Главная страница
Навигация по странице:

  • Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831)

  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

  • Артур Шопенгауэр

  • Фридрих Ницше (1844 – 1900)

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

  • философия. Философия форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное, социальнополитическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру


    Скачать 447 Kb.
    НазваниеФилософия форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное, социальнополитическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру
    Анкорфилософия
    Дата25.12.2021
    Размер447 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPHYLOSOPHY-135.doc
    ТипДокументы
    #317893
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Иоганн Готлиб ФИХТЕ (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем.

    В молодости Фихте восхищался Францией. Он придавал сознанию такое значение, которое приводило к отрицанию реальности вне субъекта. Фихте отрицал Бога, т.к. считал, что вера в Бога – это ограничение человеческого разума. Весь внешний мир – это продукт творческой деятельности человека.

    «Я творит не-Я»

    /субъект/ /окружающая действительность/

    Считал, что каждый человек имеет право на жизнь. Бедняка нужно поддерживать, дав ему право на труд. Действия любого народа могут быть оправданы, если эти действия необходимы.
    Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство ) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

    Вся наука построена на абстракции. Понять эти абстракции – значит усвоить язык науки, в т.ч. язык философии. В основе всего учения Гегеля лежит мировой дух, абсолютная идея. Идея развития легла в основу гегелевской диалектики.

    От абстрактного к конкретному

    От бедного понятия к богатому

    1. Гегель анализирует категории количества и качества и приходит к выводу, что любые количественные изменения переходят в качественные (закон перехода количественных изменений в качественные).

    2. Закон отрицания отрицания – Гегель различает абстрактное и конкретное отрицание. Первое носит нигилистический характер. Второе – это не просто уничтожене старого, а исторническая преемственность в ходе развития.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей.
    23. Антропологический материализм: Л.Фейербах. Диалектический материализм: К.Маркс и Ф.Энгельс.


      • Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное – объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец. Именно так рассуждал Людвиг Фейербах (1804 – 72), создатель одного из вариантов антропологического материализма. Недовольный как абстрактным мышлением, та Ки диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое. Он ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Фейербах в отличие от Гегеля концентрирует свое внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе о правомерности религии. Его самая знаменитая книга называется «Сущность христианства» (1841). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия – это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами - к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку , особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.

    Освобождаясь от догм религии и советуя сделать то же самое другим. Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно всего за два года до смерти Фейербах вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости. Безусловно, выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение. Но, конечно же, содержание христианства намного шире достаточно узко понятых Фейербахом принципов антропологизма. Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. В определенной форме такое восхождение в мире осуществляется, и, следовательно, оно должно осмысливаться. Материализм, в отличие от идеализма пытается понять это восхождение, не абстрагируется от нег.
    «Мысли о смерти и бессмертии» - его первая работа

    «История философии» - вторая работа

    Его волнует тема религии, потому что в ту пору на ней строили свою идеологию все государства. Он приходит к выводу, что свободы полной нет. Л.Фейербах порывает с церковью, т.к. считает, что религия несет зло. Учение Гегеля, считает он, как и любое идеалистическое учение – это лишь оправдание существования религии. Размышляя над существованием религии, он отвергает
    всякий агностицизм, отвергает врожденные в человеке религиозные чувства. Религия – результат невежества: причина, по которой люди творят богов – это незнание элементарных законов природы. Отсюда следует решение проблемы – просвещение и образование.

    «Миф о том, что Бог создал человека должен быть заменен знанием о том, что Человек создал бога».

    По его мнению, «Бог создан по образу и подобию Человека».

    Отсюда основание назвать Фейербаха основателем антропологического материализма (все через человека). Человека Фейербах сводит чисто к материальной сущности. Человек – это исключительно природное существо, общественная жизнь – межличностные отношения (любовь, сострадание и т.д.)


      • Немного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Встретились они не сразу и работать стали вместе не сразу.

    К.Маркс и Ф.Энгельс вследствие существовавшей социально-экономической ситуации считали движущей силой истории пролетариат.

    К.Маркс: подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.

    В 1848 г. выходит знаменитый манифест коммунистической партии.

    «Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма».

    Карл Маркс вводит понятие базиса и надстройки. Базис – это производство и оно же общество. Он имеет надстройку (юридическую, политическую, культурную).

    Именно бытие определяет сознание; а не сознание бытие, как считали идеалисты.

    К.Маркс вводит понятие общественно-экономической формации (определенный тип общества на определенном этапе его развития). Согласно формационному подходу история человеческого общества делится на пять этапов:

    Первобытное общество

    Рабовладельческий строй

    Феодализм

    Капитализм

    Коммунизм с незрелой стадией Социализм

    Коммунизм – это неизбежное следствие развития капиталистического общества. Пролетариат – могильщик капитализма. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса большинство стран развиваются именно по этой схеме.

    Азиатский способ производства – это специфическое конкретно-историческое проявление общей формационной линии развития.

