виде. Диалектический метод рассматривает окружающий мир как вечно изменяющуюся систему, опираясь на законы, категории, принципы и концепции.

  34. Дионисийское начало- природное начало. Дионисийское начало связано со свободой, волей, безграничностью, преступлением всех норм

  35. Досократики-  условное, принятое уже в Новейшее время, название древнегреческих философов раннего периода (VII—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

  36. Карма - сумма добрых и злых дел человека, осуществляющих своего рода «закон возмездия».

  37. Категории- это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее.

  38. Классическая немецкая философия- временной период – 80 лет с XVIII столетия по 1831 год. Это была эпоха Просвещения, культивирующая задачу преобразования общества и природы.

  39. Концептуализм- направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

  40. Космология- это дисциплина, направленная на философское созерцание Вселенной как целостности и на ее концептуальные основы. 

  41. Космос-  понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. 

  42. Космоцентризм- это теория, полагающая, что мир имел единое начало, это была естественная стихия – воздух, огонь, или вода. 

  43. Императив-  требование, приказ, закон. У Канта в “Критике практического разума” — общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме)

  44. Индукция- , вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. 

  45. Индульгенция- полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

  46. Иррационализм- философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. 

  47. Капища-  культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. 

  48. Метафизика- философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.

  49. Мировоззрение- Система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

  50. Мироощущение- это отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках.

  51. Миропонимание- явление в психической деятельности человека: это совокупность понятий и взаимосвязей между ними, существующих в психике индивида.

  52. Миф- Повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления.

  53. Мораль-  совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. 

  54. МУТАЦИО́ННАЯ ТЕО́РИЯ, теория изменчивости и эволюции, утверждающая, что из двух категорий изменчивости – непрерывной и прерывистой (дискретной) – только последняя передаётся по наследству

  55. Культ - система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

  56. Майевтика- метод отыскания истины и способ обучения, практиковавшийся

  57. Манихейство-  дуалистическое религиозное учение, сочетавшее элементы христианства, зороастризма, буддизма и некоторых других верований; по манихейским источникам, оно представляет собой восстановление первоначальной истинной религии.

  58. Материализм-  монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.).

  59. Патристика- это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии.

  60. Племена - этносоциальная общность людей, представляющая собой совокупность родов, связанных между собой сознанием общего происхождения и общими чертами культуры.

  61. Нация - этносоциальная общность людей, совместно ведущих экономическую жизнь, имеющих общую территорию и язык, единую культуру и специфический психологический уклад, а также общую историческую судьбу.

  62. Номинализм- средневековая философская позиция, согласно которой универсалии (общие понятия) не существуют реально, в вещах, но представлены лишь номинально, т.е. как имена и понятия в сознании людей.

  63. Объект - то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности.

  64. Оккама бритва- Методологический принцип, в кратком виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости». Этот принцип получил название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма из Оккама.

  65. Основной вопрос философии- метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

  66. Панлогизм- метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса. 

  67. Пантеизм- это вера в то, что реальность тождественна божественности или что все вещи составляют всеохватывающего, имманентного бога.

  68. Пространство - философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину.

  69. Разум - диалектическое мышление, направленное на познание универсальной связи вещей и всех явлений.

  70. Рационализм- одна из попыток определить источник знаний. Это такой взгляд, согласно которому достоверно познать мир можно только благодаря разуму. 

  71. Реализм (средневековый)- направление в средневековой схоластической философии, противостоявшее номинализму, который исходил из того, что общие понятия являются лишь именами единичных вещей.

  72. Религия- это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни.

  73. Рефлексия- в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

  74. Рефлексия - возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим внутренним состоянием.

  75. Русская идея- по определению философа Ивана Ильина, совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.

  76. Утопия- жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

  77. Фатализм - воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития.

  78. Философия жизни- направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно.

  79. Философия- Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

  80. Философская антропология (греч. anthropos - человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.

  81. Фрактал - понятие в синергетике, которое отражает структурное единство самоорганизующихся систем.

  82. ЧЕЛОВЕК – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. 

  83. Фундаментализм – допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много- и разнообразия незыблемый монолит центр-базис, имплицирующий производные от него дистальные единицы знания.

