Практика №12. Феномен общественного сознания формы, структура, сущность
Скачать 19.7 Kb.
|
Феномен общественного сознания: формы, структура, сущность. Общественное сознание – это совокупность представлений о мире и его проявлениях, обществе, человеке, которые присуще конкретно-историческому обществу и проявляются в его культуре, духовной жизни. Общество представляет собой специфический продукт исторического развития человечества, одним из признаков которого выступает его цельность, единство. Если собрать в одном месте множество незнакомых между собой людей – толпу, массу, она не будет представлять из себя общество, лишь агрегатное объединение индивидуальностей. Формы общественного сознания Общественное сознание является достаточно сложной и многоаспектной структурой. Его можно классифицировать по различным основаниям. Так рассматривая специфику содержания принято выделять такие виды общественного сознания как: научное, религиозное, философское, политическое, правовое, духовное и т.д. В качестве уровней можно выделить обыденное, гражданское и идеологическое сознание. Обыденный уровень предполагает функционирование общественного сознания в первую очередь на событийно-эмоциональной основе – общество как единый феномен реагирует на значимые, резонансные события (войны, катастрофы, преступления, спортивные события, свершения и т.д.) формируя общественное мнение и отношение отталкиваясь от обыденных представлений людей, имеющих яркий аффективный характер (война – плохо, победа н олимпиаде - хорошо). Гражданский уровень общественного сознания, предполагает подключение более сложных интеллектуальных процессов осмысления и анализа событий. Возникает общественная дискуссия, в которой представлены различные мнения, опирающиеся не на аффективные переживания, но на логически-обоснованную аргументацию, предполагающую поиск причин, следствий, источников того или иного события (Великая Отечественная война – это великая трагедия, однако она не должна мешать нам выстраивать дружественные отношения с Германией, Италией и другими странами-противниками в настоящем). Идеологический уровень предполагает формирование общественного мнения с помощью инструментов государственного воздействия в интересах политической власти, с помощью СМИ, общественной деятельности, патриотических движений, системы образования и воспитания и т.д. 1. Предмет социальной философии. Общество как система Общество на сегодняшний день – одна из интереснейших категорий научного знания. По сути, исследование человека, его действий, поведения в отношении других людей, а также принципов, по которым люди объединяются в сообщества Можно выделить три ключевые интерпретации общества: Общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы, но при этом по-прежнему очень тесно связана с ней. Часть включает в себя совокупность способов форм и взаимодействий объединения людей и способна создавать особые орудия труда, которые будут играть важную роль в процессе трудовой деятельности; Общество (в широком понимании этого термина и слова) – это совокупность всех видов и форме взаимодействия людей, которые складывались на различных исторических этапах и играли очень важную роль в том, каким сейчас является наше общество в его современном виде; Общество (в узком понимании этого слова) – это исторический конкретный тип социальной системы, которая выражается через определенную форму социальных отношений. Очень важно, что общество обладает ровно таким характеристиками, которые определяются тем или иным историческим процессом и этапом развития. Есть общества, которые отстают от более развитых, а есть те, что «опережают свое время» (общество в рамках стран-«Сверхдержав»). Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы: наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер); постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие); наличие своих законов исторического развития; непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития; способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу; несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения; самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования. В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). 2.Сущность модернизации общественного сознания казахского общества ХХІ века. старт всеобщей модернизации общественного сознания начался в 2017 году, после предложения Нурсултаном Назарбаевым новой стратегии для развития страны – статью "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Модернизация общественного сознания – это сохранение национального кода, отбрасывание архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий, и внутреннее стремление к обновлению. А вот общественное сознание – отражение общественного бытия и оно может активно поспособствовать его модернизации. Модернизации сознания молодежи Елбасы уделял особое внимание: издал отдельную книгу-обращение нашему молодому поколению – "Казахстанский путь". Им он отдельно дал наставления: "Сегодня на повестку дня выходит необходимость формирования нового казахстанского общественного сознания, адекватной сути проводимых в стране преобразований. Несомненно, в него должны войти элементы общечеловеческой культуры, современные знания и национальные традиции", - направляет автор. Для успешной реализации этого процесса выделены четкие шесть направлений: конкурентоспособность, прагматизм, открытость сознания, сохранение национальной идентичности, культ знаний и эволюционное развитие Казахстана. Естественно, первое это инвестиции своего времени и ресурсов на обеспечение положения на мировом рынке труда. А эти казалось бы ненужные на первый взгляд программы трехъязычия и программы культурного и конфессионального согласия это как раз подготовка всех казахстанцев к жизни в 21 веке. Второе направление – прагматизм – это рациональность во всем с акцентом на здоровый образ жизни, профессиональный успех, и конечно образование. И как говорил великий Абай: "Тот, кто думает, что можно возвыситься иначе – глупец". Касательно сохранения национальной идентичности можно сказать одно - человек без своей культуры, языка, традиций и обычаев потерян. То же относится и к следующему направлению – культ знаний. Любой человек любого государства должен верить только в этот культ, который является фундаментальнейшим фактором к успеху. Об эволюционном, а не революционном развитии Казахстана Назарбаев хорошо сказал в книге "Эра независимости": "Мощь поступательного движения вперед нарастает не за счет искусственной и небезопасной взрывной революционной волны, она питается энергией побед, которые мы одержали на пути к цели". В этой же книге говорится и об открытости сознания, секретом которым поделился с главой Казахстана создатель "сингапурского чуда" Ли Куан Ю. "Наши рабочие беседы длились по пять-шесть часов, и знания, полученные мной из первых рук, переданный мне патриархом сингапурской политики опыт принесли огромную пользу нашему государственному строительству", - рассказывал Назарбаев. Открытость сознания – это готовность к переменам, способность перенять чужой опыт, понимание того, что творится в большом мире. И мы в этом точно преуспеваем. Любое из шести направлений нашему народу знакомо, наши предки обладали этими качествами, практиковали их. Нам же осталось их вспомнить и начать реализовывать в свои жизни. 3. Философский анализ современного информационного общества и осмысление глобальных вызовов современности |