Философия Древней Индии
Заполните предложенную таблицу. Определите сходные и отличительные черты ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. Если соответствующая тематика не представлена в конкретной школе, в столбце пишите «тематика не представлена»
| Онтологические взгляды
| Гносеологические взгляды
| Представление о человеке
| Социальные взгляды
| Этика
| Ньяя
| Найяики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование Бога.
Признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах;
| рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
| Философы-найяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение - это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т.д.
|
| Философы
Стремятся избавить душу от ее привязанности к телу.
| Вайшешика
| Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса - бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т.д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию - небытие, которая обозначает все отрицательные факты.
| Два источника познания - восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
| Перед человеком ставится одна цель - освобождение индивидуального я. Незнание = коренная причина всякой боли и страдания, а освобождение - абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.
вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.
|
| Этика вайшешики основана на постулатах священного писания. Программа нравственных обязанностей основана на определенных видах морального долга: вере, ненасилии ко всему живому, доброжелательности, правдивости, цельности, половой чистоте, чистоте мысли, отказа от гнева, личной чистоплотности, применении очищающих веществ, преданности божеству, соблюдении поста, непренебрежении нравственными обязанностями. Соблюдение морального долга позволяет человеку достичь совершенства в том случае, когда это делается из чистых соображений.
| Миманса
| Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной.
| Признает пять праман (источников истинного знания), и школа признает шесть. В дополнение к четырем праманам принятым школой Ньяя, школа Прабхакара признает артхапати (предположение) и, школа Бхатта признает помимо артхапати ещё и ануапалабдхи (непредчувствие) как истинный источник знания. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи школы Мимамса защищают самодостаточность знания и относительно его происхождения (упатти) и относительно установления (джнапти). Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.
| Пурва-мимамса отрицает достижение мокши ("освобождения") как цель жизни.
Основа жизни - обрядовость (ортопраксия)
|
| Миманса не признает существования творца вселенной. Стремясь обеспечить верховное место вечным ведам, мимансисты не могут допустить веру в бога, авторитет которого стоял бы выше или, по крайней мере, наравне с авторитетом вед. Согласно мимансе, веды воплощают не столько вечные истины, сколько вечные предписания, или законы, устанавливающие порядок выполнения обрядов жертвоприношения.
Таким образом, религия (дхарма) отождествляется с ведийскими предписаниями. Веды представляют собой критерий правильности или ложности чего-либо. Добродетельная жизнь есть жизнь с соблюдением ведийских заповедей.
| Веданта
| Как Высший разум Абсолют - производящая причина, как источник пракрити и пуруши - материальная, как изначальная форма - формальная и как цель, стоящая за творением - каузальная.
| Делается все возможное, чтобы помочь человеку открыть это свое реальное Я. Познание Я (атма-видья, или атма-джняна) рассматривается как наивысшее познание (пара-видья); всякое другое познание и изучение считается по отношению к нему низшим (апара-видья). Метод самопознания осуществляется через контроль низшего я, его глубоко укоренившихся интересов и импульсов посредством изучения, размышления и повторного сосредоточения (шравана, манана, нидидхьясана) до тех пор, пока силы прошлых привычек и мыслей полностью не преодо-леются твердой верой в изучаемую истину. Это трудный путь, в который может пуститься только тот, кто настолько силен и мудр, что ради добродетели (шреяс) может отвергнуть приятное (преяс).
| Абсолют является производящей, материальной, формальной и целевой причиной космоса.
Идеальным человеком, согласно "философии недвойственности" является саньясин, уже отринувший все земное и готовящийся к слиянию с мировой душой (брахманом).
|
| Цель познания, с веданту, заключается в освобождении от ложных представлений о мире и человеке, постижение истины, которую олицетворяет Брахман. Нравственная цель - в очистке, освобождении от страстей, порочных наклонностей, прежде всего от семи грехов (пьянства, сварливости, нарушение прав собственности и др.) И в возвращении в лоно Брахмана.
| Санкхья
| Учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.С. признаёт две изначальные реальности - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("я", дух, сознание). Первый продукт эволюции - махат, "великое единство", основа всего материального, он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта.
| Источником достоверного знания являются три праманы (мера)
пратьякша (присутствующий перед глазами) - прямое восприятие смысла;
два вида восприятия:
нирвикальпа (принимающий без сомнения) - неопределённое восприятие, простое впечатление, не содержащее знание объекта;
савикальпа (с сомнением и изменением) - определённое восприятие, обработанное и дифференцированное впечатление, ведущее к знанию;
анумана (вывод) - логический вывод;
сабда - устное доказательство.