  84. Холизм – антифундаменталистский, антиредукционистский интеллектуальный блок, предопределяющий интерпретацию действительности как иерархию целостностей. В подобных случаях руководствуются планами: 1) кооперативной самоизменчивости – кван­товая когерентная синхронизация изменений (квантовые процессы в лазерах); 2) гетерогенных многомерных структур, каждая им которых представляет самодетерминируемый инвариант в вариантах, – тот же нейтрон как кооперативное образование трех кварков осмысливается на базе соображений системности, динамичности, взаимосвязанности коллективов, ответственных за итоговую структуру. Целое и часть (система и подсистема) нераздель­ны и неслиянны, будучи ипостасями, обладают само­стояньем, суверенностью, они единосущны, однопорядковы, не редуцируемы, но проникаемы друг в друга.

  85. Эксперимент – метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор) позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступеней познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий.

  86. Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

  87. Эмпирическое знание – низшая степень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной отработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общеэмпи­рические высказывания, графики, естественные классификации и др.). Необходимо отличать эмпирическое знание, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического.

  88. Эссенциализм – разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на восстановление за наличной вещностью скрытых качеств, сил, олицетворяющих внутреннюю господствующую, самодовлеющую, преобладающую основу.

  89. Сциентизм – философская концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образца науки сциентисты обычно рассматривают естественные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия. Одной из форм теоретического обоснования сциентистской позиции является позитивистская философия. Основой распространения сциентистских умонастроений в обществе явились огромные успехи частных наук в познании природы, общества, познания и человека. В то же время, недооценивая ценностные формы познания (философию, религию, мораль, искусство и др.), которые принципиально несводимы к объективному типу научного познания, сциентисты тем самым объективно принижают роль гуманитарной составляющей в развитии общества.

  90. Телеологизм – Атрибутом средневекового миросозерцания был

телеологизм, заключающийся в истолковании явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны, занимают в иерархии ценностей более высокие места. Растения в свою очередь служат скоту.

  1. Телелология – (от греч. telos – цель, завершение, конец и logos – учение, слово) – в общем случае – такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д.

  2. Теоретическое знание – уровень научного знания между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры). Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений, решаемая с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.

  3. Теория относительности – наука, основной смысл которой состоит в утверждении: в нашем мире не происходит ничего, кроме кручения пространства и изменения его кривизны. Возникновение теории относительности связано с неудачей обнаружить движение Земли относительно эфира, который, согласно представлениям классической физики, должен был заполнять космическое пространство. Соответствующий эксперимент был в 1887 г. поставлен А. Майкельсоном и Э. Морли и неоднократно повторен впоследствии. Чтобы объяснить этот результат, X. Лоренц выдвинул гипотезу о сокращении длины тел вдоль направления их движения. Но это была всего лишь теория ad hoc. Решение проблемы было найдено в 1905 г. А. Эйнштейном в его работе по специальной теории относительности. В основе этой теории лежат два постулата: 1. Все законы физики имеют один и тот же вид во всех инерциональных системах отсчета. 2. Во всех системах скорость света постоянна. Развивая эту теорию, в 1918 г. Г. Минковский показал, что свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. В 1916 г. Эйнштейн сделал следующий шаг и опубликовал общую теорию относительности (ОТО) – фактически теорию гравитации. Причиной тяготения, согласно этой теории, является искривление пространства вблизи массивных тел. В качестве математического аппарата в ОТО использован тензорный анализ. Теория относительности нашла многочисленные экспериментальные подтверждения и используется в космологии, физике элементарных частиц, ядерной технике и др.

  4. Технократизм – социально-философская концепция, преуве­личивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом. Концепциям технократизма (К. Штайнбух, Г. Краух, Дж. Г. Гэлберт и др.) противостоят, с одной стороны, концепции приоритета духовных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с дру­гой, – концепции сбалансированного взаимодействия технического прогресса и духовной сферы, осуществляемого с позиций гуманизма, под контролем всего общества с помощью его демократических политических институтов.

  5. Квантовая механика – теория, описывающая свойства и законы движения физических объектов, для которых размерность действия (эрг х с) сопоставима с планковским масштабом п = 6,62х 10−27 эрг х с. Этому условию удовлетворяют микрочастицы, а потому можно сказать, что квантовая механика – это наука, описывающая свойства микромира.

  6. Квантовая механика – включает в себя систему специальных

понятий и соответствующий им математический аппарат. Законы квантовой механики образуют фундамент наук о строении вещества. Методы квантовой механики позволили решить большое количество научных задач: расшифровка атомных спектров, объяснение периодической системы элементов Д. И. Менделеева, строение и свойства атомных ядер, теория фотоэффекта, физики твердого тела и полупроводников, ядерные и термоядерные реакции и др. В области макромасштабов уравнения квантовой механики переходят в уравнения обычной классической механики.

