Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская философия: характерные черты и особенности. Вклад отечественной философии в мировую культуру.

  • Философия XX начала XXI века. Современные модели философского мышления. Бытие как центральная категория онтологии. Проблемы бытия.

  • Сущность и содержание категории бытия. Формы бытия

  • Материальная основа мира. Понятие материи.

  • Материя как объективная реальность. Формы существования материи: движение, пространство время и их на военное дело.

  • Диалектика как система знаний. Структура диалектики.

  • Основные принципы диалектики и их влияние на военное дело.

  • Экзамен по философии. Философия экзамен. Философия, ее роль в жизни общества и человека. Предмет философии и ее проблематика


    Скачать 81.04 Kb.
    НазваниеФилософия, ее роль в жизни общества и человека. Предмет философии и ее проблематика
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата30.06.2020
    Размер81.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия экзамен.docx
    ТипДокументы
    #133215
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Философия иррационализма XIX века.




    1. Сущность и основное содержание философии марксизма.

    Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей.
    Марксизм включает три основные составные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм.
    Философия К.Маркса (1818--1883) и Ф.Энгельса (I820--1895) является наследницей многих высших достижений философской мысли их предшественников, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями XVIII—XIX вв., Г.Гегелем и Л.Фейербахом.

    Основные, исходные принципы своей философии К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали в 40-е гг. XIX в. На протяжении полувека в борьбе с идеализмом и метафизикой они затем развивали основные направления созданной ими философии в "Капитале", "Нищете философии", "Святом семействе" и др. В 70—80-е гт, Ф.Энгельсом были написаны труды, в которых обобщены достижения в естествознании и обществоведении XIX в ("Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии").
    К.Маркс и Ф.Энгельс всесторонне разработали проблемы диалектического материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.

    Отдельные положения и принципы марксистской философии были (Шииты такими марксистами, как Ф.Меринг, П.Лафарг, А.Лабриола, Г.П.Плеханов и др. Г.В.Плеханов большой вклад внес в развитие исторического материализма, вел борьбу против ревизионизма и оппортунизма, за чистоту марксистской теории. Он один из основателей российской социал-демократии.
    Творческое развитие марксистской философии в XX в. прежде всего, связано с именем В.И.Ленина (1870—1924). Позитивное решение новых проблем, поставленных научно-техническим прогрессом и революционным движением нашей эпохи, в ленинских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма. Главное в ленинском подходе к общественным явлениям и процессам — органическое единство научной объективности и их оценки с позиций рабочего класса.
    В.И.Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения К.Маркса, философии марксизма. "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, — писал он, — что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.4. С. 184). "Марксизм не догма, а руководство к действию" — считал он.

    Важнейшие философские труды В.И Ленина: "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "О значении воинствующего материализма", "Государство и революция" и др.

    1. Русская философия: характерные черты и особенности. Вклад отечественной философии в мировую культуру.

    Как целостное, самостоятельное явление в системе русской духовной культуры русская философия имеет национальные особенности, ярко выраженный свой особый характер, специфика которого обусловлена как внешними, событийными, так и внутренними, сущностными причинами.
    Мы можем выделить следующие специфические черты отечественной философии23:

    1. Специфика русской истории, государственности во многом определила судьбы национальной философии: мы видим практически до середины девятнадцатого века некоторое отставание в развитии науки и философии от западноевропейских стран. В связи с христианизацией Руси через Византию, как еретическое веками отвергалось наследие античной философской мысли (а затем и средневековой), поэтому русская философия была лишена того интеллектуального потенциала, который получила европейская мысль. Кроме того, свою роль сыграл и языковой барьер – языком науки и философии в Европе был латинский, который не был распространен в период формирования русской философии.
    2. Исходя из вышеизложенного, вполне закономерным является интерес отечественных философов к проблематике и методологии западно-европейской философской традиции. Однако происходившее заимствование не было всеобъемлющим: заимствовались, приживались и находили свое дальнейшее развитие на русской почве только те идеи, которые отвечали внутренней сущности русской философии. Кроме того, в конце Х1Х - начале ХХ вв. мы видим противоположные тенденции, наиболее ярко проявившиеся, когда на Западе в эмиграции оказались наиболее яркие представители отечественной философской традиции.
    3. Отношение власти к философии в России всегда было настороженным – вольнодумство пресекалось. Это относится, прежде всего, к преподаванию философии в учебных заведениях. Порой оно просто запрещалось (с 1826 по 1865 г. философия в Московском университете не преподавалась); высылались университетские преподаватели: в результате - недостаток профессиональных кадров, «ученой» академической философии. Неслучайно в России редакции общественно-политических журналов, философские кружки и общества играли большую роль в распространении философских идей и взглядов, чем философские кафедры. Именно публицистика, художественная литература, особенно в период усиления политической реакции были единственной возможностью обращаться к обществу. Трудно переоценить значение в формировании русской национальной мысли таких журналов, как «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Отечественные записки», «Современник» и т.д.
    4. Публицистичность русской философии всегда была сопряжена с ее социальной направленностью, критикой существующей власти, гуманизмом, обостренным вниманием к общественно-политической проблематике (поиск ответов на вечные вопросы русской истории: «Кто виноват?» и «Что делать?»), исканиями социального идеала. В связи с этим закономерным, например, видится то, как легко прижились на русской почве марксистские идеи.

