Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные категории диалектики и их значение в военном деле

  • Синергетика – теория самоорганизации. Метафизика, как противоположность диалектики.

  • Индивид и личность. Структура личности.

  • Экзамен по философии. Философия экзамен. Философия, ее роль в жизни общества и человека. Предмет философии и ее проблематика


    Скачать 81.04 Kb.
    НазваниеФилософия, ее роль в жизни общества и человека. Предмет философии и ее проблематика
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата30.06.2020
    Размер81.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия экзамен.docx
    ТипДокументы
    #133215
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Законы диалектики и их методологические требования.

    Существуют разл. определения диалектики: учение о движении, учение о всеобщих законах, движение внешнего мира и мышления, учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, учение о всеобщей универсальной связи, учение об единстве противоположности. Наиболее общее определение: диалектика – учение о движении.

    Метафизика – учение о сущности бытия о его первоначалах, или первопричинах. В противоположность диалектике метафизика утверждает неизменность, устойчивость бытия.

    И Д. и М. явл. не только опред. теориями, но и методами, способами мышления и действия. В истории философии взаимосвязь Д. и М. противоречива. На всех этапах наблюдается их борьба друг с другом.

    В истории Д. также прослеж. столкновение разл. точек зрения: объективной Д. (Д. бытия) и субъективной Д. (Д. мышления и познания). К историческим формам Д. и М. можно отнести учения, разраб. в опред. периоды общественного развития.

    Мифологическая форма Д. – зарождаются такие Д-ие идени, как идея о всеобщей универсальной связи (все превращ. во все), идея развития (мифол-ий креационизм). Здесь же рассм. такие диалектич противоположности как рождение и смерть (идея бессмертия как возрождения богов). В общем мифологич. Д. была стихийной и фантастической.

    Античная Д. – размежевание М. и Д. Космос с одной стороны мировое завершенное целое, с другой внутри него происходит нерерывное движение. космос совмешал в себе противоположности покоя и изменчивости. Гераклит – представитель наивной диалектики: "Все течет, все меняется". В отриц. форме объективная Д. разараб. Элиатами: Зенон обосновывал неизменность, вечность, единство бытия, опровергал движение (апории). Термин Д. принадлежит Сократу (искусство ведения спора, беседы). Его ученик Платон детально разрабатывал Д. мышления и бытия. Дальнейшее развитие объективной Д. бытия в учении Аристотеля. Однако он в своих Д.-их рассуждениях был непоследователен: для объяснения процесса оформления материи он ввел понятие перводвигателя (метафизика, т.к. вводится внешняя сила). Основателем античной М. явл. Парменид.

    В средние века проблематика Д. и М. переходит в область теологии. В общем господствует М., что объясняется религиозными догмами. Источником самодвижения бытия явл. бог, который творит все сущее – религиозный креационизм. Идея поступательного линейного направленного развития, иерархичность бытия. Яркий представитель субъективной Д. средневековья П. Абеляр.

    В эпоху возрождения диалектика бытия разрабатывается в натурфилософии. Ярк. представитель Д. Бруно, н. Кузанский (учение о минимумах и максимумах, о совпадении конечного и бесконечного).

    В Новое время проблематика М. и Д. перемещается в сферу познания. Д. и М. начинают противопоставляться как противоположные методы мышления. Однако в связи с тем, что естествознание носило собирательный характер, доминировали аналитические методы (М.) вплоть до И. Канта (17-18 вв.).

    Наибольший вклад в развитие диалектики нового времени вносит немецкая классическая философия. В учении Канта Д. и М. как бы уживаются друг с другом. Кант пытался рационально обосновать Д. Гегель внес наибольший вклад в развитие идеалистической диалектики, открыл ее основные законы, разработал систему категорий Д., диалектический метод и попытался применить его к объяснению всего мирового процесса развития. Но его диалектический метод вступил в противоречие с метафизически созданной им системой.

    Новый этап в развитии Д. связывается с именами Маркса и Энгельса. Их диалектика явл. материалистической. Они исследовали Д. реальных процессов природы и общества, исп. естествознание и общественное знание. Дальнейшее развитие этой формы Д. связано с именем Ленина и отечественными философами.

    В современной зарубежной философии разрабатывается метафизика бытия. Д. же рассм. преимущественно как Д. сознания. В ней представлены разл. варианты Д.: негативная Д. франкфуртской школы; экзистенциальная Д.; Д. комплементарности (дополнительности). Ряд зарубежных философов довольно скептически относятся ко всем вариантам диалектики

    1. Основные категории диалектики и их значение в военном деле

    Законы диалектики.

    1. закон единства и борьбы противоположностей;

    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

    Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

    .

    “Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

    Различают виды противоречий:

    1. Антагонистические и неантагонистические.

    Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

    Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

    2. Внутренние и внешние.

    Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

    Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

    3. Основные и неосновные.

    Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

    Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

    Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

    2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

    Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

    Качество –

    1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

    2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

    3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

    4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

    Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

    Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

    3. закон отрицания отрицания

    Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

    Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

    Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

    1. Синергетика – теория самоорганизации.




    1. Метафизика, как противоположность диалектики.




    1. Философские взгляды на природу и сущность человека.

    Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:

    4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)
    психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

    социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)

    Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры.

    Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим - это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.
    Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была - плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику - учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.

    Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность - социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек - это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.
    В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек - это целостная система, открытая миру и возможностям.


    1. Индивид и личность. Структура личности.

    Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном. Он в середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Два аспекта этого принципа:
    1. сознание впервые порождается в деятельности, возникает ради деятельности (это и есть «бытие определяет сознание»);
    2. когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия (этого Маркс не сказал, но мог бы сказать; почти сказал, но что-то помешало). Деятельность человека, по Р., -взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – природные и социальные условия. Внутренние – субъект деятельности. Под субъектом мы понимаем носителя активности. Исходя из этого, мы можем заключить, что любая деятельность подразумевает активность и пристрастность субъекта (психическое отражение в деятельности, а оно активно; в оппозицию реактивной, пассивной природе человека – человек как машина бихевиоризме). В чем проявляется активность субъекта в деятельности:

    1.Деятельность в зависимости от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность направленность деятельности субъекта. Здесь мы находим пристрастность субъекта. Различная глубина вкладов субъекта в психическое отражение проявляется на разных уровнях – от избирательности восприятия, до пристрастности отражения, обусловленной мотивами личности. Это отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия.
    2. Психические процессы как творческие, продуктивные, как процессы порождения психического образа. Если рассматривать поведение как реактивное приспособление, то в возникновении психического отражения нет необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на врожденные механизмы. Правильность этого взгляда имеет подтверждение в факте, что в реальной жизни, как правило, нам приходиться встречаться с плохо сформулированными задачами. Эти ситуации имеют следующие черты:
    а) они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же требуется делать;
    б) для решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимые к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного шаблона для всех ситуаций не напасешься.
    Бернштейн: моторное запоминание, как активная творческая деятельность, чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается преодолением сил из категории неподвластной, непредусмотренной и не быть преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона. Идет активное построение движения.
    3. Самодвижение деятельности, активность субъекта как необходимый внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней необходимости. В основе этого лежит над ситуативная активность (активность вопреки установкам конкретной деятельности).
    Таким образом, мы выделили три группы факторов активности субъекта. Но мы не можем говорить о субъекте как однородном образовании. Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятии индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в
    характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций.
    Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.
    Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивид обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантом, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.
    Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).
    Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид.
    Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность.

    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта