Главная страница
Навигация по странице:

  • События / Участники В Индии существовало четыре варны (сословия)

  • Три периода жизни брахмана: ученичество, создание семьи, отшельничество. Неприкасаемые

  • Основные философские школы Древней Индии

  • Джайнизм

  • Йога

  • Философия древней Индии. Философия индии. Кромаренко Дмитрий 209 леч


    Скачать 111.06 Kb.
    НазваниеКромаренко Дмитрий 209 леч
    АнкорФилософия древней Индии
    Дата25.09.2021
    Размер111.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия индии.docx
    ТипДокументы
    #236801

    Кромаренко Дмитрий 209 леч


    Философия Древней Индии. Характеристика эпохи и исторические рамки. "Веды": структура и содержание. Основные философские школы Древней Индии.

    1. Периодизация Древней Индии

    Время

    Характеристика

    1.        XXII-XVIII вв. до н.э. 

    Древнейшая (Индская, Харрапская) цивилизация (возникновение первых городов, образование ранних государств)

    2.        конец II тыс. - середина I тыс. до н.э.

    «Ведийский» период (именуется по созданной в это время священной литературе вед).
      Ранний (характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии)
    Поздний, (характеризуется социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (главным образом в долине Ганга).


    3.        VI-III вв. до н.э.

    Магадхско-маурийский или «буддийский период» (время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев).

    4.        II в. до н.э. – V в. н.э.

    «Классическая эпоха» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

    Южная Азия одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма.


    Кастовая система Древней Индии


    Социальное происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству.

    Предыстория

    Индийцы верили в переселение душ и практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования). Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.

     

    События / Участники

    В Индии существовало четыре варны (сословия):

    • брахманы (жрецы),

    • кшатрии (воины и цари),

    • вайшьи (земледельцы),

    • шудры (слуги).

    Брахманы, по представлениям индийцев, появились из рта Брахмы, кшатрии – из рук Брахмы, вайшьи – из бедер, а шудры – из ступней. Кшатрии считали своими предками древних царей и героев, например, Раму – героя индийского эпоса «Рамаяна».

    Три периода жизни брахмана:

    • ученичество,

    • создание семьи,

    • отшельничество.

    Неприкасаемые – люди, которые принадлежат к низшим кастам, не входили в систему четырех варн.
    Веды и их структурное содержание
    Веды (санскр. „Откровение“) — священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“.
    Ведические тексты подразделяются на две категории именуемые шрути (услышанное) и смрити (запомненное). То, что запомнено, должно быть услышано, а услышанное, в свою очередь, должно быть запомнено.

    Шрути, в основном, описывают пути религии, приводящие к материальному процветанию, к возможности наслаждения и к освобождению от плена материи. (Дарма, артха, кама и мокша – являются четырьмя целями человеческой жизни.)
    Смрити, в большей части, посвящены темам за пределами материи и вездесущего духа, они описывают деяния Бога, когда Он являет Себя в этом мире, а также Его вечные деяния в духовном небе. Знания, описанные в смрити, относятся к пути, который именуется упасана-канда (путь поклонения).

    Существует четыре Веды:

    Ригведа — «Веда гимнов» - главный сборник гимнов, изучать который могли только брахманы. Священные тексты этой книги использовались в обрядах.

    Яджурведа — «Веда жертвенных формул»– состоит из мантр, предназначенных для священных ритуалов.

    Самаведа — «Веда песнопений» - сборник хвалебных песнопений, которые исполняли певчие во время жертвоприношения. Большая часть текстов этой книги заимствована из Ригведы, но адаптирована для пения.

    Атхарваведа — «Веда заклинаний» - книга, содержащая заклинания для защиты от демонов и болезней и для осуществления желаний.

    Основные философские школы Древней Индии


    Для Древней Индии характерна определенная систематизация школ на группы: Ортодоксальные (остались верны философии «Вед».) и неортодоксальные (не берущие древние «Веды» за основу своей философии).
    Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.



