Главная страница

Феномен культуры. Феномен культуры в контексте безопасности жизнедеятельности


Скачать 53.25 Kb.
НазваниеФеномен культуры в контексте безопасности жизнедеятельности
АнкорФеномен культуры
Дата02.06.2022
Размер53.25 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFenomen_kul_tury_v_kontexte_BZhD (2).pdf
ТипДокументы
#566317

Феномен культуры в контексте безопасности жизнедеятельности
Феномен культуры в самом широком смысле этого понятия с самого начального этапа человеческой истории представляет собой в сущности набор различных способов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в различных аспектах его бытия. Анализ сферы угроз БЖД человека показывает, что значительная часть опасностей обусловлена либо прямо,
либо опосредованно деформацией духовно-нравственных основ жизни отдельного индивида, или его социального окружения, или подавляющей части общества. Целый ряд таких традиционных для предмета БЖД угроз личности как наркомания, алкоголизм или табакокурение, игрозависимость
(лудомания), компьютерная зависимость, суицидальное или девиантное поведение, криминальная сфера, мошенничество и многие другие явления личной жизни конкретных индивидов при достаточно широком распространении становятся важными социальными факторами,
угрожающими нормальной социальной жизни общества. Все они являются более или менее прямыми следствиями нарушения традиционных духовно- нравственных основ на которых строилась жизнь всех устойчивых обществ
(социумов) от родоплеменных общин до мировых цивилизаций, известных в человеческой истории. Данное обстоятельство и определяет первостепенное значение этой темы для БЖД человека.
Духовно-нравственные основы жизни человека и общества являются также мощным фактором формирования национального самосознания и идентичности, что в конечном счете обуславливает и социальный иммунитет общества, его способность отвечать на внешние вызовы. Именно поэтому они стали главной мишенью информационной агрессии со стороны геополитических противников России.
История человечества показывает, что духовно-нравственные основы жизни не обеспечивают абсолютной БЖД в наличных онтологических условиях объективной реальности. В тоже время игнорирование этих основ способно привести как на личностном, так и на социальном уровнях к
трагическим последствиям. Поэтому приобщение к основам и достижениям традиционных культур, построенных на прочном фундаменте положительных духовно-нравственных ценностей является мощным инструментом обеспечения БЖД как в жизни отдельного индивида, так и общества в целом.
Одним из наиболее характерных явлений современной истории является стремительный темп урбанизации (рост количества и величины городов, численности и плотности городского населения, усложнение структуры городской среды обитания). Сам феномен города известен с древнейшей истории (города Месопотамии и других цивилизаций древнего
Востока). Однако, процесс интенсивной урбанизации был вызван промышленной революцией в Европе на рубеже XVIII – XIX веков. На рубеже XX – XXI веков новый этап этого процесса ознаменовался не только увеличением числа и усложнением структуры городов-мегаполисов, но и появлением нового типа городских систем – городских агломераций. Наряду с ростом материального комфорта для всё большего количества населения урбанизация породила целый ряд проблем и угроз технического и социального характера. Одной из таких проблем стал рост стрессогенности городской среды, который привел, в частности, к выходу на первое место в мире по причинам смертности сердечно-сосудистых заболеваний (по данным
ВОЗ). Медицина ответила на этот вызов бурным развитием фармацевтики,
главным образом появлением огромного количества гипотензивных препаратов. В настоящее время фармацевтика представляет собой не просто отрасль медицины, но чрезвычайно прибыльный бизнес (например, одно и тоже действующее вещество может продаваться под несколькими десятками различных наименований (торговых марок)).
В сложившейся ситуации человек должен отдавать себе отчёт в том,
что существует целый ряд способов снижения рисков, связанных с воздействием стрессов на организм, совокупность которых составляет стратегию здорового образа жизни.

Одной из важнейших составных частей этой стратегии является культура отдыха. Правильно организованный отдых позволяет человеку не только вовремя сбрасывать физическое, нервно-психическое и умственное напряжение и восстанавливать затраченные ресурсы организма и таким образом возобновлять ресурсы для осуществления основной работы.
Одновременно с этим в процессе отдыха в свободное от основной работы время человек может совершенствовать себя в физическом,
психологическом, интеллектуальном и духовном отношениях, «строить»
свою личность. Поэтому культуру отдыха можно рассматривать как одно из важнейших дел в жизни.
Работа является важной частью жизни, поскольку дает средства к существованию, а при удачном выборе может стать и средством выражения индивидуальных способностей человека, но не является чаще всего конечным смыслом жизни. Принцип же «время – деньги» делает человека орудием стяжания материальных богатств, к восприятию целей и смысла жизни с точки зрения философии гедонизма, что ставит человека, как указывалось ранее, в ситуацию сильных многофакторных рисков (различные зависимости, неврозы, депрессии, криминальная сфера, суицид и др.). Идеи стяжательства и гедонистического расточительства являются по существу двумя противоположными способами отрицания духовного смысла жизни,
которые способны привести человека к глубокому экзистенциальному кризису. Поэтому проблема проведения свободного времени имеет важнейшее для человеческой личности экзистенциально-смысловое значение.
Одним из наиболее продуктивных в отношении саморазвития человека и, в тоже время, снятия психического напряжения способов проведения свободного времени, является приобщение человека к произведениям искусства. В современном мире наиболее распространенным видом искусства является музыка. Поскольку музыка не содержит вербальной информации и зрительных образов, она не может быть воспринята и
проанализирована рационально, и поэтому воздействует на психику человека непосредственно, минуя рациональный контроль. Таким образом, музыка оказывает на человека фактически суггестивное влияние. Поэтому из всего спектра теоретически возможных проблем воздействия искусства на человека проблема воздействия именно музыки на человека представляется в настоящее время наиболее актуальной с точки зрения предмета БЖД.
Музыка - вид искусства. Музыку можно определить, как художественную организацию звучания, искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени.
С древности до нашего времени музыку применяли в целях воздействия на эмоциональное состояние людей. Первые музыкальные инструменты согласно данным археологии появились еще в эпоху палеолита.
В античной культуре формулируются основы теории музыки (легендарный
Орфей и орфики, Пифагор, Платон). В эпоху средних веков получает широкое распространение хоровое пение в православном и органная музыка в католическом богослужении. Как средство поднятия духа воинов появляется военная музыка (военные марши, строевые песни). Позднее музыка становится составной частью государственной символики
(государственные гимны). В XX веке в современной культуре широкое распространение получают медитативные композиции, синтетические композиции для релаксации. В тоже время появляется музыка, способная вводить большие массы людей в психотические состояния (рок-концерты,
клубная музыка), музыка начинает использоваться как инструмент психологического манипулирования поведением людей (фоновая музыка в магазинах, кафе и др.).
В XX – XXI веках сильное влияние на характер музыкальной сферы оказал научно-технический прогресс, создав предпосылки появления большого числа музыкальных инструментов нового типа (например,
электромузыкальные инструменты), синтетических видов музыки
(цветомузыка, электронная музыка), обилие новых жанров. Наконец,
благодаря научно-технической революции, полностью преобразовавшей информационное пространство и создавшей технические возможности возникновения массовой культуры, музыка сама стала неотъемлемой частью современной массовой культуры. Именно поэтому из всего спектра теоретически возможных проблем воздействия искусства на человека проблема воздействия именно музыки на человека представляется в настоящее время наиболее актуальной с точки зрения предмета БЖД.
Воздействие музыки определяется двумя основными факторами –
физическими параметрами звучания (частотные и амплитудные характеристики звука) и духовно-эстетическими особенностями музыкального произведения (ритм, гармония, мелодия, темп). Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему.
Частотный диапазон музыкальных звуков составляет от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4 000 — 4 500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Оптимальная громкость музыкального звука 50 – 60 дБ
(порог безопасности 80 дБ, реальная громкость звучания на рок-концертах подходит к порогу болевого ощущения 120 дБ).
У человека прослушивание музыки может сопровождаться чувством эйфории, вызванным высвобождением гормона удовольствия - дофамина в головном мозге.
Под воздействием музыки может изменяться артериальное давление,
пульс, ритм и глубина дыхания и др.
Музыка оказывает влияние на внутренний мир людей, на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, а также на способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Интегральной характеристикой психосоматического воздействия звуков вообще и музыки в частности является слуховой путь. Это понятие означает путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких
нервных центров мозга. Каждое произведение имеет свой слуховой путь,
свое воздействие и свой результат на психическую деятельность человека.
У людей, согласно различным исследованиям, прослушивание определённых композиций классической музыки может вызывать кратковременное (порядка 10 минут) улучшение пространственно- временного восприятия, которое иногда называют эффектом Моцарта.
В современную эпоху музыка широко применяется в качестве мощного психотерапевтического средства (музыкальная терапия) и как средство профилактики и снятия стрессов.
С другой стороны, некоторые виды музыки могут представлять реальную угрозу для психического и физического здоровья человека,
например, экстремальная музыка вызывает каскад негативных психосоматических реакций (повышение артериального давления и пульса,
изменение частоты дыхания вплоть до полной остановки, гормональный дисбаланс, возникновение агрессивности, снижение самоконтроля вплоть до полной его утраты и т.д.), медитативная музыка применялась в некоторых религиозных сектах для повышения внушаемости членов этих групп и др.
Существуют различные понимания природы музыки. Например, как результат творческой деятельности души самого человека или как результат воздействия на человека со стороны внешних внечеловеческих источников информации – Бога, светлых и темных сил. Между этими полюсами существуют и промежуточные точки зрения, пытающие связать их между собой. Как бы то ни было, несомненным фактом является существование прямой связи духовно-психологического состояния автора музыкального произведения и характера его воздействия на слушателя. Это обстоятельство требует серьезного отношения к выбору тех музыкальных произведений и вообще произведений искусства, которыми наполняет человек свой внутренний мир и которые таким образом в значительной степени формируют саму человеческую личность.

Для осуществления отдыха в условиях городской среды люди ещё в древности устраивали рекреационные территории различных типов: сады и парки (например, сады и парки, виллы и др.). Природно-культурные территории с одной стороны создают благоприятную с экологической и эстетической точек зрения среду обитания, а с другой стороны обеспечивают её относительную безопасность в отличие от дикой природы, содержащей множество различных естественных угроз (дикие леса, степи, пустыни и др.).
Помимо этого с древних времен люди ценили эстетические достоинства красивых архитектурных сооружений, вписанных в красивые природные ландшафты, которые в совокупности образовывали природно-культурные комплексы. На протяжении истории наиболее природно-культурные выдающиеся комплексы старались бережно сохранять. В современную эпоху таким объектам присваивается статус особо охраняемых природных и культурных территорий, и они, как правило, становятся объектами преимущественного экскурсионно-туристического интереса. Таким образом,
экскурсионно-туристическая деятельность может рассматриваться как один из мощных инструментов обеспечения психологической и медицинской безопасности личности, а также комплексного гармоничного развития человека.
Москва и Подмосковье обладают исключительным по масштабу и разнообразию культурно-рекреационным потенциалом. К нему относятся:
1.
Особоохраняемые природные территории (ООПТ) Москвы и
Подмосковья: заповедники, заказники, национальные и природные парки, дендропарки и ботанические сады.
2.
Городские лесопарки, парки, скверы, аллеи и другие объекты городской рекреационной инфраструктуры.
3.
Историко-архитектурные и природно-ландшафтные музеи- заповедники (Коломенское, Измайлово, Люблино, Лефортово, Царицыно,
Кусково, Останкино, Архангельское и др).

4.
Музеи-усадьбы (Абрамцево, Мураново, Середниково, Мелихово,
Шахматово, Боблово и др.).
5.
Исторические города Подмосковья (например, города, входящие в туристический маршрут «Золотое кольцо Москвы).
6.
Музеи, выставочные комплексы, зоопарки, океанариумы, экзотариумы, планетарии и другие локальные культурно-просветительские объекты.
7.
Исторический центр Москвы (территория в пределах Садового кольца – музей под открытым небом).
В целях руководства для культурно-эстетического саморазвития можно использовать поистине неисчерпаемые ресурсы Интернета (текстовые, фото- видео- и аудиоматериалы).
Культурное и природное богатство Москвы и Подмосковья создают обширные возможности для продуктивного использования свободного времени, всестороннего саморазвития человека и, тем самым, повышения уровня БЖД внутренне мотивированной личности.


написать администратору сайта