    Человек – это совокупность (продукт) общественных отношений. Человек поступает так, как требуют от него обстоятельства в обществе, считая, что наступление коммунизма неизбежно, переход от капитализма к коммунизму (социализму) очень длительный, т.к. формирование сознания очень длительный процесс.

    К.Маркс и Ф.Энгельс выступали против бессмысленной жестокости. «Восстания были бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем, но социалистическая революция неизбежна, т.к. буржуазия добровольно власть не отдаст».

    История, по мнению К.Маркса, - это постоянное прогрессивное развитие. Однако стадии развития меняются только революционным путем.

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс являются основателями диалектического и исторического материализма, т.к. они считали, что общество развивается, а именно, развивается материя.


    24. Философия жизни: Ф. Ницше и А.Шопенгауэр.
    ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

    Артур Шопенгауэр (1788-1860) - последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия.

    Основные положения:

    1. Воля. «Мир как воля и представление» - его главное сочинение. Познать ничего в мире невозможно, весь мир подобен сну. Шопенгауэр назвал мир «зашифрованным письмом» (важно найти доступ к «вещам в себе»). В центре познания должна лежать интуиция – способность достижения истины догадкой, а не знанием. Единственная реальность в человеке – это воля (желание человека жить, развиваться и достичь счастья и гармонии).




    1. Есть эгоизм первой ступени (нормальный) – связан с желанием себе блага. Эгоизм второй ступени (злобный) – когда человек получает удовольствие от чужого горя.




    1. Избавиться от новых желаний и потребностей можно только одним способом – отказаться от них (аскетизм; уход в себя или суицид).




    1. Призыв к состраданию – понять другого можно только тогда, когда ты понимаешь себя.




    1. Шопенгауэр признавал карательное право государства, т.к. он считал, что наказание – это единственная возможность удержать людей в узде.




    1. Он считал, что надо ввести право продажи яда. Выступал против религии.



    Фридрих Ницше (1844 – 1900). Закончил жизнь в психиатрической лечебнице.

    Основные положения:

    1. Воля, жажда к жизни. Называет большинство членов общества плебеями, низшими существами.

    2. Аристократический анархизм. Обществом должны править только аристократы.

    Ницше сходился только с теми людьми, которые были близки ему по взглядам. Сократа презирал за плебейское происхождение, а Платона недолюбливал за склонность к назиданиям. Добродетель – это некая придуманная идея, чтобы держать народ в узде. Ницше восхищался известными личностями – Наполеоном и т.п.

    1. Сверхчеловек – это некая яркая личность, занимающая в обществе главенствующее положение, тонко чувствующий субъект; обладает гипертрофированным чувством собственного достоинства, хорошо развитым чувством красоты. Ницше считал, что в мире будет править некая раса избранных.

    2. Христианство убивает в человеке личность. Самое непривлекательное в христианстве – идея покорности. Крайне негативно относился к социализму (считал его второй ступенью после деспотизма). Основной опасностью для личности являются христианство и социализм. Потому что социализм уравнивает всех, лишая людей индивидуальности. Общество, основанное на социализме бесперспективно и нежизнеспособно. «Личность в социализме – это орган в коллективе».



    1. В отношении познания Ницше достаточно скептичен: если можно что-то познать, то только через интуицию. Во всех его работах ощущается трагизм; у него переворачиваются понятия добра и зла.

    2. В чем истина? Все дело в том, как мы понимаем, как произносим слово «сверхчеловек». Звучит в нем голос ограниченного и тупого притязания, или голос глубокого самосознания, открытого для лучших возможностей. Из всех живых существ один человек может относиться к самому себе критически. Какой-то залог высшей свободы в глубине души человеческой заставляет нас хотеть бесконечного совершенства.

    Так говорил Заратустра (заголовок стихов и песен Ницше) – пророк древней исламской религии – зороастризма (10 – 6 вв. до н.э.)
    Жизнь есть родник радости. Но всюду, где пьет отрепье, родники отравлены. Все чистое люблю я, но не могу видеть морд с оскаленными зубами. Что же случилось со мною? Как избавился я от отвращения? Разве не само мое отвращение создало мне крылья и силы, угадавшие источник? Поистине я должен был взлететь на такую высь, чтобы вновь обрести источник радости.
    25. Религиозный и атеистический экзистенциализм (Ж.–П.Сартр, К.Ясперс, А.Камю)
    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
    Экзистенция в позднелатинском языке означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком – бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, по Камю, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?

    Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

    Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования.

    Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие., навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование.
    Камю- представитель атеистического экзистенциализма, нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Существование человека абсурдно, вводит категорию абсурда в свою философию. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение безысходного одиночества человека. Выход их ситуации - непокорство и самоубийство.
    Сартр - представитель атеистического экзистенциализма , дополнение к марксизму. Существует два вида бытия --- бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения, многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдный мир. В морали основная категория --- свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.
    Ясперс- представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т. н. пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные труды: «Философия» (т. 1-3, 1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (т. 1-2, 1957).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта