Главная страница
Навигация по странице:

  • Бенедикт Спиноза и его труды

  • Философия Спинозы

  • Влияние Спинозы на философию нового времени

  • Список используемой литературы

  • реферат Основы философии. Философия Б. Спинозы


    Скачать 80.5 Kb.
    НазваниеФилософия Б. Спинозы
    Дата19.11.2022
    Размер80.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат Основы философии.doc
    ТипРеферат
    #798943

    Профессиональное образовательное учреждение

    «Уральский региональный колледж»


    РЕФЕРАТ
    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

    Тема: «Философия Б. Спинозы»

    40.01.01 Право и организация социального обеспечения

    Обучающийся гр. Юз-101/06 ___________ Иванов Иван Иванович

    ___.___.2022
    Оценка за выполнение работы _______________________

    Проверил ___________________________ Просветова Маргарита Николаевна

    ___.___.2022


    Челябинск, 2022
    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Бенедикт Спиноза и его труды ……………………...………………………...4

    2. Философия Спинозы………………………….………………………………..9

    3. Влияние Спинозы на философию нового времени…………………………10

    Заключение………………………………………………………………………11

    Список литературных источников……………………………………………..12


    Введение

    Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума, и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии.

    Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две части: «Жизнь Бенедикта Спинозы и его труды» и «Философия Спинозы». В первой части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части я обозначу и раскрою основные положения философии Спинозы.


    1. Бенедикт Спиноза и его труды

    Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Деспиноз, однако из-за преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на Waterlooplein, 40.

    Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время. В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль.

    Мать очень рано умерла от туберкулёза — в 1638 году, когда младшему Баруху было всего шесть лет.

    Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года.

    Спиноза посещает еврейское религиозное училище, где изучает иврит, Тору с комментариями Раши, Талмуд и другую равиннистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Училище было известно своими преподавателями и хорошей библиотекой. Уже здесь он знакомится с трудами Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида (1135—1204). Уроки латыни и немецкого языка Спиноза брал у немца Фельбиндера. Учителями Спинозы были раввины – философ-каббалист Исаак Абоаб де Фонсека, Менаше бен Исраэль и Саул Мортера. Спиноза усовершенствовали его интеллект и особенно способность аналитического доказательного рассуждения. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом.

    После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах, бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. О них в донесении испанской инквизиции из Амстердама указывалось, что они отвергают закон Моисея и бессмертие души, а также считают, что Бог существует лишь в философском смысле. По сообщениям современников, ненависть еврейской общины к Спинозе была так сильна, что предпринимались даже попытки его убить. Враждебное отношение общины побудило Спинозу написать апологию своих воззрений (на испанском языке; не сохранилась), которая, по-видимому, легла в основу написанного им позднее «Богословско-политического трактата».

    В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

    Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от природы. Он не создал природу, но Сам - есть природа. Эта доктрина столкнула Спинозу, как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса, чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой».

    Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении.

    27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель (возможно, месяцев) в Оуверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем возвратился в Амстердам.((1))

    Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы.

    Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”.

    Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не разговаривал ни с одним евреем.

    Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). ((2))

    В 1656-1660 гг. в школе ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои познания в латыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ Декарта, что во многом определило его взгляды в области философии.

    Вокруг него сгруппировался кружок, преданных ему друзей и учеников (круг которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) - Симон де Фриис (Simon Joosten de Vries), Йарих Йеллес (Jarig Jelles), Пиитер Балинх (Pieter Balling), Лодевийк Майер (Lodewijk Meyer), Ян Рёйвертц (Jan Rieuwertsz), фон Шуллер (von Schuller), Адриаан Курбах (Adriaan Koerbagh), Йоханнес Курбах (Johannes Koerbagh), Йоханнес Боувмеестер (Johannes Bouwmeester) и др.

