Главная страница
Навигация по странице:

  • Образ главного героя. Особенности дидактизма Носова. Какие морально-этические проблемы ставятся перед читателем

  • Можно ли говорить о наличии полноценных характеров у персонажей Носова

  • Можно ли говорить о познавательном потенциале книг Носова

  • Носов Незнайка. Николай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев 26 июля 1976, Москва) советский детский писательпрозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952)3


    Скачать 17.64 Kb.
    НазваниеНиколай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев 26 июля 1976, Москва) советский детский писательпрозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952)3
    Дата16.01.2018
    Размер17.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНосов Незнайка.docx
    ТипДокументы
    #34339

    Никола́й Никола́евич Но́сов (10 (23) ноября 1908, Киев — 26 июля 1976, Москва) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952)[3]. Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

    1. История создания трилогии о Незнайке. Жанр литературной сказки в творчестве Носова: слияние познавательного и дидактического материала с приключенческим, фантастическим.

    Впервые персонаж с именем Незнайка появился в комиксах канадского художника Палмера Кокса, а русский текст по этим картинкам был создан писательницей Анной Хвольсон[1]. Первое издание её книжки «Царство малюток», где среди прочих героев фигурирует человечек, похожий на Незнайку , которого зовут Мурзилка , вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898, 1902 и 1915 годах. После 1917 года книжка Хвольсон не переиздавалась вплоть до 1991 года, когда её выпустило московское издательство «Поликом» (это было репринтное издание, сохранившее дореволюционную орфографию).

    А в 1951 году советский писатель Николай Носов создал первую книгу о приключениях похожих на лесных человечков коротышек. Главного героя Носов наградил именем одного из персонажей Хвольсон — Незнайки и некоторыми чертами характера Мурзилки. В 1952 году Носов встретился с украинским писателем Богданом Чалым, редактором журнала «Барвинок». После того как Носов рассказал о замысле «Незнайки» Чалому, последний тут же предложил опубликовать произведение в своём журнале, что и было сделано. Первая публикация в журнале «Барвинок» была в 1953—1954 гг. на двух языках — русском и украинском (в переводе Ф. Макивчука) — под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть».

    Затем первая часть трилогии вышла отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка» (Москва: Детгиз, 1954), вторая часть — «Незнайка в Солнечном городе» — увидела свет в 1958 году сначала в журнале «Юность», а потом была издана отдельной книгой (Москва: Детгиз, 1958). Третья часть трилогии — роман-сказка «Незнайка на Луне» впервые была опубликована в журнале «Семья и школа» в 1964-65 годах. Отдельным изданием книга вышла в 1965 году (Москва: Детская литература, 1965).

    В 1969 году Носову за трилогию произведений о Незнайке была присвоена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской.

    Существенную роль в завоевании Незнайкой любви у маленьких читателей сыграл удачный выбор иллюстраторов. Первые две части трилогии были проиллюстрированы Алексеем Лаптевым, третью часть, после смерти А. Лаптева, — иллюстрировал Генрих Вальк. Ранние издания книг для своего времени были оформлены богато — имели суперобложки и цветные вклейки (последующие издания оформлялись скромнее).


    1. Образ главного героя. Особенности дидактизма Носова. Какие морально-этические проблемы ставятся перед читателем?

    Незнайка — коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность. По словам самого Носова, у Незнайки есть жизненный прототип:

    «Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться». — Николай Носов, «О себе и своём творчестве»

    Знаменитая шляпа Незнайки в тексте Носова никак не была описана, кроме упоминания, что она голубого цвета, поэтому первое время иллюстраторы рисовали её по-разному. Самые первые иллюстраторы сказки Кира и Виктор Григорьевы изобразили её как остроконечный колпак с небольшими полями. В выпущенном в 1957 году диафильме Леонид Владимирский изобразил её как тюбетейку с кисточкой. Традиционный вариант остроконечного сомбреро первым нарисовал Алексей Лаптев — этот вариант в дальнейшем подхватили и другие художники.

    Этот рассказ учит, доброте, показывает насколько важна дружба, как она помогает в сложных ситуациях. А главное не врать. Ведь там, где есть ложь, дружбы нет. Дружба и ложь – это не совместимо


    1. Можно ли говорить о наличии полноценных характеров у персонажей Носова?

    Знакомство со всеми героями происходит постепенно, в зависимости от того, в какую передрягу попадает главный герой, описанный в произведении "Приключение Незнайки и его друзей". Сказка "Приключения Незнайки и его друзей" повествует о коротышках как о профессионалах или выдающихся личностях. Даже их имена соответствуют этому. Здесь живут: Знайка (ученый, носит очки и придумывает разные научные идеи), Доктор Пилюлькин (врач), механики Винтик и Шпунтик, творческие личности Гусля, Тюбик и Цветик (музыкант, художник и поэт), любители кулинарии Пончик и Сиропчик, астроном Стекляшкин. Особенности остальных персонажей можно не объяснять, это: Торопыжка, Ворчун, близнецы Авоська и Небоська.

    1. Проблематика и читательский адрес каждой книги о Незнайке.

    В этой бесхитростной сказке воспроизведена модель общества - все его персонажи четко обозначены социально: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка. Общество в каком-то смысле идеально, потому что главным считается именно умный Знайка, а представителя правящей партии в нем и вовсе нет.

    Главный герой, как сказали бы во «взрослом варианте» сюжета, ищет себя: пытается то играть на трубе, то рисовать, то писать стихи, то управлять машиной... Но учиться ничему не хочет, поэтому во всем терпит неудачу. Правда, встреча с прекрасными малышками выявляет его способность к нравственному росту. Хоть он и врет, но находит с девочками общий язык. Именно благодаря Незнайке происходит примирение враждующих городов - Зеленого и Змеевки.

    В рассказах и повестей писателя всегда находится материал и для родителей. Эти книги им помогают узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, что радует.


    1. Можно ли говорить о познавательном потенциале книг Носова?

    2. Общность и различие сказочных героев А. Толстого и Н. Носова (Буратино и Незнайка).


    написать администратору сайта