    5. Близость русской философии и литературы: с одной стороны, русские писатели всегда тяготели к философскому осмыслению жизни, с другой стороны, цензурная политика государства и церкви вынуждала русскую философскую мысль искать нетрадиционные формы существования, передавать себя в романах, поэмах, публицистике, религиозных трактатах, житиях святых, поучениях и т.д. Русские философы были очень заинтересованы в том, чтобы их идеи были предельно доступны читателям. Этой ситуацией объясняются особенности языка русской философии – форма эссе, система философем, отказ от наукообразного рационализма, отвлеченной метафизики в пользу приоритета эмоционально-чувственных сторон освоения действительности.
    6. Антропологическая и этическая направленность философствования: предельное внимание к человеку, процессу его совершенствования, миру его ценностей, его духа, смыслу человеческого существования, борьбе добра и зла, поискам правды. Русская философия далека от бесстрастного постижения истины, даже гносеологические поиски ставятся в зависимость от нравственных характеристик. Понятие «правда» соотнесено с понятием «истина», несет нравственно-этическую нагрузку, связанную с поисками нравственной основы мира, необходимостью не просто познания мира, но нравственного его совершенствования. Идея целостности духовной жизни человека подразумевает неразделимость «правды-истины» и «правды-справедливости», процесса познания и нравственных начал, эмоциональной жизни.
    7. Философия в России зарождается как религиозная, практически до ХУ111 в. существует только в христианской религиозной форме. Однако наиболее интересна и плодотворна русская религиозная философия, развивающаяся внецерковно, православной Церковью не всегда одобряемая и часто критикуемая (например, конец Х1Х в. – начало ХХ в. ознаменовались поисками «нового религиозного сознания», сопряженными с критикой роли Церкви в обществе, ее нежелания модернизироваться).
    Одно из важнейших национально окрашенных понятий русской религиозной философии - «соборность», введено в середине Х1Х в. А.С. Хомяковым, оно означает «единство в свободе», единство людей на основе их любви к богу и ближнему. Сущность человека оценивалась в его соотнесенности с Богом. Как отмечал один из самых значительных русских философов и историк русской философии Н. О. Лосский, русская религиозная философия не была слепым копированием европейской схоластики, но являлась прогрессивным достижением, способным даже повлиять на развитие западноевропейской мысли.

    8. Важной чертой отечественной философии является ее историософичность, поскольку вопрос о смысле истории, судьбе России, ее роли в развитии мировой цивилизации всегда был в центре ее внимания. Например, спор западников и славянофилов – оформившийся в первой половине Х1Х столетия и незавершенный и поныне – спор о дальнейшем пути развития нашей страны: надо ли перенимать западные традиции, интегрироваться в европейское сообщество, либо у России своя судьба, свой ни на кого непохожий путь исторического развития, и, может быть, мессианская роль единственного спасителя гибнущей в безверии цивилизации?
    9. Внутренней сущностной особенностью русской философии является космическая ориентация. Русский космизм прослеживается со средневековья, в Х1Х в. оформляясь в три направления, - естественнонаучный, религиозный, художественный. Русской философии свойственно понимание человека и природы, как единого целого. Задача восстановления этого единства, утраченного в процессе противостояния общества и природы, является одной из самых значимых. В узком смысле космизм – учение о возможности космической экспансии человечества.
    Таким образом, мы видим, что русская философия есть сложное самобытное социокультурное образование, включающее множество идей и направлений, сотни имен, специфический круг проблем и особенный язык, что позволяет говорить о ее серьезном вкладе в развитие мировой философской мысли.


    1. Философия XX начала XXI века. Современные модели философского мышления.



    1. Бытие как центральная категория онтологии. Проблемы бытия.

    Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.
    Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”.

    Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими.



    1. Сущность и содержание категории бытия. Формы бытия

    формы человеческого бытия можно представить так:
    бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
    материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
    духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.


    1. Материальная основа мира. Понятие материи.

    В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:

    На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.
    Второй этап носит название механистического, метафизического материализма. Он был характерен для философии Нового времени. Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики coдействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. В новоевропейской философии материя наделялась рядом атрибутивных свойств, которые были изучены в рамках классической науки того времени (механики Ньютона) - массой, протяженностью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью и т.д. Носителем этих свойств выступали различные проявления первовещества (элементы, корпускулы, атомы). На этом этапе завершается построение механистической картины мира. Эта картина мира сложилась в результате научной революции XVI-XVII вв., оформилась в целостное образование к XVIII веку и господствовала на протяжении XIX века. Основу механистической картины мира составил атозм, который весь мир, включая и человека, понимал как совокупность огромного числа атомов, перемещающихся в пространстве и времени. Ключевым понятием было понятие движение. Однако все многообразие форм и видов движения в природе сводилось к механическому движению (к простому перемещению тел И пространстве). Кроме того, в качестве движения предполагался некий первотолчок, находящийся за пределами мира. Отсюда и знание - механистический, метафизический материализм.
    Следует отметить, что для первого и второго этапов характерно представление о материи как о субстрате, т.е. как о строительном материале, из которого состоит все в мире. Кроме того, эти этапы были тесно связаны с уровнем развития научного знания своего времени. В XIX веке совершается ряд научных открытий:

    - физика проникает в микромир;

    - наряду с веществом вводится понятие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл);

    - открывается явление радиоактивности;

    - атом перестает быть конечным пределом делимости материи;

    - А. Эйнштейн создает теорию относительности.

    Материя - это Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Понятие материя - это абстракция. Не существует материя как таковая вообще, как и человек вообще, стол вообще, т.е. как нечто чувственно воспринимаемое, как нечто положенное рядом с вещами. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и форма вещей, процессов, явлений, состояний. Ни один из этих видов, форм и состояний не может быть отождествлен с материей, но все и многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляю материальную действительность.
    В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системно-структурной организации. Материя - это не сплошное однородное целое. Она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. К тому же структура материи не является одноуровневой. Она представляет собой многообразие качественно своеобразных материальных форм различной степени-сложности.


    1. Материя как объективная реальность. Формы существования материи: движение, пространство время и их на военное дело.

    Атрибуты материи: движение

    Движение — способ существования мира. Быть, бытийствовать, существовать — значит пребывать в движении. Оно внутренне присуще миру, универсально, его сущность состоит в зависимости от материальной основы, т.е. движение неразрывно с материей. Движение противоречиво (прерывно и непрерывно), многообразно: имеет формы (по степени возрастания сложности) — механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

    Атрибуты материи: пространство и время.

    Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний. Проявляется через ритмичность, длительность, необратимость: от прошлого через настоящее к будущему.
    Если время характеризует изменчивость связей, то пространство — их устойчивость.
    Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина).
    Плоскостное и объемное пространство изучает, эвклидова геометрия. Неэвклидова геометрия Н.И.Лобачевского (1792—1856 гг.) исследует пространство отрицательной кривизны. Дальнейшее развитие неэвклидова геометрия получила в творчестве Б. Римана (1826—1866 гг.) в анализе пространства положительной кривизны.


    1. Диалектика как система знаний. Структура диалектики.

    Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

    Принципы диалектики

    ___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:

    • всеобщая взаимосвязь всех явлений;

    • всеобщность движения и развития;

    • источник развития — становление и разрешение противоречий;

    • взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;

    • развитие через отрицание;

    • отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;

    • противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.



    1. Основные принципы диалектики и их влияние на военное дело.

    _Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

    ___Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

    ___Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

    Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:

    количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

    Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

    Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость, щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение.

    ___Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

    Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

    ___Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

    ___Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а),а второе (-а) — вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.

    ___Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

    ___Например, состояние социального мира — это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье — это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.

    ___Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали-то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. (Сей феномен называется в психологии «поздним послушанием».) Мы снова, как и в детстве, «слушаемся» родителей, но совсем по-другому — уважительно, но критично. То есть налицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития.

    ___Все упомянутые выше принципы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным принципом является единство и борьба противоположностей. Его содержание «просвечивает» в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях «сходятся», т.е. переходят, «переливаются» друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта «сливаются» в синтезе на следующей ступени и т.д.

    __Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.

    ___Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.

    ___Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.

    ___В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот.

    ___Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса.

    ___Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.

    _Становление системы принципов и категории диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. Иными словами, диалектические свойства (всеобщие изменчивость, противоречивость, отрицательность и пр.) приписывается самой объективной, т.е. материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.

    ___Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять прежде всего методологическую функцию. То есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной (аристотелевой) логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.

    ___Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами, если мы взялись за исследование какого-либо явления, то должны соблюдать следующие требования:

    • подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии — с момента возникновения до сегодняшнего состояния;

    • искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей;

    • уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие;

    • в соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность, негативность, но и единство, преемственность;

    • пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п.

    ___Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.

    ___В силу своей всеобщности диалектический метод применим не только в научном познании. Работает он и на обыденном, житейском уровне. Вспомним популярное изречение Гераклита: «Не лучше было бы людям, если бы все их желания исполнялись». И в самом деле, представьте себя на секунду на месте Незнайки в Солнечном городе с волшебной палочкой в руках. Долго ли бы мы на¬слаждались таким могуществом? Наверное, нет. А дальше нас непременно одолеет смертельная тоска — жить-то станет просто незачем, все желания и стремления потеряют всякий смысл. Жизнь есть только там, где есть напряжение противоречия между желаниями и возможностями их исполнения, т.е. все та же диалектика.

    ___Или другой пример. Как проверить степень оригинальности наших мыслей и речей: говорим ли мы на самом деле что-то умное или изрекаем банальности? С помощью диалектики очень просто: сформулируйте мысль, противоположную исходной. Если окажется, что обе они имеют смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали нечто, достойное внимания. Если же противоположная мысль особого смысла не имеет, то и первая — скорее всего тривиальна.

    ___Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий — получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики — теории самоорганизации сложных систем.

    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта