Главная страница

Феномен детства. Феномен детства в современной науке


Скачать 40 Kb.
НазваниеФеномен детства в современной науке
АнкорФеномен детства
Дата04.01.2022
Размер40 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФеномен детства.doc
ТипДокументы
#323793

Феномен детства в современной науке

Важнейшей теоретико-методологической основой при исследовании феномена детства выступают философские знания. В философской литературе XX – начала XXI в. научное осмысление феномена детства происходит в рамках двух подходов к изуче­нию развития ребенка – индивидуального и биосоциального. Период детства трактуется философами как этап формирования социального существа.

Особое внимание уделяется формам передачи накопленного человеческого опыта, например игре. В монографиях Т. В. Карсавской и Б.Д. Муранова детство рассматривается как начальный этап развития личности, исследуется динамика взаимодействия социальных и биологических факторов становления индивидуального жизненного пути, анализируются основные научные направления, связанные с детством.

Концепция детства, разработанная в новоевропейской философии, наиболее полно отражена в трудах У. Голдинга «Повелитель мух» (1990) и О. Шпенглера «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (1998). «Дети – это родовые существа, еще не прошедшие необходимый процесс индивидуализации. Они – докучливые насекомые ("мухи"), с которыми государство должно справиться... Детство – это начало «растения», т.е. еще неполноценного бытия жизни. Дети – это только гости государства, но не хозяева его. Они еще должны заслужить право быть действительными гражданами, что не дается автоматически. «Мухи» должны быть превращены в «пчел-работниц», но нельзя терпеть «трутней». Заслужить право быть взрослым, например, через институт инициации, через формирование в дисциплинарных пространствах развитой способности и потребности к труду – это и есть включение во взрослую жизнь, социализация, необходимая для становления «настоящего человека». Согласно данной концепции не каждый ребенок может стать действительно взрослым, а значит, не каждый становится настоящим гражданином своего государства.

В этнографических исследованиях феномен детства связан с конкретным обществом. Этнография изучает отличительные особенности детей разных народов и этносов, традиционные формы их воспитания, обряды, народную педагогику, детский фольклор, способы заботы о детях и т.д. Современные этнографы рассматривают детство с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста, т.е. принятую обществом возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла; возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста); представления о том, как протекают или должны протекать возрастные процессы: рост, развитие и переход индивида из одного возрастного периода в другой; возрастные обряды и возрастную субкультуру.

В демографии дети не являются объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей (коэффициент рождаемости, смертности, продолжительности жизни и др.), при исследовании репродуктивных функций семьи, положения женщины в обществе.

Экономика изучает общие экономические тенденции в стране, показатели уровня жизни семей с детьми, соотношение среднедушевых доходов, в сфере ее интересов размеры и своевременная выплата детских пособий, производство товаров детского ассортимента, дополнительные механизмы стимулирования семей к рождению детей.

Основу социологических исследований составляют процессы социализации детей, ее институты, методы и механизмы усвоения детьми культуры, семейное воспитание, взаимоотношение детей с родителями, сверстниками, тенденции отношения государства к миру детства (Е.Б. Бреева, О.Л. Зверева, А.И. Ковалева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.П. Иванова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, С.Н. Щеглова и др.). Дети рассматриваются как самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества, эффективное функционирование которого определяется гармоничностью его включения в общую систему социальных взаимодействий.

В последние годы в научный оборот вошли понятия «мир детства» и «пространство детства».

И. С. Кон определяет мир детства как «автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями».

Пространство детства в рамках социокультурных исследований понимается как особая категория, описывающая жизненный мир ребенка в его отношениях с природой, обществом, культурой, сверстниками и взрослыми. А.А.Журавлева под пространством детства понимает такое пространство, в котором протекают процессы физического и психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков. Это понятие используется и тогда, когда речь идет о подготовке детей и подростков к «взрослой» жизни, об адаптации в социокультурной среде, о соблюдении правовых и гражданских норм в учебно-воспитательных учреждениях.

Существенное внимание на исследование детства как проблемы социальной защиты оказала система взглядов, разработанная в психологической науке.

В.В. Давыдов считал, что проблемы психического развития детей нельзя рассматривать вне конкретного исторического периода детства. Он показал, что у разных народов в разные эпохи к ребенку относились по-разному, и сделал важный вывод: детство развивается. Л.Ф. Обухова относит проблему истории детства к наиболее трудным в современной детской психологии, так как в этой области невозможно провести ни наблюдение, ни эксперимент. Памятники культуры содержат мало информации о детях. Поэтому проблема разрабатывалась теоретически: рассматривались вопросы о происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом.

Основатели детской психологии в России (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская) наиболее полно исследовали проблему детства в психологической науке. В большинстве их работ детство рассматривается как неотъемлемая часть общества, обобщенный субъект разнообразных отношений со взрослым миром. Так, Д. Б.Элькопин предлагает рассматривать ребенка в системе «ребенок в обществе». Среда развития ребенка определяется Д. Б.Элькониным как естественная, включающая «общественного взрослого» и «общественный предмет». В системе «ребенок — общественный взрослый» последний является носителем общественной деятельности.

Л.С. Выготский указывает на ведущую роль окружающих людей в приспособлении ребенка к среде: «Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека. Переход от биологического пути развития к социальному составляет центральное звено в процессе развития, кардинальный по­воротный пункт истории поведения ребенка».

Периодизация детства в психологической науке позволяет лучше понять закономерности развития ребенка, специфику отдельных возрастных этапов.

П.П. Блонский выделил «переходные возрасты», связанные с появлением и сменой зубов у ребенка. Он разделил детство на три эпохи: «беззубое детство» (от 8 месяцев до 2 – 2,5 лет), «детство молочных зубов» (до 6,5 лет), «детство постоянных зубов» (до появления зубов мудрости). Состояние изученности проблем детства в рамках педагогических исследований свидетельствует о разносторонних подходах к самому понятию «детство».

В отечественной педагогике XIX в. (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт) детство представлялось как определенное качество личности. Л. Н.Толстой впервые говорит о детстве как системном качестве личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развития и сохраняется в течение всей жизни. В основе педагогической антропологической теории К.Д. Ушинского – синтез всех достижений наук о человеке. В его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868) предметом воспитания является человек. Это означает, что в процессе воспитания ребенка необходимо изучение его физиологических, психических особенностей, общественной среды, «духа времени», культуры и общественных идеалов. На тесную связь физического и духовного развития ребенка как основных компонентов качества детской личности, которые необходимо воспитывать, указывал П.Ф. Лесгафт.

Для советской педагогики дети были объектом воспитания, передачи накопленных знаний: изучались средства воспитания и обучения, развитие познавательной сферы детей путем оптимизации учебно-воспитательного процесса; разрабатывались технологии обучения (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский и др.).

В современных педагогических работах детство изучается преимущественно с позиций личностно ориентированного, культурологического и антропологического подходов. Сторонники личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) видят в ребенке субъекта, который способен к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает индивидуальностью. Е.В. Бондаревская считает «отношение к ребенку как субъекту основным признаком гуманистического личностно ориентированного воспитания», задача педагога при этом – помочь ему в наращивании субъективных свойств личности.

С точки зрения культурологического подхода (Е. В. Бондаревская, А.А.Греков, Р.М. Чумичева) ребенок – это субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, поэтому педагог должен обеспечить ему условия для социализации и культурной идентификации.

Педагог выступает посредником между ребенком и культурой, вводит его в мир общечеловеческой и национальной культуры, оказывает ему помощь в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей. В культуросообразной концепции Е. В. Бондаревской ядром личности человека культуры является ее субъектность, в становлении которой необходимо оказывать ребенку педагогическую помощь. Человеком культуры можно стать при условии воспитания духовной личности, которая складывается благодаря становлению способностей, культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличный от взрослого. Иначе говоря, Р. М. Чумичева рассматривает детство как особую субкультуру жизни человека.

Основу антропологического подхода (Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, В.Н. Курысь, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев, Л.Н. Харченко и др.) составляет синтез принципов и методов разных наук о детстве как феномене жизни человека и культуры как открытой системы с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями (социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.).

Итак, понятие «детство» в рамках педагогического знания трактуется как социокультурное явление, исторически сложившийся феномен, определяющий развитие и саморазвитие ребенка, отражающий взаимоотношения взрослых и детей.

В рамках культурологического знания (Е.Н. Мухранова, А.А. Щербакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Маслова, В.В. Савицкая) детство рассматривается как феномен культуры. В понимании Е. Н. Мухрановой детство складывается из нескольких взаимосвязанных элементов. С одной стороны, это начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему.

Так, известные науке примеры детей-«маугли» свидетельствуют о фундаментальном значении первых семи лет в процессе становления ребенка как культурного существа.

А.А. Щербакова рассматривает детство как «неопровержимую эстетическую ценность», выделяя при этом понятие «эстетосфера детства», под которым понимает «прелесть детской наивности и невинности, близкий к поэтической речи и музыке лепет, улыбку и поцелуй ребенка, немотивированный восторг бытия».

В современных науках о человеке понятие «детство» определяется на основании разных критериев. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости период завершения в организме человека психофизиологических изменений, обусловленных половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей до 14 лет. Предельный возраст обучения в общеобразовательной школе составляет 18 лет, для некоторых категорий обучающихся (с отклонениями в развитии, девиантным поведением, содержащихся в местах воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях) возраст может быть увеличен. С точки зрения отечественной демографии дети представляют совокупность населения, не достигшего зрелого возраста (верхняя граница детства – 15-16 лет). Значительная неопределенность возрастных границ детства в правоведении связана с рассмотрением ребенка как самостоятельного субъекта права. С момента рождения наступает правоспособность, т.е. способность лица иметь права и обязанности (ст. 17 Конституции РФ). С достижением совершеннолетия (18 лет) наступает полная дееспособность (ст. 60 Конституции РФ). Однако эмансипация (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным) в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса РФ может произойти и раньше, по достижении несовершеннолетним возраста 16 лет, в связи с определенными обстоятельствами.


написать администратору сайта