    Характеристика неортодоксальных школ:

    Буддизм

    Онтология: любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний. Предмет учения буддизма разбивается на четыре отдела, четыре так называемые “святые истины”, понимание которых озарило Будду тогда, когда он предавался созерцанию под деревом прозрения. Истины, или факты, понятые Буддой, следующие:

    1) Страдание - общее название того, что есть все, что есть, будучи подверженным бытию, тем самым уже страдание: страдание - это процесс бытия как таковой.

    2) Причина страдания состоит в суете, в омраченности, страстности, которые являются причиной тому, что бытие не прекращается, а продолжается в вечном круговороте.

    3) Прекращение страдания заключается в достижении состояния покоя, в приостановлении круговорота бытия.

    4) Путь к прекращению страдания состоит в постепенном усилении элементов, направленных на спасение, в уничтожении причин бытия и в достижении конечного идеала.
    Гносеология: Часто гносеологию буддизма признают субъективно-идеалистической. Буддизм весьма часто абсолютизирует эмпирический подход в познании, в построении доказательств.
    Этика: Нравственность является одним из «совершенств» (парамит) — качеств бодхисаттвы, рекомендуемых адептам буддизма как психопрактики для духовного совершенствования и освобождения. Буддизм относится к так называемым этическим религиям.
    Социология: Общество понимается в буддизме весьма широко: это все живые существа (тиб. сем.чен), - люди, животные, боги и т.д., населяющие шесть миров самсары. Самсаре присуще страдание (духкха), понимаемое также максимально широко. Во-первых, на уровне тела всем свойственны старение, болезни и смерть. А на психологическом уровне - недостижение желаемого, присутствие нежелаемого и т.д. Таковы основные, очевидные для всех характеристики жизни всех живых существ. В этом состоит содержание "первой истины".
    Религия: нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога-творца и вечной души.
    Чарвака (Локаята)

    Онтология: их теория познания, предполагает чувственное восприятие мира. Поскольку чувственное восприятие есть единственная форма познания, то материя познается только чувствами. Поэтому материя — единственная реальность, так как для существования иного мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований.

    Гносеология: для этой школы единственным источником познания, дающим истинные знания, является чувственное восприятие человека.

    Этика: провозглашение принципа свабхава - признание индивидуальной природы каждой вещи. Несовместимы с природой вещи попытки повлиять на нее напрасны.

    Социология: Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело.

    Религия: Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками -- лживостью, противоречивостью, многословием”.


    Джайнизм
    Онтология: основывается на том, что в основе мира лежит некая главная субстанция (Дравья), состоящая из живой (джива- жизнь) и неживой более мелких субстанций (всего их 6). У каждой из них есть свои атрибуты (знания, направленности, чувства у живой и материя, покой, время у неживой).

    Гносеология: Существует пять способов, уровней познания мира:

    1) Мати – чувственное и логическое познание

    2) Шрути – изучение книг джайнизма

    3) Монах-парьяя – ясновидение

    4) Авадха – телепатия

    5) Кевала Джняна – всеведение

    В джайнизме присутствует идея освобождения от кармы. Считается, что для начала, нужно остановить приток кармы, а потом стараться вести образ жизни, соответствующий этике джайнизма.

    Этика: процесс "материализации" души они уподобляли постепенном затмению светлой и блаженной души. По их убеждениям, тонкая материя "прилипает" к душе и тяготит ее.

    Социология: речь идет о существовании бесконечного множества индивидуальных душ, которые могут достигнуть совершенства и гармонии, не теряя свое индивидуальное сознание и не растворяясь в Абсолюте.

    Религия: не принимает идею Бога вообще, по крайней мере в той форме, которая понятна представителям других религий: они даже описываются как атеистические религии. Но на самом деле это, скорее всего, сверхупрощение, как поймёт всякий изучающий джайнизм.

