Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае.

  • Кун Фу-цзы (Конфуций).

  • Философские школы Древней Индии.

  • Философские школы Древнего Китая.

  • Взаимосвязь философии и медицины Древнего Востока.

  • семинар 2. Философия Древнего Востока


    Скачать 26.23 Kb.
    НазваниеФилософия Древнего Востока
    Анкорсеминар 2
    Дата08.07.2022
    Размер26.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 2.docx
    ТипДокументы
    #627024


    Тема: Философия Древнего Востока.

    1. Предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае.

    2. Философские школы Древней Индии.

    3. Философские школы Древнего Китая.

    4. Взаимосвязь философии и медицины Древнего Востока.

    Предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае.

    На Востоке философия появляется в глубокой древности. Интенсивное ее
    развитие начинается в VI в. до н.э.
    Восточная философия не могла появиться на пустом месте. Ее основой
    стала богатая культурная традиция. В Древней Индии философские учения
    формировались на основе мифологии, эпических поэм («Махабхарата»,
    «Рамаяна»), религиозной литературы (Веды, Брахманы, Араньяки,
    Упанишады) и древней религии, называемой брахманизмом. В Китае у
    истоков философии было «Пятикнижие» (У-цзин). В него входили: «Книга
    песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и летопись.
    Почти все ранние философские учения в Индии опирались на ведическое
    (Веды) религиозное миропонимание, которое позже получило свое
    философское развитие (философские школы миманса и веданта). Как же Веды и брахманизм понимали мир и человека? Причина мироздания - Бог Брахман, воспринимаемый теистически, т.е. как Абсолютная Личность. Мироздание состоит из трех миров (трилока) - земного и двух божественных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. Человек - творение богов и, вместе с тем, часть природы. Человек наделен
    Атманом - личным духовным началом, которое является основой его
    бессмертной души. Душа включена в круговорот постоянных
    перевоплощений (колесо сансары), которые регулируются Кармой - Законом
    Воздаяния. Бытие в земном мире неизменно отягощается негативной кармой,
    ведущей к непрерывным страданиям. От нее зависят условия нового рождения человека и его жизнь. Преодоление негативной кармы, разрыв замкнутого круга сансары и достижение освобождения (мокши) считались высшими целями жизни человека и религиозной практики.
    Постепенно в Индии формируются основные философские школы. Часть
    из них - ортодоксальные - признавали авторитет Вед, существование Бога,
    жизнь после смерти, бессмертие и перевоплощение души, высшие миры
    (Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика , Миманса).
    Другие философские школы называют неортодоксальными. Часть из них
    не признавали авторитет Вед и были материалистическими, т. е. отрицали
    существование Бога, перевоплощение души и жизнь после смерти (Джайнизм, Буддизм , Чарвака, Адживика).
    Наиболее влиятельными среди китайских философских школ были
    даосизм и конфуцианство.
    Основателем даосизма является Лао-цзы. Дао - одно из краеугольных
    понятий всей китайской философии. Дао понимается как путь, естественный
    ход вещей или безличный мировой закон, властвующий над природой и
    обществом. Проблематика даосизма посвящена в основном осмыслению
    космического бытия, а также изучению человека как природного существа.
    Значительное внимание уделялось достижению бессмертия и развитию
    внутренней энергии человека (ци). Этический идеал даосов -
    «совершенномудрый» человек. Он следует естественному закону дао и
    совершенствует его внутри себя - в своей душе. Он «не борется, но умеет
    побеждать».
    Основателем конфуцианства является Кун Фу-цзы (Конфуций).
    Конфуцианство обращено преимущественно к социально-философским и
    этико-политическим проблемам. Человек здесь рассматривается как часть
    общества. Идеальное государственное устройство, полагал Конфуций, должно
    соответствовать принципу организации семьи. Государь -«сын» и ставленник
    Неба (Божественного Начала). Для своих подданных он является «отцом» и
    «матерью». Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само
    Небо. Но и государь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все
    обязаны выполнять нормы религиозного и светского ритуала. Идеалом для
    простых смертных должен выступать «благородный муж», т.е. совершенный человек, обладающий пятью постоянствами - гуманностью, справедливостью, знанием правильного ритуала, мудростью, почтительностью.

    Философские школы Древней Индии.

    С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

    Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

    Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

    1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.

    2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

    3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог ИшвараУчение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

    4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

    5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

    6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

    Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

    1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

    2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

    3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.


    Философские школы Древнего Китая.

    Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

    Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

    Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

    Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.

    Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
    Взаимосвязь философии и медицины Древнего Востока.

    Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. При рассмотрении взаимосвязи философии и медицины в Древнем Китае следует обратить внимание на то, что характерной чертой его культурного и духовного развития была приверженность традиции. Это обстоятельство оказало существенное воздействие на формирование основ врачевания. В Индии и Китае в конце I тысячелетия до н.э. – начале I тысячелетия н.э. сложились сохранившиеся до сих пор системы традиционной медицины, опирающиеся на религиозно-философские учения – индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм.

    В основе традиционной индийской (аюрведической) медицины лежит представление о гармонии 5 первоначал (вода, воздух, огонь, земля и эфир), из которых складываются 7 основных элементов человеческого организма, как и весь окружающий мир. Здоровье – гармония этих начал, равновесие человека и Вселенной, болезнь – нарушение гармонии. Деятельность воздуха, огня и воды проявляется в организме через три главных регулирующих субстанции – прану, желчь и слизь. Большую роль играли также представления о круговороте в организме энергии, необходимой для правильной работы органов, и 7 чакрах, управляющих энергетическими потоками на разных уровнях тела.

    Происхождение болезней объяснялось как рациональными причинами (климат, пища, вода и т.п.), так и воздействием зловредных демонов (ракшасов, пишачей), наказанием богов. Кроме того, болезнь могла быть следствием дурной кармы, накопленной в результате неправильного поведения человека в прошлых жизнях; лечение при этом заключалось в попытках коррекции кармы (“кармическая медицина”).

    Целью жизни считалось избавление от сансары и достижение нирваны, слияния с Брахманом. Необходимое для этого самосовершенствование (йога) складывалось из двух этапов: высшего (совершенствование духа) и низшего (избавление от болезней и полное овладение своим телом). Последнее достигалось за счет системы особых упражнений – асан.

    Йога (единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали, – это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги – освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психи­ческих упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздер­жание – преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть раз­витие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиени­ческих правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость) привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувст­вами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение. Весьма интересными в йоге являются разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.

    Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. При этом все органы человеческого тела, основные патологические синдромы, методы лечения классифицируются по системам инь–ян и у син. Различные нарушения здоровья объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка – ян и синдром недостатка – инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма (в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

    Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (иглоукалывание и прижигание). На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Эти точки расположены вдоль энергетических каналов (меридианов), несущих энергию к различным органам.

    Основные теоретические и практические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий. Очень разнообразны и эффективны методы диагностики и лечения. Подробное их изложение дается в курсе истории медицины.


    написать администратору сайта