    В 1660 Амстердамская синагога официально запросила муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рейнсбурге - деревне близ Лейдена (в то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно, учитывая его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь он написал такие произведения, как «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании интеллекта» - остались безвестными. С 1662 г. начинается упорная работа Спинозы над «Этикой», которой суждено было продлиться немало лет.

    Переписка Спинозы свидетельствует, что в 1663 г. он разрабатывал свою философскую систему, намереваясь представить ее на обсуждение в философском клубе. В том же году он написал на латыни «Основы философии Рене Декарта» — единственную работу, вышедшую не анонимно. В этом труде излагается в геометрической форме и подвергается критике философия Р. Декарта, оказавшая значительное влияние на мысль самого Спинозы.((3))

    В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти.

    В 1670 г. был напечатан анонимно «Богословско-политический трактат» Спинозы, содержащий критику религиозной идеи откровения и защиту интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Это рационалистическое нападение на религию вызвало сенсацию. Книга была повсюду запрещена, поэтому продавалась с фальшивыми титульными листами. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу. Параллельно с трактатом (и во многом для него) он пишет «Еврейскую грамматику».

    Хотя Спиноза старался не вмешиваться в общественные дела, во время французского вторжения в Голландию (1672), он поневоле оказался втянутым в политический конфликт, когда друг и покровитель Спинозы, Ян де Витт (фактический глава нидерландского государства), был убит разъяренной толпой, считавшей его и его брата виновными в поражении. Спиноза написал воззвание, в котором называл жителей Гааги «самыми низкими варварами». Лишь благодаря тому, что хозяин квартиры запер Спинозу и не выпустил его на улицу, жизнь философа была спасена.

    В 1673 г., в период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза получает от курфюрста Пфальца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Пфальц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием, что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, желая сохранить свою независимость и душевный покой.

    В 1675 г. Спиноза закончил начатую еще в 1662 г. «Этику», свое главное произведение, а также стал работать над «Политическим трактатом». «Этика» - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей.

    В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умирает от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением — табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года, так и не успев закончить «Политический трактат». Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. Делается опись имущества (которое включает 161 книгу) и оно распродаётся, часть документов (в том числе, и часть переписки) уничтожается.

    Сочинения Спинозы были изданы в декабре 1677 г. его ближайшими друзьями под названием «Opera Posthuma» («Посмертные сочинения»). В «Посмертные сочинения» вошли «Этика», «Политический трактат», «Трактат об усовершенствовании разума», «Краткая еврейская грамматика» и «Переписка» Спинозы. Через несколько месяцев после выхода они были запрещены правительством Голландии и не переиздавались вплоть до начала XIX века.((4))

    В 1687 г. был опубликован единственный естественнонаучный труд Спинозы — «Трактат о радуге» (переиздан в 1862 г. вместе с неизвестным до того трудом философа «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве», написанном до 1660 г., и некоторыми письмами; издание Ван Флотена).

    Таков был богатый испытаниями жизненный путь великого Спинозы.



    1. Философия Спинозы

    Спиноза был первым мыслителем Нового Времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. По свидетельству его биографа пастора Яна Колеруса, Спиноза практически осуществил свой идеал мудреца: он был человеком кротким, чуждым тщеславия, вел почти аскетический образ жизни. Дружеские узы связывали его со многими деятелями культуры. Скончался он в Гааге и, хотя не был крещен, был похоронен по протестантскому обряду.

    По своей духовной направленности философия Спинозы была глубоко религиозной. В основе ее лежала созерцательная любовь к Богу. Но свою интуицию философ пытался заключить в строгие рамки математической логики. Он считал, что познание восходит к совершенству по 3 ступеням (чувственное, абстрактное и интуитивное познание). По его мнению, рациональная интуиция свидетельствует в пользу абсолютного монизма. Бог есть всё — бесконечная Субстанция, Которая включает в Себя и мышление, и протяженность (материю). Иногда Спиноза говорил о тождестве Бога и природы, чем давал повод считать его атеистом. Однако для него Божество, объемлющее Вселенную, было единственной подлинной Реальностью. Поэтому он решительно отвергал обвинение в атеизме. Можно сказать, что для Спинозы ничего, кроме Бога, не существует. Законы природы — это проявления Бога; Его нельзя мыслить вне мира; Он внутри него. Бог обладает неизменной природой, которая детерминирует Его проявления и в том числе человеческую волю.