  1. Кибернетика – наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации.

  2. Классическая наука – специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм.

  3. Когерентность – означает синхронизированность различных и

зачастую кажущихся несвязанными событий, которые налагаются друг на друга и оттого усиливают или ослабляют размерность собственного тока. Говоря о когерентности, вводящей новую модель причинения, подчеркнем специфически коллективный, во многом несиловой и творческий строй детерминации изучаемых неклассикой явлений, понимаемых как результирующая объемных самоиндуцируемых коопе­ративных связей, дающих начало новым процессам. Это не классическая схема пересечения необходимостей в объяснении наблюдаемых реалий, а модель самоформирования макроскопических масштабов событий из внутренней потенциальности (эффекты сис­темных связей, способных на коллективную самоиндукцию, резонансное самодействие).

  1. Комбинаторностъ – это мировоззренческий подход к вопросам

структуры действительности, противоположный доминировавшему ранее символически-иерархическому подходу. Согласно ему, всякий элемент мира представлялся не в виде некоего качественного целого, органически связанного с другими подобными целостностями во всеохватывающую и всепроникающую тотальность, а в виде набора форм разной степени существенности и общности. Суть этого подхода передают следующие слова Галилея: «… никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина, фигуры, количество… движения… я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, число и движение». Подобную позицию разделяли (спор о первичных и вторичных качествах) Локк, Гоббс, Декарт, Спиноза и др.

  1. Концептуальная сборка – представление объекта в многомерном когнитивном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервалами, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической механике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателями в разных системах отсчета в виде соответствующей совокупности экспериментальных истин. Эти разные картины тем не менее могут образовывать некое концептуальное целое благодаря «правилам преобразования» Галилея, регулирующим способы перехода от одной группы высказываний к другой.

  2. Культура – в широком смысле – вся совокупность продуктов

материальной и духовной целенаправленной деятельности человека – от орудий производства, зданий, социальных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права.

  1. Кумулятивизм – трактовка развития знания как линейного количественного его саморасширения за счет монотонной аддитации новых истин. Симптоматично в этом отношении такое убеждение Гегеля: большая и даже, может быть большая часть содержания наук носит характер прочных истин, сохраняясь неизменной; возникающее же новое не представляет собой изменения приобретенного ранее, а прирост и умножение его. Отсюда энтелехия познания – достижение все большего уровня систематичности и точности: будущие открытия в детализации наличного знания.

  2. Метатеоретическое знание – наиболее высокий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного исследования и др.). В силу достаточно организованного, системного характера научного знания метатеоретическое знание относится в первую очередь к фундаментальным научным теориям (в математике – к арифметике и геометрии, в физике – к механике, в биологии – к теориям эволюции видов и генетике и т. д.).

  3. Метафизика – категория философии, имеющая два основных

значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития, как всеобщего, необходимого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской философии, а также других философских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конкретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации).

  1. Механицизм – гипертрофия механики как способа миропонимания. С античного атомизма до вульгарного физиологического материализма XIX в. господствует редукционистская идеологема о мире-машине и человеке-автомате, которые ввиду этого доступны дознанию.

  2. Моделирование – метод исследования объектов природного,

социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал. Метод постижения предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в науке и технике XX века в связи с рез­ким усложнением самих объектов исследования. Эффективность и эвристичность данного метода вытекает из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется.

  1. Модель – опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции. В этом смысле модель есть изоморфный или гомоморфный образ исследуемого объекта (оригинала).

  2. Мысленный эксперимент – совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным.

  3. Наблюдение – получение фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и опреациональных средств. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность.

  4. Наивный реализм – онтологизация познавательной рефлексии: постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания действительности, восприятие содержания мыслительных отображений реальности как атрибутивного самой реальности.

Список литературы

  1. Лебедев, С.А., Ковылин Ю.А. Философия научно-инновационной деятельности / С.А. Лебедев, Ю.А. Ковылин. – М.: Академический проект, 2012. – 182 с.

  2. Лешкевич Т.Г. Философия науки / Лешкевич Т.Г. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 321 с.

  3. Логунова, Л.Б. История и философия науки: учебное пособие по курсу «История и философия науки» / Л.Б. Логунова, М.А. Сажина, Л.И. Семенникова. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 272 с


написать администратору сайта