Вопрос "кто познаёт" является весьма запутанным в теории познания санкхьи.
| Близко буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём возврата к собственному "я" через познание различий между "я" и "не-я" (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара).
|
| Согласно Санкхье, человеческая душа индивидуальна, ее и земной, и надземной элемент множественен. Эта множественность проистекает из связи с Пракрити; преодолев эту связанность, души возвращается к исходному единству. Пракрити и Пуруша — которые проще всего перевести как природа и дух,— две части души.
| Йога
| две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пурушаи Пракрити - духовная и материальная субстанции.
До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас - за принцип движения, активности, тамас - за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения.
| фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.
Пуруша в человеке - это чистое сознание, его Дух, его истинное Я.
Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.
| теория освобождения, центральное учение о смысле существования человека, ради которого была написана и "Йога-сутра", и комментарии к ней. Освобождение - это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити.
|
| Целью этики йоги является освобождение ума от всех ложных представлений. Система последовательного очищения и просветления ума человека, согласно йогой, заключается в дисциплине тела, регулировании дыхания, изоляции чувств, сосредоточении внимания, рассуждении, выработке нравственных установок.
| Джайнизм
|
|
|
|
| Душа человека зависит от внутренних и внешних причин. Внутренними есть страсти, гнев, гордость, жадность, ослепление. Падение души зарождается в мыслях, которые обусловливают привязанность души к недобрым склонностям, Внешней причиной является то, что душа содержится в теле. Упадок души способствует более тесному единению ее с телом. Поскольку всякая связь души с телом является источником страданий, то джайнизм стремится освободить душу от всякой зависимости от материального мира, достичь совершенства и отдаться недеятельном бытию. Путь освобождения души - это путь знания, поскольку именно невежество порождает страсти. Поэтому необходимо изучать то, что говорили учителя, признавать их авторитет и верить в них.
| Буддизм
|
|
|
|
| БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА — нравственное учение буддизма, главная направленность которого — не индивидуальное освобождение от страданий, а спасение других живых существ. "Страданием’’ называют не просто физические и душевные тяготы, но любое состояние, не приносящее полной и совершенной удовлетворенности. Поскольку даже самое яркое житейское счастье имеет конец и тенденцию перехода в свою противоположность, то оно также рассматривается как "страдание". Свободу от "страданий", согласно этике буддизма, может обеспечить только полный отказ от стремления к мирским удовольствиям. Вся система буддийской этики направлена на искоренение в индивиде эгоизма посредством внедрения и развития альтруистических взглядов и установок.
| Чарвака-локаята
|
|
|
|
| Согласно этической концепцией локаяты цель бытия заключается в заботе о благополучии человека, что в конечном итоге оказалось в гедонизме. Согласно добром является все то, что приносит удовольствие, злом - то, что вызывает страдания.
| Поясните основные категории и принципы древнеиндийской философии
Тат твам аси
| Тат твам аси Известное речение: "То Ты Есмь". Сначала ученик медитирует на "Тат" ("То"), что указывает на Брахмана, или Параматму как на отличное от "Этого", поля проявленности. Именно поэтому ученику говорят: "То Ты Есмь"; если бы учитель сказал ему: "Ты Есмь То", ученик мог бы начать с мыслей о "Ты", как он обычно обращается к самому себе, и прийти в результате к неверному, личностному заключению; таким образом ученику объясняют: "ТО есть то, что ТЫ есть на самом деле, хотя сейчас у тебя может быть ложное представление, что "тот" ты есть "этот" ты." Когда ученик способен говорить о себе: "Со'хам" ("Сах" -- "то"; "ахам" -- "я"; "есть" при этом подразумевается), он достигает того, чего желал учитель. Другим ответом, несущим то же значение, является -- "Ахам Брахмасми" ("ахам" -- "я"; "Брахман"; и "асми" -- "есть").
