манифест. Филиппо Томмазо Маринетти
Скачать 19.59 Kb.
|
Филиппо Томмазо Маринетти ( 21 декабря 1876, Александрия — 2 декабря 1944, Белладжио) — итальянский поэт, писатель и драматург, известен прежде всего как основатель футуризма.Основал ряд футуристических журналов («Lacerba», «Poesia») и издательство («Poesia»). Маринетти принадлежит большинство манифестов (первый манифест — 1909), определяющих футуризм как художественное и политическое течение. Биография Родился 21 декабря 1876 года в Египте (Александрия), в богатой итальянской семье адвоката Энрико Маринетти. Детство прошло в Париже, где он учился в колледже святого Франсуа Ксавье. Именно там Маринетти основал свой первый литературный журнал «Папирус», а впоследствии был исключен за подпольное распространение запрещенных книг. Закончив в 1899 году образование в генуэзском университете (факультет права), Маринетти предпочел юридической карьере литературное творчество. 20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» Маринетти публикует свой первый футуристический манифест («LeFuturisme»). Тотально революционный по своей сути, он содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы — историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!». Маринетти провозгласил новую футуристическую эстетику, базирующуюся на воспевании риска, дерзости, неукротимой энергии, смелости, отваги, бунта, решительного напора, — иными словами, всех тех качеств, которыми должен обладать «человек длинной воли». Война была провозглашена единственной очистительной силой — «гигиеной мира». В 1911‒1912 гг. он в качестве военного корреспондента принимает участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 — в болгаро-турецком конфликте. В 1912 году Маринетти опубликовал новый манифест — «Технический манифест футуристической литературы». В нем были сформулированы технические (из области литературной техники) нововведения футуристов, которые вытекали из их стремления выразить темпы современной жизни. В январе 1914 г. осуществляет поездку в Москву и Петербург, где знакомится и делится опытом с русскими футуристами. В августе 1914, после начала Первой Мировой войны, Маринетти записывается добровольцем в Ломбардийский батальон и ведет пропаганду за вступление Италии в войну, придав для этих целей футуристическому журналу «Лачерба» политическую направленность. «Дирекция футуристического движения» в Милане постепенно превратилась в боевой штаб. В сентябре ею были организованы манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что Маринетти был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти, вместе с другими футуристами добровольцем уходит на фронт, награжден медалью как командир броневика за битву Витторио-Венета. После Первой Мировой войны происходит организационное оформление политического крыла футуризма. Была создана политическая партия футуристов во главе с Маринетти и издан соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве Органом политической партии футуристов стала газета «Футуристический Рим», основанная Маринетги, Сетгимелли и Карли. В этот период Маринетти начинает выступать с радикально-националистических позиций, а в 1919 году вступает в фашистскую партию. «Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», — говорил он еще в сентябре 1918 года. Стоит заметить, что ранний итальянский фашизм многим обязан двум национальным литературным гениям того времени — Маринетти и Д’Аннунцио, причем не только в сфере формирования идеологии и лозунгов, но и в области «прямого действия»: Маринетти играл большую роль в формировании фашистских боевых групп, лично участвовал в разгоне демонстраций и нападении на редакцию газеты «Аванти», «желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией». Добровольцы во главе с Габриэле Д’Аннунцио в сентябре 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем великолепный футуристический вечер. В ноябре 1919 года, на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях, однако на выборах фашисты не прошли, (после чего оба были арестованы по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия Муссолини выходит сразу, Маринетти через двадцать дней). Однако, уже в мае 1920 года Маринетти и группа соратников-футуристов совершают очередную авангардистскую провокацию: протестуя против компромиссов Муссолини с клерикальными и монархическими кругами они выходят из состава фашистской партии. Вместе с тем, Маринетти до конца дней остаётся «беспартийным фашистом». В 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он посвящает министру-президенту восторженную статью: «Итальянская Империя — в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!» 18 марта 1929 года Муссолини вводит Филиппо Томмазо Маринетти в состав Итальянской Академии наук. В 1942 Маринетти в СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса, где тяжело заболевает. Умер в Белладжио в Hotel Excelsior на озере Комо 2 декабря 1944 года, после сердечного приступа. Сам Манифест Манифест футуризма (полное название «Обоснование и манифест футуризма») — основополагающий документ футуристического движения, сформировавшегося в европейском искусстве в начале XX века. Опубликован Филиппо Томмазо Маринетти 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell'Emilia в Болонье, а затем в виде платного объявления - на первой странице французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 года[1]. Манифест итальянского футуризма считается одним из программных текстов классического модернизма. Содержание Манифест провозглашал культ будущего и разрушение прошлого. В нём восхвалялись движение вперед, стремление к скорости, бесстрашие и т.д. Отвергались страхи и пассивность. Отрицались логические и синтаксические связи и правила. Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов. Текст манифеста настаивает на том, что старое традиционное искусство не способно к обновлению, не способно к созданию новых продуктивных форм. Его основные положения являются сопротивлением обывательскому сознанию. Манифест утверждает прогресс важным художественным символом и настаивает на создании новой концепции красоты. Текст Маринетти лег в основу представлений об универсальном динамизме, получившим распространение в рамках художественной системы - прежде всего в живописи. Манифест итальянского футуризма можно считать реакцией на слабость итальянского искусства второй половины XIX века и пассивность европейского интеллектуального класса. Изначальной целью манифеста было представление Италии современной державой, где помимо исторического наследия Возрождения существует современная культура. Символами современности футуристический манифест объявлял движение, скорость, индустрию и машинерию. Положения манифеста часто представляют как пример романтического идеализма. Основные тезисы манифеста «Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощёчину. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землёй, по её орбите. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишённое агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живём в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость. Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости. Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещённых электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолётов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают своё одобрение. Критика Несмотря на идеалистические представления о романтической программе футуристического манифеста, практически сразу он стал предметом широкой критики. В частности, о футуризме негативно отзывался немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм. Он полагал, что в Манифесте футуризма проявляется дух агрессии, интерес к деструктивному, неживому, механическому, которые Фромм считал одной из форм проявления некрофилии. К деструктивным элементам и признакам Фромм относил прославление войны, разрушение культуры, одушевление машин, прославление скорости, обожествление техники (локомотивов и самолётов), ненависть к женщинам. Манифест на практике Текст и идеи манифеста легли в основу масштабного художественного движения, связанного с обновлением искусства и попытками придать ему новую форму. Манифест итальянского футуризма стал этапным моментом формирования европейского модернизма. Тезисы Маринетти были положены в основу европейского футуризма - явления, которое затрагивало не только изобразительное искусство и литературу, но и систему мышления, философию общественную деятельность и т.д. Текст манифеста рассматривался как возможная основа обновленной художественной системы. В более широком смысле, принципы манифеста рассматривались как основа нового, устремленного в будущее общества. Идеи футуристического манифеста активно использовались в рамках Русской революции 1917 года. Идеи манифеста нашли поддержку в идеологии национал-социализма и были реализованы в начале Второй мировой войны. Футуризм как матрица фашизма- Дмитрий ЖВАНИЯ, кандидат исторических наук |