Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный руководитель: учитель обществознанияНиконов Алексей ВалерьевичТверь2021 Оглавление

  • Мировая история феминизма

  • Разнообразие феминистских движений и идеологий

  • Развитие феминизма в России

  • Отношение современной российской молодежи к феминизму

  • Приложение

  • Приложение 2. «Считаете ли Вы феминизм необходимым в современной России»

  • Приложение 3. «Считаете ли Вы себя приверженцем феминизма»

  • Приложение 3*, дополнение к приложению 3

  • Приложение 4. «Есть ли среди Ваших родственников/знакомых сторонники феминизма, если да, то, как Вы относитесь к их позиции»

  • Приложение 5. «Как Вы относитесь к феминизму»

  • Приложение 6. «Какое из определений термина «Феминизм» Вы считаете верным»

  • Приложение 7. «С чем Вы связываете актуальность этого движения»

  • Приложение 8. «Как Вы думаете, достигли ли женщины фактически равноправия с мужчинами»

  • Научно-исследовательская работа. Электронная версия (печатная). Феминизм в жизни современной российской молодёжи


    Скачать 44.49 Kb.
    НазваниеФеминизм в жизни современной российской молодёжи
    АнкорНаучно-исследовательская работа
    Дата12.09.2022
    Размер44.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭлектронная версия (печатная).docx
    ТипНаучно-исследовательская работа
    #673433

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №36»


    Школьная научно-практическая конференция

    Тема:«Феминизм в жизни современной российской молодёжи»

    Научно-исследовательская работа по обществознанию

    Выполнила:

    учащаяся 11 класса

    Захарова Анна Олеговна

    Научный руководитель:

    учитель обществознания

    Никонов Алексей Валерьевич

    Тверь

    2021

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1 4

    Мировая история феминизма 4

    Разнообразие феминистских движений и идеологий 6

    Развитие феминизма в России 7

    Отношение современной российской молодежи к феминизму 10

    Глава 2 12

    Заключение 16

    Список литературы 17

    Приложение 18


    Введение


    В последнее время среди молодёжи в реальной жизни и в сети Интернет все больше распространяется тема феминизма. Ведутся дискуссии по поводу важности этого социального движения. Одни встают на защиту феминизма, считают его нужным, пока остальные высмеивают его. Оценивая сложившуюся ситуацию, я решила написать научно-исследовательскую работу на тему «Феминизм в жизни современной российской молодёжи».

    Актуальность данной темы очень велика, т.к. в последнее время феминизм набирает популярность именно среди молодого поколения.

    Свою научно-исследовательскую работу я буду проводить в рамках МБОУ СШ №36, и под молодёжью подразумеваю учеников средних и старших классов школы.

    Своей работой я хочу решить проблему малой осведомлённости учащихся о феминизме, его целях.

    Помимо повышения знаний об этом социальном движении среди молодёжи моей школы, я ставлю перед собой цель сбора и анализа информации об отношении учащихся к феминизму, представлений о нем. Данные цели я хочу достигнуть путем распространения информации о феминизме и проведения очного аудиторного анкетирования среди молодого поколения, результаты которого будут представлены в виде графиков и диаграмм.

    Своей научно-исследовательской работой я хочу доказать, что многие учащиеся моей школы мало осведомлены о феминизме, считают его ненужным и бессмысленным движением.

    Однако в своей работе я хочу представить не только отношение молодёжи к феминизму, но и историю его развития, цели.

    Глава 1


    Феминизм - спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав для женщин, преодоление сексизма.

    Феминизм - одно из противоречивых социальных явлений в истории: по сей день идут споры о том, действительно ли он нужен в современном мире, несет ли он какую-либо ценность сегодня. Чтобы разобраться в этих вопросах нужно обратиться к истории становления феминизма.

