Главная страница

Философия Древнего Китая и Древней Индии. Философия Древнего Китая и Древней Индии Специфика философского знания Древней Индии


Скачать 88.52 Kb.
НазваниеФилософия Древнего Китая и Древней Индии Специфика философского знания Древней Индии
АнкорФилософия Древнего Китая и Древней Индии
Дата20.10.2022
Размер88.52 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия Древнего Китая и Древней Индии.pdf
ТипЛитература
#745656

Философия Древнего Китая и Древней Индии
Специфика философского знания Древней Индии.
Первым источником информации о жизни древнеиндийского общества считается так называемая Ведическая литература
- разнообразные группы текстов - Самхиты (гимны, заклинания), Брахманы (руководство ритуалами),
Упанишады (религиозно-философские трактаты) и Араньяки
(правила для отшельников). Именно Упанишады и некоторые эпические произведения («Рамаяна»,
«Махабхарата», «Сакунтала», «Михадудта» и др.) стали одним из главных факторов институционализации философского знания в Древней Индии. Кроме того, следует отметить, что формирование мировоззрения человека в этот период происходит под влиянием становления классово- дифференцированного общества. Социальная дифференциация этого государства была обусловлена происхождением человека и характером его деятельности.
Переход из одной варны (сословия) в другую отрицался.
Существовало четыре основные варны: брахманы (жрецы, монахи), кшатрии (воины, представители знати), вайшьи
(земледельцы, торговцы, ремесленники), шудры (работники, зависимое население). Формирование специфики философской мысли Древней Индии происходило в противостоянии идеологии брахманизма, которая властвовала достаточно продолжительный период новых теорий и учений. Новые теории, возникающие со временем, уже принципиально независимы от идей ведического брахманизма и отличаются новым пониманием человека, его места в обществе, взаимодействия с природой, независимым от социального положения. С этих пор (1 тыс. до н. э.) древнеиндийская философия развивается в двух ключевых направлениях: ортодоксальном, ориентированном на авторитет и традиции ведической литературы (йога, веданта и др.), и неортодоксальном, который отрицает предшествующие традиции (буддизм, джайнизм).
Философия йоги (основоположник Патанджали) исследует психофизиологические особенности человека. Отправным пунктом становится ее центральная категория -Читта - все возможные психологические состояния. Сама Читта принципиально не изменяется, модифицируются лишь типы психологического состояния, все они явные. Главная же цель этой философской системы - «освобождение» от мира.
Оно достигается разными позами и положениями тела, контролем за дыханием и т. п. Все это может быть осуществлено при помощи правил психологических тренировок, которые предусматривают самообладание, концентрацию мыслей, изоляцию чувств от внешнего влияния и прочее. Философия йоги признает существование абсолюта - Ишвара, что помогает последователям этой школы добиться освобождения души при содействии психологического обучения.
Мимансой отрицается идея нереальности мира, мгновенности его существования, пустоты. Представители мимансы считают, что мир в целом вечный и неизменный, он не имеет ни начала, ни конца, хотя отдельные вещи в нем способны изменяться, возникать и гибнуть. Признавая многомерность мира, миманса сводит их до нескольких категорий, в частности, к такой, как субстанция. Субстанция, в русле учения миманса, трактуется как основа всех качеств, которые существуют в девяти модификациях: земля, вода, воздух, огонь, эфир, душа, разум, время, пространство. В
решении проблемы познания миманса стоит на позициях сенсуализма. Особого внимания заслуживает учение мимансы относительно связи языка и мышления, слова и его значения. Миманса различает вечные, неизменные звуковые субстраты, слова и их конкретные фонетические выражения, способные модифицироваться и изменяться под влиянием человека.
Буддизм (основоположник Сиддхартха Гаутама, или Будда) базируется на четырех благородных истинах:
1) истине страдания (рождение и вся дальнейшая жизнь - страдания);
2) истине причины (причина страданий - бесконечные желания, стремления);
3) истине освобождения (освободиться от страданий можно, если отказаться от желаний);
4) истине пути (для спасания необходимо выйти из бесконечных перевоплощений и достичь состояния нирваны
- таяния или исчезновения - состояния вечного блаженства).
Буддизм толкует мир как единый поток материальных и духовных элементов, которые постоянно изменяются, вследствие чего реальность представляется процессом вечного и беспрерывного становления.
Особенности философской мысли Древнего Китая.
Первые философские идеи встречаются в VII в. до н. э. Об этом свидетельствует содержание древнекитайских трактатов «И-цзин» («Книга перемен»), «Ши-цзин» («Книга песен»), «Шу-цзин» («Книга истории») и т. д. Надлежащую зрелость и выразительности философские учения приобретают в VI-V в. до н. э., среди них особенно распространенными были конфуцианство, даосизм и др.
Влиятельнейшим направлением, возникшим в этот период и сохраняющим позиции на протяжении тысячелетий, было конфуцианство (основоположник Конфуций).
Конфуций не обращался к разработке общетеоретических проблем. Он сосредоточился на вопросах этики. Свою этическую концепцию Конфуций построил на основе религиозно-философских представлений об окружающей действительности. Этика Конфуция - это рационализированная древнекитайская религиозная мораль.
В ее основу положены принципы справедливости, обязанности, человечности, доверия, знания, ритуальности.
Конфуцианство - это отражение стремления к стабилизации человеческих отношений. Его главная идея - необходимость воспитания человека в русле уважения и почтения к обществу, его законам и традициям, то есть воспитание личности не «для себя», а для общества. Фундаментальным понятием этого учения выступает «жень» - гуманность.
Именно «жень» определяет отношения между людьми, пропагандирует любовь и уважение к тем, кто старше по возрасту или социальному положению. Социальные отношения рассматриваются сквозь призму отношений в семье: отношения между подданным и правителем должны быть такими же, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему. Вообще человек действует согласно порядку
(другая важная категория этой теории, которая определяется как «ли», - норма отношений, действий, прав и обязанностей), что устанавливается благодаря идеальной
всеобщности. Настоящее поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности.
В центре внимания другого, не менее популярного, течения
Древнего Китая, - даосизма (основоположник Лао Цзы) - космос, природа, человек. Жизнь человека и природы подчинены всеобщему закону «дао», согласно которому любая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность, причем действовать вопреки «дао» невозможно. Социальный идеал даосизма - естественность, простота, отход от желаний, страстей, стремлений. Даосизм ориентирует на достижение чистоты помыслов, ненасилия над «природой» вещей.


написать администратору сайта