эссе. Эссе логика — копия. Фильм Георгия Данелия Слезы капали
Скачать 107 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Эссе По дисциплине: Логика На тему: «Фильм Георгия Данелия «Слезы капали»
Введение Этот замечательный фильм Георгия Данелия прошёл как-то мимо меня, и хорошо, что прошёл, поскольку всю глубину этого кино я могу оценить сейчас. Картина Слёзы капали завёрнута в обёртку от грустной сказки (по мотивам "Снежной королевы"), видимо, для подстраховки на случай, если из-за упаднических настроений и жёстких диалогов её задумают положить на полку. Однако смотрится фильм не как сказка, а как самая настоящая быль, и этим завораживает с первых же минут, когда главный герой Павел Иванович Васин, чью роль исполнил актёр Евгений Леонов, в конце рабочего дня выходит из трамвая и поднимается на лифте к себе домой. Благодаря операторской работе и классно подобранному звуковому окружению, ощущение нервозности и недовольства от героя легко передаётся зрителю. В фильме невозможно не заметить некоторые зарисовки будущего фильма "Кин-дза-дза". Но это просто первое, что бросилось мне в глаза. Если же говорить о достоинствах картины, то нельзя не отметить потрясающие диалоги. Второе достоинство - это блестящая актёрская работа. Леонов, бесспорно, гениальный актёр. Настолько мощно перевоплотиться из знакомого всем добрячка-весельчака в свирепого деспота и при этом так органично жить в этом образе под силу далеко не каждому актёру. Третье достоинство картины в том, что она смотрится на одном дыхании, и это при том, что никакого острого сюжета здесь нет и в помине. Просто это фильм про отношения с людьми, а это всегда притягивает внимание, особенно, как мне кажется, женской аудитории. Я уверена, многие хотя бы раз в жизни были в состоянии, подобном тому, в котором оказался главный герой. Или уж во всяком случае, встречали среди своих знакомых, а может имеют счастье работать с человеком, страдающим подобными "симптомами". Кому-то это кино может показаться абсудром, но наша жизнь и поведение некоторых людей в ней подчас представляет из себя именно такой абсурд. И хорошо, что в жизни, как и в кино, иногда есть место неожиданной и солнечной развязке. Основная часть 1. В фильме Георгия Данелия можно выделить несколько основных идей. Первая и самая главная – это не всегда «правильно» равно справедливо. Эта идея сводится к тому, что если окружающих критиковать за дело, указывать исключительно на их недостатки, это не приведет к тому, что окружающие начнут исправляться. Наоборот, люди не будут воспринимать эту информацию позитивно, они будут злиться. При этом их злость будет направлена не на себя, а на критика. Вторая идея – это мысль о том, что старшее поколение не доверяет следующему поколению. Следующее поколение – это молодые люди, которые привыкли жить в мире ограничений, скованности и зажатости. Они не способны ничего придумать и реализовать. Старики в этом отношении более активны и подвижны. Они видят, что общество погрязло в статичности и больше не в состоянии совершать прорывы. Третья мысль состоит в том, что люди не должны бояться проявлять свои простые человеческие чувства. Иногда полезно просто остановиться и взглянуть на прожитый день. Часто человек не замечает, что он не заслуженно обижает окружающих или не замечает близких. Человеку бывает полезно просто поплакать над обидами, которые ему причинили. 2. Грустная комедия – это общая характеристика фильма, данная самим режиссером. Все, что происходит на экране, это больно и грустно. При этом сквозь весь мрак проглядывает черный юмор режиссера, который уже ставит диагноз реальности, в которой он живет. Кривое зеркало – это оценка восприятия реальности советскими людьми. Весь быт в СССР был кривым зеркалом. Люди жили в эпоху застоя, в котором все напоминало кисель. Этот кисель давал стабильность, но не развивал. Бюрократ – это оценка взгляда на жизнь главного героя после попадания в его глаз осколка «кривого зеркала». Все, что видит товарищ Васин в этой жизни это одна сплошная разруха, неправильность. Он пытается с этим бороться, проявляя принципиальность и ответственность. Он всем говорит правду, но это правда никому не нужна. Люди привыкли жить в своем застойном мире, и они не замечают его уродливости. Зло – оценка деяний, которые совершает главный герой, пытаясь бороться с несовершенством. Для Данелия этот термин особенно важен. Кривое зеркало меняет мировосприятие главного героя с точностью до наоборот. Невмоготу или безнадежно – состояние, когда человеку становится противно или скучно жить. В фильме Данелия главный герой доходит именно до этого состояния. Осколок зеркала заставляет его видеть в окружающем его мире одни только недостатки. Весь мир превращается в один сплошной недостаток. Формалист – человек, который старается привести окружающий его мир или доверенное ему дело до ожидаемого совершенства. Другими словами, стиль его мышления результаты дела должны соответствовать заявленным ожиданиям. При этом неважно, какой ценной будет достигнут результат и насколько он будет долговечен. Правда – настоящая, т.