    Мировая история феминизма


    История феминизма подразделяется на четыре волны[2,4]:

    1. «Первая волна» относится к суфражистскому движению XIX-начала XX века. Главными его вопросами стали: борьба женщин за право голоса, право собственности для замужних женщин;

    2. «Вторая волна» относится к периоду 1960-1980-х годов и является женским освободительным движением, которое боролось за полное юридическое и социальное равенство полов;

    3. «Третья волна» начинается в 1990-х годах. Она является продолжением «второй волны», реакцией на её некоторые неудачи. Эта волна фокусировалась на индивидуальности и разнообразии;

    4. «Четвёртая волна» началась в 2012-2013 году и продолжается по сей день. Главными вопросами становятся сексуальный харассмент, насилие против женщин, расширение прав и возможностей женщин.

    Среди самых ранних представительниц борьбы за женские права можно отметить Кристину де Пизан (2 половина XIV в.), которая в своем произведении «О граде женском» описывает место, где нет насилия и враждебности по отношению к женщинам; американку Абигейл Смит Адамс, которая вошла в историю знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776г.); Олимпию де Гуж, которая составила «Декларацию прав женщины и гражданки» (1791г.), содержавшей положения абсолютного равенство полов, за что в 1793 году ее приговорили к казне («Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент», сказала на это Олимпия)[5].

    «Первая волна» феминизма связана с движением суфражисток («суфражизм»; от англ. suffrage, право голоса), которое началось в 1848 году со съезда по защите прав женщин, на котором была принята «Декларация чувств», провозглашавшая право собственности женщин, право на брак, свободный выбор профессии, получение полного образования. Авторами стали Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреция Мотт. Эммелин Панкхёрст боролась за право голоса для женщин на выборах, а также против сексизма. Именно она ввела 3 символических для суфражисток цвета: фиолетовый (свобода и достоинство), белый (чистота) и зеленый (надежда). Данная комбинация - акроним «Give Women the Vote», которому соответствует Green, White, Violet. Один из цветов дошел и до наших дней. Символ феминистского движения — сжатый кулак (символ борьбы и сопротивления), заключённый в зеркало Венеры (символ женщины). Фиолетовый цвет фона — традиционный цвет феминизма.

    «Вторая волна» относится к периоду 1960-х -1980-х годов и концентрируется на равноправии женщин во всех юридических и социальных аспектах. Активистки продолжали бороться с законами, которые давали мужу право владеть личной жизнью супруги, работали над запретом домашнего насилия, боролись за введение уголовной ответственности для мужей, которые насиловали своих жен. Кэрол Ханиш, видя, что отдельные аспекты личной жизни женщин глубоко политизированы, ввела лозунг «Личное — это политическое». Симона де Бовуар анализирует угнетение женщин в работе «Второй пол» и связывает это с отношением к женщинам как к «Другому». Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» (1963г.) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в домашнем хозяйстве и воспитании детей, что им не нужны карьера, высшее образование и политические права.

    «Третья волна» феминизма зарождается в начале 1990-х годов с возникновением феминистской субкультуры Riot grrrl, а также после обращения Аниты Хилл по телевидению о домогательствах со стороны Кларенса Томаса, кандидата на место верховного судьи. «Третью волну» связывают с войнами между антипорнографический феминизмом и сексуально-позитивный феминизмом, а также с именем Дж.С.Милля, к работе которого зачастую обращались феминистки. В ней говорилось о том, что неравенство между мужчинами и женщинами является искусственно навязанным социальными условиями явлением. Утверждалось, что феминизм должен решать и глобальные проблемы (изнасилование, инцест и проституция), и культурно-специфические проблемы (калечащие операции на женских половых органах, стеклянный потолок практики), чтобы понять, как между собой связаны разные угнетения.

    «Четвёртая волна» зарождается в 2012-2013 годах, и главными её инструментами становятся социальные сети. Феминистки этой волны борются за расширение прав и способностей женщин: сокращение списка запрещенных профессий, борьба за право на безопасные аборты, за собственный семейный и сексуальный выбор женщин (проходящий под девизом «Моё тело — моё дело»), борьба против сексуального харассмента и др. Примером громкого публичного осуждения за изнасилования и домогательства стала компания #MeToo, которая привела к увольнению многих высокопоставленных мужчин, уличенных в домогательствах.

