Биография Мильчина. Реферат Мильчин. Федеральное государственное бюджетное образовательное
Скачать 19.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет» Институт издательского дела и журналистики Кафедра Издательского дела и книговедения Редактор и теоретик книгоиздательского дела Аркадий Эммануилович Мильчин Студент: Татаринова Е. М ИИДиЖ группа 191-012 Руководитель: Беловицкая А. А. Москва, год 2021 2 слайд Аркадий Эммануилович Мильчин (1924-2014) является советским и российским редактором, теоретиком, книговедом, составителем словарей и справочников в помощь автору и редактору. На его учебных пособиях по редактированию воспитано несколько поколений сотрудников редакций и издательств. Кроме того, А. Э. Мильчин – кандидат филологических наук. 3 слайд Родился редактор в городе Радомышль. В 1942 году был направлен в Сухумское военно-пехотное училище, но по причине болезни не попал на фронт. А в 1944 году поступил на редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института. Окончил его в 1949 году. 4 слайд Мильчин понял, что его высшее образование не ценится, а его специальность объявили ненужной. Он писал: «Так отношение к диплому МПИ как к неполноценному побудило меня отстаивать профессию редактора, что, в общем, я продолжаю делать до сих пор.» 5 слайд В том же году (1949) Аркадий Эммануилович стал работать корректором в легендарном издательстве «Искусство», именно там он освоил азы редакторского мастерства и завел знакомства с известными представителями советской искусствоведческой науки, в их число входили Юрий Молок и Григорий Стернин. Также в издательстве «Искусство» Мильчин попробовал себя в роли редактора в редакции литературы по книгоиздательскому делу, полиграфической технике и книжной торговле и заведующим редакции издательства. 6 слайд А в 1964 году редакцию перевели в новое издательство под названием «Книга», где Аркадий Эммануилович вначале был редактором, а позднее главным редактором – с 1967 по 1985, практически до ухода на пенсию. Как он сам писал в «Человек книги: записки главного редактора» - «Оно (Издательство «Книга») создавалось при моем участии. Оно достигло выдающихся для своего времени результатов в книгоиздании.» 7 слайд В 1972 году в свет выходит учебник Мильчина «Методика и техника редактирования текста». В книге описаны методические и технические приемы редакторского критического анализа текста: его композиции и рубрикации (системы заголовков), его фактической стороны, логических связей и отношений, языка и стиля, графических средств выразительности; содержатся рекомендации по методике правки текста. Несомненный интерес пособие представляет для журналистов, авторов, работников научно-технической информации. Также известно, что в 1977 году Мильчин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Редакторский анализ текста: теоретико-методологические основы». 8 слайд Вся научная и редакторская деятельность Мильчина посвящена методике редактирования, редакторскому анализу и, в целом, культуре книги. Он принимал участие в подготовке к изданию около десяти энциклопедий, словарей и справочных изданий. Также Аркадий Эммануилович был инициатором выпуска второго издания «Писатель и книга» авторства Бориса Томашевского и выпуска «Справочника по правописанию и литературной правке» Дмитрия Розенталя, редактором первых изданий книги «В лаборатории редактора» Лидии Чуковской. 9 слайд Изыскания Мильчина были целиком и полностью посвящены редакторской деятельности. Так, с 1944 года он начал собирать выдержки о редактировании и редакторах, появлявшиеся в советской печати. В 1990 году вышел сборник «Писатели советуются, негодуют, благодарят: о чём думали и что переживали русские писатели XIX — начала XX века при издании своих произведений. По страницам переписки». К 2010 году коллекция превысила 150 авторских листов. Избранные тексты составили антологию «О редактировании и редакторах. Антологический сборник-хрестоматия» (2011). Книга получила одобрительную оценку в печати. Как уже упоминалось ранее, основой сборника послужила коллекция вырезок и выписок составителя, известного автора книг и статей на редакционно-издательские темы. Взявшись составлять сборник, Мильчин дополнил его извлечениями из прочитанных им уже в наше время книг, журналов, газет. Хотя сборник адресуется главным образом редакционно-издательским работникам и авторам, он не может не увлечь тех, кто далек от издательской деятельности, но кому не безразличен мир, в котором создается литература. Тексты сборника захватывают драматизмом столкновений авторов с редакторами, цензорами, знакомят с поучительными эпизодами издательской истории, рассказывают о замечательной редакторской деятельности Максима Горького, Александра Твардовского, Самуила Маршака, Евгения Петрова, Лидии Чуковской, Тамары Габбе, Софьи Разумовской и др. 10 слайд Интересно, что в 2011 году Студия Артемия Лебедева разработала и запустила сайт, на котором опубликована полная коллекция Аркадия Мильчина, в несколько раз превышающая объём книги. Об издании «Справочник издателя и автора» на сайте сказано: «Справочник Мильчина и Чельцовой — настольная книга всех редакторов и верстальщиков студии. Арт-директоры и дизайнеры регулярно сверяются с его основными правилами, а технологи учитывают изложенные нормы в скриптах для автоматической расстановки типографики.» 11 слайд В 2005 году был удостоен премии «Человек книги». В 2011 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке книга «О редактировании и редакторах», составленная Аркадием Мильчиным, стала лауреатом конкурса «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». 2 июня 2011 года Мильчин выступил на круглом столе «Куда смотрит редактор?», организованном издательством «Новое литературное обозрение» совместно с РГГУ. В 2016 году в свет выходит книга «Человек книги: Записки главного редактора» — здесь Аркадий Эммануилович рассказывает о воспоминаниях из детства, годах учебы, работе в издательствах «Искусство» и «Книга», о советской цензуре, о том, как советские начальники пытались руководить культурой. В этой книге Мильчин рассказывает и о том, почему он выбрал профессию редактора: «Во-первых, мне хотелось работать с автором, помогать ему. Во-вторых, мне хотелось доказать самому себе и особенно другим, что профессия редактора действительно нужна, что без профессионально подготовленного редактора, получившего специальное редакторское образование, книги будут выходить хуже, чем могли бы. В-третьих, меня выводило из себя отношение к редактору как к страшному врагу автора, источнику его страданий и неприятностей. Профессия редактора всегда была и остается объектом насмешек и издевательств, и очень часто, увы, вполне обоснованных.» Мильчин называет редакторскую работу сложной, многогранной, но незаметной. Кроме того, в ней много «техники»: перепечатка рукописи, считка, оформление, сроки. Некоторые проблемы являются неактуальными, например, перепечатка рукописи, так как все осуществляется через компьютер.» Умер Аркадий Эммануилович Мильчин в 2014 году от рака печени. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Донском кладбище. Библиографический список Мильчин А. Э. О редакторах и редактировании. 2011. — 672с. Мильчин А. Э. Человек книги / Записки главного редактора. М.: «Новое литературное обозрение», 2016. — 752с. Мильчин А. Э. Справочная книга корректора и редактора. Редакционно-техническое оформление рукописи, вычитка, корректура. — М.: «Книга», 1974. — 416 с. Рахманина И. Портрет. А. Мильчин: «Мне нравится делать книгу, которую ждёт читатель» // Книжное дело. — 1994. — № 1. — С. 54—57 Мильчин А. Э. и Чельцова Л. Справочник издателя и редактора [Электронный ресурс] https://www.artlebedev.ru/izdal/spravochnik-izdatelya-i-avtora/ |