аристотель. Философия Аристотеля
Скачать 17.95 Kb.
|
Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую академию, становится учеником Платона. В академии пробыл 20 лет(после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. И Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу(столицу Македонии), где преподает в течении трех лет философские политические науки юному Александру – будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликкей, имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. Школа стала известной как «перепатетическая», а ее ученики как «перепатики»(«прогуливающиеся философы»), т.к. в аллеях парков во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды. Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После смерти Александра(середина 323г до н.э.) и антимакедонского восстания в Афинах, Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжал разрабатывать философские проблемы. Аристотель является систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логика, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др. ) Философия у Аристотеля охватывала всю суммы внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, политику) в противоположность вере. Она подразделялась им на философию теоретическую(умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную. В свою очередь каждая из них также состояла из частей:
Представленная классификация наук(она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». В нее включалась логика. «Первая философия » являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию. По Аристотелю, общей целью, в том числе философии, является установление истин, объективного значения о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот. Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Кажется, что материя и форма - обычное и всем понятное противопоставление, и кажется, здесь даже не о чем говорить. К примеру, материя этого стола есть дерево. А форма этого стола есть тот вид, которые приняли деревянные материалы , обработанные для определенной цели. Кажется, что все здесь очень просто и понятно. Тем не менее, эта проблема являлась одной из глубочайших философских проблем Аристотеля. Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Так же Аристотель касался проблемы душы. Носителем сознания является душа. Философ выделяет три уровня души: • растительная душа; • животная душа; • разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; • отличается от животных наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств. Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели(моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и полития(республика) – это «правильные формы правления» - и тирания, олигархия и демократия – «неправильные». В отличии от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Вместе с тем чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. В политическом устройстве Аристотель различал 3 части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора. Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Написал более 150 научных трудов и трактатов. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 - 6 значениях. Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь Аристотеля. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия. |