    Разнообразие феминистских движений и идеологий


    Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию, и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Существует примерно 40 течений, но журнал Ellegirl[3] выделяет среди них наиболее важные в современном обществе: интерсекциональный феминизм (накладывание различных угнетений друг на друга), антирасистский феминизм (угнетение женщин и по расовому признаку), поп-феминизм (движение за права женщин в поп-культуре), помадный феминизм (защищает право девушки выглядеть гламурно и женственно), экофеминизм (помощь природе), культурный феминизм (для представительниц этого движения женщина – центр жизни – как в обществе, так и дома) и либеральный феминизм (борьба за равные права мужчин и женщин во всём).

    Развитие феминизма в России


    Становление феминизма в Росси начинается с 50-х годов XIX века. Ему поспособствовали следующие причины, которые были выделены в работе Г.А. Ельниковой [1]:

    • Распространение в стране западноевропейских идей о равноправии полов и необходимости изменений семейных отношений;

    • Проходившие в демократических кругах разговоры об эмансипации женщин;

    • Начавшиеся в стране либеральные преобразования;

    • Дискриминация женщин в российском обществе.

    Наиболее крупной женской общественно-политической организацией в дореволюционной России было «Русское женское взаимноблаготворительное общество», которое провело в 1908 году I Всероссийский съезд женщин. Программа работы была впечатляющей: обсуждались вопросы политического и правового положения женщин, состояние женской печати, а также отношение политических партий к женскому вопросу. Съезд единодушно принял общеполитическую резолюцию с требованием всеобщего избирательного права, без различия пола.

    Теоретический феминизм изначально был представлен либеральным направлением, авторами которого стали Надежда Васильевна Стасова, Мария Васильевна Трубникова, Анна Павловна Философова. Однако русская теория имела несколько отличий от западноевропейской, которые выделила в своей работе Г.А. Ельникова [1]:

    • В Россия XIX века любое проявление независимости являлось странным, поэтому теория боролась не только за освобождение женщин от угнетения, но и за свободу любой личности;

    • Российский феминизм зарождается позже и поэтому возникает отставание в формулировках проблем.

    Спецификой русского феминизма являлась его слабая теоретическая основа: не было работ, которые ставили бы перед собой цели и задачи.

    Марксистский феминизм в дореволюционной России развивался в рамках РСДРП(б), но политические лидеры считали «женский вопрос» вторичным, который должен был разрешиться сам собой. Попытки обратить внимание на женские проблемы были предприняты членами РСДРП(б): Александрой Михайловной Коллонтай, Инессой Фёдоровной Арманд, Надеждой Константиновной Крупской. Благодаря трудам Н.К. Крупской требования полного юридического и политического равенства женщин и мужчин были включены в программу РСДРП(б).

    После прихода к власти большевиков установился марксистский феминизм, авторами которого стали Александра Михайловна Коллонтай, Инесса Фёдоровна Арманд, Надежда Константиновна Крупская, Конкордия Николаевна Самойлова. Главный посыл заключался в том, что коммунизм — это не просто перераспределение экономических ресурсов и общественная собственность на средства производства, но и изменение самой природы мужчин и женщин. Было безусловным, что возникновение иерархически соподчиненных отношений между мужчиной и женщиной «не вытекают из особенностей пола». А.М. Коллонтай предлагала искоренить саму систему патриархальных отношений, и её гендерная конструкция устанавливала взамен старой новую асимметрию социальных ролей.

    В 1920-1930 годах объявляется о решении женского вопроса, и в российском обществе надолго устанавливается идеальный образ женщины - «мать-работница».