| Астика
| (санскр., от асти — он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира («астипаралока»), соответственно в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед; противоположность А.— настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили мимансу, веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и некоторые др. школы, исходящие из принципов, сформулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало обозначать просто верующего в бога, первоначально отнесение к астич. даршанам не было связано с признанием бога как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как демиурга). Иногда к А. относят также буддизм и джайнизм, но только в том узком смысле, что последователи этих двух систем верят в жизнь после смерти.
| Настика
| санскр., от на асти — он не существует, его нет), в Др. Индии обозначение религ.филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, отрицающих существование трансцендентного мира и не верящих в жизнь после смерти, а следовательно, и не признающих авторитета Вед. В «Законах Ману» словом «Н.» обозначали нигилиста, от которого, однако, отличали еретика — «пашанда»; позже это слово стало относиться к атеистам вообще. Противоположность Н. — астика. К Н., или неортодоксальны.« даршанам, относят локаяту, адживику, в определ. смысле ранний буддизм и ранний джайнизм; наиболее характерным считается учение адживики, которое занимает среднее положение между скептицизмом и материализмом локаяты и агностицизмом и этич. идеализмом буддизма и джайнизма.
Осн. принципом философии Н. является отрицат. отношение к любым сверхчувств. принципам: непризнание существования гл. авторитетов ведийского мировоззрения — бога-абсолюта и отличной от тела души (брахмана и атмана), будущей жизни и т. д. Н. утверждает бытие строго индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собстп. природы, не имеющей повторений и аналогий. Ничто не в состоянии изменить определяемую этой природой судьбу объекта. Этот фаталистич. детерминизм был особенно подчёркнут адживикой. В этич. отношении отрицание религ. и вообще к.-л. авторитетов привело впоследствии, с одной стороны, к прямому гедонизму чарваки, с другой — к провозглашению практики индивидуального совершенствования и воспитания личности (буддизм и джайнизм). Н. оказала влияние на йогу и санкхью, на формирование философских систем индуизма.
| Джива
| .— живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд. философии, прежде всего джайнизма, где Д.— одна из осн. сущностей или субстанций. Д. присущи сознание, вечность (несотворён-ность и неразрушимость), способность к деятельности. Потенциально Д. обладает нравств. содержанием, знанием, верой, неограниченной энергией (силой) и бесконечным блаженством. Д. может находиться в двух состояниях бытия: несовершенном и совершенном. В состоянии несовершенного бытия Д., занятая неадекватной деятельностью, соединена с материей, образующей тело Д. Деятельность Д. выражается в вибрации образующих её частичек, благодаря крой материя, имеющаяся в теле Д., поглощается и непрерывно принимается новая материя; под влиянием ее Д. перерождается, теряет свою силу (идр. потенциальные качества) и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного бытия Д., обратившись к адекватной деятельности, освобождается от материи, вступает в обладание потенциальными качествами и освобождается благодаря этому от страдания.
В зависимости от способности к адекватной деятельности или, что то же самое, от соотношения духовного и телесного элементов Д. образуют своего рода лестницу: на низшей её ступени располагаются Д., имеющие форму неорганич. веществ и растений, далее идут Д., имеющие форму животных, людей, богов, на верхней ступени — «освобожденные» Д., т. е. совершенно свободные от материи, имеющие форму человеч. существа.
| Ахимса
| Древний индийский принцип поведения и образа действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — невреждение, ненасилие. Это ключевая добродетель в индуизме, буддизме и джайнизме.
| Сатья
| Правдивость. Понятие индийской философии, один из принципов ямы. Сатья означает внутреннюю правдивость, честность во всем, непременное исполнение своих обещаний и обязанностей
| Астея
| Неприсвоение чужого. Понятие индийской философии, один из принципов ямы. Одно из толкований Астеи - не брать того, что не было предложено. Астея также относится и к самому себе - не воровать у себя здоровье. Астея запрещает добиваться цели путём перенапряжения, украв у себя здоровье.