    Характеристика ортодоксальных школ:

    Веданта
    Онтология: окончание («анта») «Вед», то есть их вершина, венец, высшая и завершающая точка их учения; совокупность знаний, исходящая от ведийских ариев; философско-религиозная система, основанная на Ведах, Упанишадах, Риг-Веде и др.

    Гносеология: утверждается изначальная принципиальная парадоксальность человеческого познания, провоцируемая уникальной способностью человека к одновременному чувственному и сверхчувственному восприятию мира

    Этика: как и ведийские писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира.

    Социология: Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом. Понятия личностного Бога или Ишвары также играют важную роль, и различные ведантические школы в основном расходятся в том, как они определяют отношения между Богом и Брахманом.

    Религия: Основными религиозными течениями были Вишнуизм, Шиваизм и Шактизм. У каждого из которых было несколько ответвлений. В руслах этих течений сформировалось много святых. Эти святые распространяли идеи Веданты среди простого народа через песни и проповеди.

    Санкхья
    Онтология: В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

    Гносеология: источником достоверного знания являются три праманы (мера): пратьякша (присутствующий перед глазами) - прямое восприятие смысла; два вида восприятия: нирвикальпа (принимающий без сомнения) - неопределённое восприятие, простое впечатление, не содержащее знание объекта; савикальпа (с сомнением и изменением) - определённое восприятие, обработанное и дифференцированное впечатление, ведущее к знанию; анумана (вывод) - логический вывод; сабда - устное доказательство. Вопрос "кто познаёт" является весьма запутанным в теории познания санкхьи.

    Этика:она признает только три независимых источника достоверного познания (прамана). Это – восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания (шабда). Другие источники познания – сравнение, постулирование (артхапатти), неосознание (анупалабдхи) и т.д. – входят в эти три и не считаются самостоятельными.

    Социология: Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие).

    Религия: Она подрывает основы сверхъестественной религии, заменяя сотворение эволюцией. Мир не является результатом акта бога-творца, который одним повелением своей воли вызвал к жизни мир, полностью отличающийся от него; мир является продуктом взаимодействия между бесконечным количеством духов и вечнодействующей пракрити, или возможностью природы - тем, что Платон называет «вместилищем и кормилицей всех поколений».

    Ньяя
    Онтология: «разумное взвешивание», или «перечисление»)– истолковывается как «число», «совершенное знание».

    Гносеология: реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.

    Этика: учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами.

    Социология: специализировавшаяся преимущественно в контровертивной диалектике, логике и теории познания и оказавшая во многих отношениях определяющее влияние на становление общеиндийских парадигм теоретической рациональности.

    Религия: Исторические истоки школы ньяя восходят к поздневедийскому ритуалу прений жрецов-эрудитов и экзегетов жертвоприношения, развивавших специальную дисциплину ведения диспута (ваковакья).

    Миманса
    Онтология: (санскр.— «исследование», «изучение», «размышление»).

    Гносеология: Основные принципы школы — ритуализм, ортопраксия (установка на «правильное действие»), антиаскетизм и антимистицизм. Разъяснение природы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определённым образом.

    Этика: Учение о душе и о познании. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно. Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.

    Религия: вера в святость и непогрешимость вед. В других ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем, что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога- Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.

    Йога
    Онтология: Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.

    Гносеология: основана на трех формах познания: восприятии, логическом выводе (умозаключении) и священном писании. Знания, полученные посредством этих трех форм познания, не являются абсолютно достоверными, поскольку истинность знания достижима только через практику йоги.

    Этика: соотношение добра и зла, моральный долг, сущность и последствия эгоизма, соотношение насилия и мира, осмысление страдания и счастья с моральной точки зрения. Предлагает практический путь к освобождению человека через систематическая тренировка тела и души.
    Религия: В сапкхья-йоге признается существование Бога. Бог понимается теистически, т.е. как Абсолютная Верховная Личность, которая находится над человеческими личностями. Иногда Бог воспринимается и более абстрактно — как вечный, совершенный, всемогущий, вездесущий Дух.


    написать администратору сайта