    Реальное возрождение феминизма происходит лишь в конце в 70-х годов, основателями которого стали Юлия Николаевна Вознесенская, Татьяна Михайловна Горичева, Татьяна Арсеньевна Мамонова, Наталия Львовна Малаховская. Под их редакцией издается альманах «Женщина и Россия», а в 1981 году выходит первый номер журнала «Мария», в котором говорится о положении советской женщины. Судьба девушек оказалась трагичной: почти сразу после начала деятельности началось гонение со стороны власти, к которому добавилось общественное осуждение.

    В начале XXI века в России феминизм как движение представлен некоторым числом активисток, убеждения которых различаются от либеральных до радикальных[1]. Одной из представительниц является Ольга Александровна Воронина, которая полагает, что посредством идеологии женского предназначения и мифологии «святости» материнства женщина отчуждается от сферы власти, а понятие эмансипация искажает свой смысл в советское время, где единственной равностью между мужчиной и женщиной являлся равный объем выполняемой работы. Татьяна Александровна Клименкова, характеризуя гендерные стереотипы, отмечает, что женщине всем ходом современного развития навязываются качества робости, зависимости, стремления избегать принятия решений. Представление о ней как о небесном существе – это один из мужских фантазмов, из-за чего женщина страдает, ведь не может отвечать стандарту ангелоподобия. Еще одним представителем является Светлана Григорьевна Айвазова, которая считает, что существует как социальный дисбаланс между полами, так и возрождение женского движения в качестве самостоятельной политической силы, которая претендует на особую роль в обществе, на участие в политике.

    Среди вопросов, которые затрагивает российский феминизм, находятся:

    • Запрещённый список из 100 профессий для женщин;

    • Криминализация домашнего насилия, которому подвергаются как женщины, так и мужчины. К наиболее громким случаям относятся: история Маргариты Грачёвой, которой муж отрубил руки топором, дело сестёр Хачатурян, убивших своего отца, который годами их избивал и насиловал;

    • Политической преследование за феминистское творчество (дело Юлии Цветковой);

    • Борьба с виктимблеймингом - перекладыванием вины за насилие и домогательства с насильника на жертву;

    • Борьба с «третьей сменой»;

    • Борьба с дискриминацией при приеме на работу, разной оплатой труда и «стеклянным потолком»;

    • Борьба с сексуальным харассментом;

    • Борьба с обязательным призывом в армию;

    • Борьба за репродуктивную свободу и движение «Моё тело - моё дело», бодипозитив.

    Очень точно о современном феминизме высказалась Эвелина Хромченко: «Большой ошибкой было бы считать, что феминистки не хотят нравиться мужчинам. Феминистка просто не хочет быть зависимой от мужчины материально или социально, она не хочет, чтобы общество считало, что женщина – это существо второго сорта...».

    Таким образом, освоение феминизма в современной России встречается с большими трудностями. По-прежнему феминизм воспринимается в основном как мужененавистническая теория.

    Отношение современной российской молодежи к феминизму


    Феминизм на протяжении всей своей истории положительно повлиял на положение женщин, предоставил им множество прав, без которых современная девушка не может представить свою жизнь: право голоса, право на образование и работу, на равную оплату труда (хотя в РФ по статистике женщинам платят на 30% меньше [4, 295c.]), на распоряжение своим телом, на ношение штанов в конце концов.

    Из истории видно, что феминизм является социально-политическим движением, а не современной модой. А его популярность сейчас объясняется вновь возникшими проблемами, которые быстро распространяются благодаря интернету на большую аудиторию. Следовательно, о феминизме знают многие, особенно молодёжь. Только некоторые считают его ненужным движением, высмеивают представителей феминизма и не относятся к ним серьёзно, что зачастую объясняется малой информированностью о движении и его идеях. Но все больше представителей моего поколения осознают важность данного явления, и если не являются его прямыми сторонниками (феминистами), то хотя бы поддерживают его идеи (профеминисты).