е. соответствующая действительности информация. В данном случае у правды есть еще толкование. Есть правда, которая отражает действительное положение вещей, а есть «правда», которая отражала действительность преувеличенно негативной. 3. Простые суждения важные для автора. Простого дела вам доверить нельзя, а мы ведь на вас государство оставляем. Человечество промелькнет в бесконечности пространства и времени, как одно злое мгновение. Оно сожрет себя, как скорпион. У меня нет выхода! Я вижу правду, но никому она не нужна. Круги Эйлера. Я движусь по кругу общество – работа – семья. Общество – простой, не распределенный. Работа – простой, распределенный. Семья – простой, распределенный. Есть выход (А), а есть сумасшествие (Б). А Б Выход – простой, не распределенный. Сумасшествие – простой, распределенный. 4. Простого дела вам доверить нельзя, а мы ведь на вас государство оставляем. Человечество промелькнет в бесконечности пространства и времени, как одно злое мгновение. Оно сожрет себя, как скорпион. Данные суждения наиболее наглядно показывают позицию Георгия Данелия на свой фильм и судьбу его главного героя. Г. Данелия, снимая фильм, прекрасно понимал, что эпоха застоя, в которой создавался фильм, не сможет закончиться хорошо. Более того, режиссер прекрасно понимал, что поколение людей, которые сформировались в этот период, оказались лишены навыков мышления, развития, прорывного движения вперед. Это было поколение, которое привыкло жить от зарплаты до зарплаты, поколение которое знало, что оно может работать как угодно, но все равно оно будет иметь заработную плату, собственный угол и гарантированную старость. При таких условиях людям было некуда двигаться. Все теряло смысл. Второе высказывание показывает, что Георгий Данелия видел, что человечество слишком погрязло во вражде. Люди оставляли после себя не только груду всякой грязи, но и произведения искусства и доброту. Однако цена созидательного начала заключалась в тоннах вражды. Васин понял, что люди будут постоянно враждовать между собой. Так же герой понял, что люди в своем наплевательском настрое уничтожат сами себя и друг друга. 5. Главный тезис всего фильма ранее уже упоминался – Простого дела вам доверить нельзя, а мы ведь на вас государство оставляем. Данный тезис можно подтвердить всем фильмом. Обычные люди легко бросались выполнять самые абсурдные просьбы и распоряжения. Данное высказывание появилось после того, как главный герой приказал водителю ехать на машине напрямую через ухабы и газон. Итогом этой поездки стала поломка машины. Машина с Васиным разбилась в яме закрытой глубокой лужей. Дело мастера боится Некоторые люди мастера Дело боится людей. Умозаключение: Советское общество трудолюбиво и оно сможет приспособиться к любым условиям. 6. Георгий Данелия создал тяжелый и очень серьезный фильм. Нельзя сказать, что этот фильм депрессивный. Скорее чувства главного героя можно назвать, как гнев, растерянность и обида. Он без устали в течение всего дня борется с теми проявлениями застоя, которые он видит. К сожалению для героя он делает это один. Никто кроме него не видит всей картины целиком. Поэтому никто из обывателей не бросается помогать Васину бороться с проявлениями застоя. Наоборот окружение главного героя отворачивается от него. Для них Васин больной человек, сумасшедший который нуждается в отдыхе и лечении. Главный герой упрямо говорит всем правду, так как он ее понимает. Таким образом, он пытается бороться с определенной проблемой, которую он видит в данном человеке или его работе. Однако отчаяние охватывает Васина после того как он оглядывается назад что бы обозреть всю панораму мира. Всюду он видит следы советской действительности. Всюду он видит следы разложения, с которыми он в одиночку ничего не сможет сделать. Однако хуже всего то, что там, где он только что проводил работу по искоренению зла, все не только возвращалась назад, а как будто бы даже становилось хуже. Это приводило Васина в исступление. Все это приводит главного героя к мысли о том, что ему здесь нет места. Он все чаще повторяет мысль о том, что для него нет выхода. Единственный выход – это смерть. Однако все его попытки умереть оказываются безуспешными. Весьма примечательно, что Васин пытаясь утонуть, обнаруживает, что место, где совсем недавно протекала глубокая река сильно обмелела и теперь там невозможно утопить даже кота. Это открытие, а так же сознание собственного бессилия заставляют Васина искренне и просто заплакать. Ощущение бесполезности прожитого дня, а так же принесенных жертв потрясают Васина. Все его логические построения, идеалы и вера в конечную справедливость оказываются пустышкой. Выпавший осколок отправляется искать нового хозяина, а Васин остается у разбитого корыта. М. Булгаков когда-то сказал, что каждому воздаться по делам его. Список литературы Власова А.О. Логика. Логический анализ шедевров кинематографа. – Хабаровск: Антей, 2017 – 655 с. Жилина Е.Ю., Григорьева Ю.Д. Георгий Данелия и его фильмы. Логический анализ. – Казань: Шанс, 2016 – 576 с. Петрова М.А. Творчество Георгия Данелия. Логический анализ кинофильмов. – Екатеринбург: Призма, 2018 – 434 с. Разумова Ю.С., Орлова Т.В. Георгий Данелия и его «слезы». – Владивосток: Лидер, 2017 – 395 с. |