    Идеи Спинозы, вначале забытые, с середины 18 в. стали оказывать большое влияние на европейскую мысль. Они отразились на взглядах Лессинга, Гердера, Шеллинга и других философов. По мнению Владимира Соловьева, «статический пантеизм Спинозы был необходим как предположение для исторического пантеизма Гегеля, а затем и положительной христианской философии».



    1. Влияние Спинозы на философию нового времени

    Самая распространенная причина поражения опорно-двигательного аппарата - это несоответствие между нагрузкой на суставы и способностью хрящей сопротивляться ей. Как следствие - происходит быстрое «старение» суставного хряща. Он теряет свою эластичность, суставные поверхности становятся шероховатыми, на них появляются трещины. Позднее присоединяется воспаление, в ответ на которое происходит разрастание костной ткани.

    Суставы начинают болеть и деформироваться. Приступы радикулита, обострение артрита, артроза и подагры провоцируют не только повышенные нагрузки (работа на дачном участке), но также и холод, сквозняк, холодная вода в жаркий летний день и т.д. Кроме этого, сильные боли при этих болезнях связаны с хроническим воспалением суставов, одна из причин которого - иммунные нарушения (это главная причина ревматических заболеваний суставов).

    Заключение

    Исходным положением Спинозы была мысль, что в основе мира, в основе всего многообразия окружающей нас природы лежит единое материальное начало. Не бог, а материальная субстанция - основа и причина реальной действительности. Причина существования природы, ее развития лежит в ней самой. Для ее объяснения вовсе не нужно прибегать к помощи сверхъестественных сил. Эту мысль он высказывал в своих ранних произведениях, ее он развил в своем знаменитом труде «Этика», над которым работал более 20 лет, а также в «Богословско-политическом трактате».

    При первом знакомстве с этими сочинениями создается впечатление, что их никак нельзя назвать вольнодумными. Здесь и привычные для служителей религии слова «бог», «божественная сущность» и т. п. Но стоит вникнуть в смысл этих слов, чтобы понять, как далеки они от религиозных понятий, которыми оперируют богословы. Используя религиозную терминологию, Спиноза делает материалистические, атеистические выводы.

    Не случайно один из православных богословов, А.И. Введенский, писал: «Если у той сущности, которую Спиноза называет богом, нет ни воли, ни деятельности по целям, то, что же это за бог?»

    Высказывая свои атеистические взгляды, Спиноза исследует сущность религии. Он указывает на причины, ее порождающие, к которым относит невежество, неорганизованность общественной жизни и эксплуатацию. Вывод из этого следует сам собой: когда исчезнут эти причины, религия перестанет существовать.

    Большой заслугой Спинозы является раскрытие роли религии в классовом обществе. Он прямо указывает, что религия служит правящим классам для закабаления народа. «Высшая тайна монархического правления и чрезвычайная для него важность заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем религии...» Этой же цели служит и «священное писание», которое старается сделать толпу «не ученою, но послушною».

    Список используемой литературы

    1. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая, Философия XV-XIX вв.)

    2. Соколов В.В. Спиноза. - М., второе издание, 2017. – 78 с.

    3. Спиноза Б. Избрание произведений первый том,- М., 2018. – 143 с.

    4. Соколов В.В. «Философия Спинозы и современности», М.,2016. 87 с.

    5. Электронная Еврейская энциклопедия.

    6. Соколов В.В. Спиноза, - М., 2015. – 14 с.

    7. Спиноза Б. Избрание произведений первый том,-М, 1957; «Этика», часть 1, определение 2016. – 361 с.





    написать администратору сайта