    Многие современные российские звезды высказываются на тему феминизма. Оксана Акиньшина: «Называю феминизм проблемой некрасивых женщин. Женщины, оставьте мужиков в покое, они тоже хотят быть счастливыми!», а Регина Тодоренко заявила, что в семейном насилии виновата жена: «Твой муж тебя бьет, а почему, ты не задумывалась? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?», эти слова испортили её репутацию, многие стали относиться к ней с недоверием. Тем не менее есть и противоположные мнения. Так, рэп-исполнитель Face в одном из своих интервью сказал, что поддерживает феминизм и хочет бороться за адекватность в обществе. Движение поддерживают и Ксения Собчак, и Светлана Ходченкова.

    Более подробное отношение современной российской молодёжи к феминизму будет рассмотрено во второй главе на примере учащихся средних и старших классов МБОУ СШ №36.

    Глава 2


    Я провела очное аудиторное анкетирование, чтобы выяснить как современная российская молодёжь относится к феминизму, каких взглядов придерживается. В моем исследовании приняло участие 85 человек. Это учащиеся средних (7А, часть 8Б) и старших (10, 11) классов МБОУ СШ №36 города Твери.

    Анкета, разработанная мной для определения представления о феминизме современной российской молодёжи, содержит 9 вопросов. Они были составлены с опорой на работу А.В. Шафеевой «Представления современной молодёжи о феминизме» [4].

    В этой главе я собираюсь проанализировать полученные ответы и подтвердить свою гипотезу о том, что многие учащиеся моей школы мало осведомлены о феминизме, считают его ненужным и бессмысленным движением.

    Результаты проведенного опроса содержатся в Приложении и таблицах Excel.

    На вопрос о том, знакомо ли отвечающим такое понятие как «феминизм», я получила 90,6% положительных ответов, 5,9% затруднились с ответом, а остальные с этим понятием не знакомы [приложение 1].

    При этом 45,9% ребят считают его ненужным в современной России, за его необходимость проголосовало 25,9% человек, и затруднились с ответом 28,2% [приложение2]. Среди тех, кто считает движение необходимым, были представлены следующие объяснения: «Многие семьи патриархально ориентированы», «У женщин и мужчин должны быть равные права, дискриминация женщин не должна присутствовать в нашей жизни», «В нашей стране до сих пор есть люди, которые не воспринимают женщин как личность», «Он борется за права женщин, и он действительно важен, благодаря нему у нас есть много возможностей», «Да, думаю, что является, ведь в России, к сожалению, до сих пор сексуализируют женщин, что, по-моему мнению, является главной проблемой». Среди же тех, кто думает по-другому, были такие пояснения: «Просто не считаю это нужным», «Большинство феминисток не знают за что борются», «В России у мужчин и женщин равные права», «Я придерживаюсь патриархальной концепции семей», «Эти люди прикрываются этим движением ради своих же целей», «Феминизм – понятие только для девушек», «Сами себе придумали проблему», «В России нет дискриминации по половому принципу».

    63,5% процента учащихся не считает себя приверженцем феминизма, 15,3% затруднились с ответом, а среди 21,2% тех, кто считает себя им, только один является феминистом, остальные – профеминисты[приложение 3, 3*].

    Следующие ответы позволили мне сделать вывод о том, что феминизм нешироко распространен в нашей стране, потому что 61,2% не имеет среди близких и знакомых сторонников феминизма. Одинаковый процент голосов, 17,6%, распределился между теми, кто имеет в своем окружении приверженцев феминизма и относится к ним положительно или нейтрально. Остальные отвечавшие относятся к таким знакомым отрицательно[приложение 4].

    На один из самых важных вопросов «Как Вы относитесь к феминизму?» я получила следующие ответы: 47,1% - нейтрально, 23,5% - отрицательно, 20% - положительно и 9,4% затруднились с ответом[приложение 5].

    В следующем вопросе я предложила выбрать наиболее подходящее и правильное, по мнению отвечающего, определение феминизма. За первый вариант ответа проголосовало 16,5% (Женское движение за предоставление женщинам большего объема прав и свобод и меньшего объема обязанностей по сравнению с мужчинами), за второй – 61,2% (Женское движение за равноправие мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни), за третий – 22,4% (Женское движение за права женщин)[приложение 6].

    Для меня было важно выяснить, чем, по мнению учащихся, вызвана актуальность данного движения. 22,3% связывает его с распространённой дискриминацией женщин по половому признаку, 10,3% - с неравным уровнем зарплат для женщин и мужчин, 19,6% - с высоким уровнем домашнего насилия над женщинами, 17,4% - с восприятием женщины как сексуального объекта без её желания/согласия, 17,4% - с восприятием женщины как объекта без собственного мнения и права распоряжаться своим телом, а остальные 13% считают его неактуальным[приложение 7].

    Последний вопрос был связан с фактическим равноправием женщин и мужчин. Большая часть, 35,3%, считает, что фактическое равноправие достигнуто, 31,8% человек так не считают, а 32,9% затруднились с ответом[приложение 8].

    Я также решила провести небольшой анализ, разделив полученные анкеты по половому признаку. В итоге я получила следующие результаты: среди представителей мужского пола больше ответов о неактуальности, ненужности и бессмысленности движения, и, в отличие от ответов женского пола, присутствует отрицательное отношение к феминизму. Отвечающие со стороны женской аудитории лояльнее относится к вопросу, большая часть считает движение полезным и необходимым. Думаю, такие результаты связаны с тем, что с проблемами, которые освещает феминизм, больше сталкиваются именно девушки, юношей же они обходят стороной.

    В моей научно-исследовательской работе также была поставлена проблема малой осведомлённости современной русской молодежи о феминизме. Для ее решения я нарисовала плакат, который повесила в школе, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с вопросом. В нем я затронула самое необходимое, что следует знать о движении. Это этапы развития феминизма, с чем он борется в современной России и интересные факты.

    Таким образом, проведённый опрос дал понять, что моя гипотеза оказалась верна, и многие учащиеся моей школы мало осведомлены о феминизме, считают его ненужным и бессмысленным движением. Хотя большинство и знают о нем, их представления о самом движении смутны или искажены. Возможно, именно это способствует укоренению стереотипов и торможению развития феминизма в нашей стране.

    Заключение


    Целью моей научно-исследовательской работы было не только поделиться историей развития феминизма и его целях, но и выяснить отношение современной российской молодёжи к данному движению. Эти цели были достигнуты.

    Проведенное очное аудиторное анкетирование позволило подтвердить мою гипотезу: большая часть учащихся средней и старшей школы мало осведомлены о феминизме, поэтому считает его ненужным. Такой вывод я сделала, опираясь на полученные результаты опроса. Но есть и положительные стороны проведенного анкетирования, ведь некоторые отвечающие считали движение важным в современном обществе.

    Для решения проблемы малой осведомлённости о феминизме и для расширения знаний в этой области у подростков я нарисовала плакат, в котором рассказала об этапах развития движения, с чем борется современный феминизм в России и некоторые интересные факты, и повесила его в школе. Так, каждый желающий учащийся может ознакомиться с этой информацией.

    Благодаря данной научно-исследовательской работе я расширила свои знания в теме, которая меня интересует.

    Я считаю, что моя научно-исследовательская работа может быть интересна тем, кто захочет ознакомиться с феминизмом, историей его развития в мире и в России, проблемами, которые он пытается решить, и отношением к нему со стороны современной российской молодёжи. Думаю, что в будущем её можно будет использовать в качестве основы для работы большего масштаба, например, курсовой или дипломной работы.

    Подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что выбранная для научно-исследовательской работы тема заслуживает освещения и внимания, потому что её актуальность неоспорима.

    Список литературы


    1. Ельникова Г.А. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2003. - №S12. - 15 с.