| Апариграха
| Это значит не-стяжательство, отказ от накоплений, призыв не быть жадными, обладать лишь теми вещами, которые действительно необходимы, бессребренничество, скромность, экологичность. Этот принцип призывает нас ценить те вещи, которые мы уже имеем, и не тратить время и силы на излишества.
| Брахмачарья
| Слово санскрита, имеет различные переводы: от одной из четырёх ступеней духовного развития в индуизме до значения «ученик брахмана». Практики, которым должен был следовать ученик брахмана, получили названия в честь слова, обозначающего ученичество у брахмана
| Дуккха
| «Страдание». Играет центральную роль в буддизме, где Четыре Благородные Истины о страдании преподаются как ключ для достижения конечной цели — нирваны, освобождения от страданий.
| Танха
| Понятие индийской философии, обозначающее тягу к жизни как фундаментальное свойство психики всех живых существ. Термин «танхма» используется в индуизме, буддизме и джайнизме для обозначения жажды существования, обусловливающей сансарическое бытие. Тришна тесно связана со страстью
| Магга (марга)
| Средство для достижения цели. В буддизме — совокупность действий, ведущих к освобождению от новых рождений в мирах сансары. Обычный человек (притхаджана, притхагджана, бала), мирянин, поглощенный чувственными восприятиями и переживаниями, считается «стоящим вне пути», им может быть и тот, кто совсем лишен благих корней (самуччина кушала мула), и тот, кто хорошо разбирается в учении о спасении, но еще не отрекся от суеты и страстей (витарага). Путь имеет много этапов и может длиться бесчисленное количество (асамкхья, асанкхья, асанкхейя, асамкхейя) жизней.1
| Авидья
| Незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия»
| Майя
| Особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а от того что она — преходящая.1
| Ниродха (нирвана)
| Состояние отрешённости, достигаемое уже при жизни из-за отказа от жизненных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа (атмана) к абсолюту (брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование, так что бытие в нирване равнозначно «ничто».
| Рита
| У индийцев универсальный космический закон, который обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной. Рита — истина в самом широком смысле. Ее противоположность — анрита, неупорядоченность и ложь. Рита управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Установили риту боги-адитьи, которые и охраняют ее.
| Карма
| Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
| Сансара
| Круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий, которые являются частью «сети сансары».
| Атман
| Вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ.
| Брахман
| Члены высшей варны индуистского общества. Другие названия брахманов — випра, двиджа, бхусура. Брахманы — это варна, или социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса
| Манас
| В индийской философии обозначение психической способности координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов (индрий); манас также отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (см. Атман, Пуруша) в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам».
| Пракрити
| Фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом. Развивается из мула-пракрити — непроявленной, потенциальной природы.
| Пуруша
| В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух», макрокосм. ... В философии санкхьи пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити (материя)
| Дхарма
| Одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает».
| Ананда
| Один из десяти главных учеников Будды Шакьямуни, который в течение 25 лет был его личным помощником. Обладал великолепной памятью. Считается, что большинство текстов ранней Сутта-питаки составлено во время Первого буддийского собора на основе его воспоминаний.
| Мокша
| Освобождение из круговорота рождений и смертей, от всех страданий и ограничений материального существования.
|
Выберите одну из этических категорий, представленную в ортодоксальной или неортодоксальной школе. Составьте презентацию (5-7) слайдов. Соотношение текстовой части к образной (изобразительной) в слайдах – 30% к 70%. В презентации отразите актуальность (или неактуальность) выбранного этического принципа для современности. Собственную позицию аргументируйте (текстовый слайд).
Готовые работы в течение недели прикрепите в личное сообщение в разделе «Система сообщений» или на адрес электронной почты olga.ezhova1984@mail.ru При отправке на адрес электронной почты подписывайте в письме свои имя, фамилию, группу.
|