    2. Ларионова И.Л. Феминистическое движение в России: генезис и эволюция// Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. 2020. - Том 1. - с.164-167

    3. Ракитина М. Семь направлений современного феминизма, о которых ты могла не знать. - 2019.

    4. Шафеева А.В. Представления современной молодёжи о феминизме // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - №1(3). - С.293-304.

    5. Шелуженок Е.А., Чиркова М.С. Современный феминизм: повестка дня// Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. - 2020. -Выпуск 3. - с.100-103


    Приложение__5._«Как_Вы_относитесь_к_феминизму»'>Приложение__4._«Есть_ли_среди_Ваших_родственников/знакомых_сторонники_феминизма,_если_да,_то,_как_Вы_относитесь_к_их_позиции»'>Приложение'>Приложение


    Приложение 1. «Знакомо ли Вам такое понятие как «феминизм»?»

    Ответы

    Количество

    %

    Да

    77

    90,6

    Нет

    3

    3,5

    Затрудняюсь ответить

    5

    5,9

    Назад
    Приложение_2._«Считаете_ли_Вы_феминизм_необходимым_в_современной_России»'>Приложение 2. «Считаете ли Вы феминизм необходимым в современной России?»

    Ответы

    Количество

    %

    Да

    22

    25,9

    Нет

    39

    45,9

    Затрудняюсь ответить

    24

    28,2

    Назад
    Приложение 3. «Считаете ли Вы себя приверженцем феминизма?»

    Ответы

    Количество

    %

    Да

    18

    21,2

    Нет

    54

    63,5

    Затрудняюсь ответить

    13

    15,3


    Приложение 3*, дополнение к приложению 3

    Те, кто ответил «да» на вопрос 3, позиционируют себя так:

    Количество

    %

    Я-феминист(-ка) (активист)

    1

    5,6

    Я-профеминист(-ка) (поддерживаю идеи)

    17

    94,4

    Назад


    Приложение 4. «Есть ли среди Ваших родственников/знакомых сторонники феминизма, если да, то, как Вы относитесь к их позиции?»

    Ответы

    Количество

    %

    Есть, отношусь положительно

    15

    17,6

    Есть,отношусь нейтрально

    15

    17,6

    Есть, отношусь отрицательно

    3

    3,5

    Нет

    52

    61,2

    Назад
    Приложение 5. «Как Вы относитесь к феминизму?»

    Ответы

    Количество

    %

    Положительно

    17

    20,0

    Нейтрально

    40

    47,1

    Отрицательно

    20

    23,5

    Затрудняюсь ответить

    8

    9,4

    Назад
    Приложение 6. «Какое из определений термина «Феминизм» Вы считаете верным?»

    Ответы

    Количество

    %

    Женское движение за предоставление женщинам большего объёма прав и свобод и меньшего объёма обязанностей по сравнению с мужчинами

    14

    16,5

    Женское движение за равноправие мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни

    52

    61,2

    Женское движение за права женщин

    19

    22,4

    Назад

    Приложение 7. «С чем Вы связываете актуальность этого движения?»

    Примечание: на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа.

    Ответы

    Количество

    %

    Распространенная дискриминация женщин по половому признаку

    41

    22,3

    Неравный уровень зарплат для женщин и мужчин

    19

    10,3

    Высокий уровень домашнего насилия над женщинами

    36

    19,6

    Восприятие женщины как сексуального объекта без её желания/согласия

    32

    17,4

    Восприятие женщины как объекта без собственного мнения и права распоряжаться своим телом

    32

    17,4

    Ни с чем не связываю, оно не актуально

    24

    13,0

    Назад
    Приложение 8. «Как Вы думаете, достигли ли женщины фактически равноправия с мужчинами?»

    Ответы

    Количество

    %

    Да

    30

    35,3

    Нет

    27

    31,8

    Затрудняюсь ответить

    28

    32,9

    Назад


    написать администратору сайта