Главная страница
Навигация по странице:

  • Древняя Индия Индуизм Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’

  • Сиддхартха Гаутама

  • Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.

  • Древний Китай

  • Милетская Школа ( VI в. до н.э.)

  • Пифагор (6 в. до н.э.)

  • философия. Философия форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное, социальнополитическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру


    Скачать 447 Kb.
    НазваниеФилософия форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное, социальнополитическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру
    Анкорфилософия
    Дата25.12.2021
    Размер447 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPHYLOSOPHY-135.doc
    ТипДокументы
    #317893
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.


    В древности парадигма мышления была геоцентрической /в центре Вселенной – Земля/ в средние века она стала гелиоцентрической /в центре – Солнце/.
    4. Особенности древневосточной философии. Индуизм. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство.
    Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.

    Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.

    Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
    Древняя Индия


    • Индуизм

    Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями - Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.

    ‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.

    Брахман – воплощение объективного мира.

    Атман – субъективное начало (Человек).

    Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.

    Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.

    Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.

    Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:

      • Йога

      • Ньяя (логика)

      • Вайшешика (космология)




        • Буддизм

    Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.

    Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.

    Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.


    В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:


    • Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)

    • Две причины страдания: - сансара, движение дхарм

    - желание удовлетворить свои чувства

    • Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания

    • Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)

    Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:

      1. истинная вера

      2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/

      3. истинная речь /отказ от лжи/

      4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/

      5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/

      6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/

      7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/

      8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/


    Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.
    Основные характеристики Древнеиндийской философии:

    1. космоцентризм

    2. идеализм

    3. концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана)

    4. недеяние и самоуглубление


    Древний Китай


      • Даосизм

    Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы.

    Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения.

    Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики.

    В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао.

    Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). Философия чиновников заключается в том, чтобы помочь Императору довести Дао до людей и таким образом предотвратить социальные конфликты.


      • Конфуцианство

    Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера.

    Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом.

    Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:

      • Любовь к людям

      • Справедливость

      • Искренность

      • Любовь к родителям

    Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные.

    В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель.

    Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.
    Общие черты философии Китая:

    • Антропоцентризм

    • Космоцентризм

    • Культ Неба

    • Принципы Недеяния и Стремления к Гармонии

    • Идеализация Древности


    5. Древнегреческая натурфилософия: Милетская школа, школа Пифагора, атомисты
    Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII – VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Госсиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов). Философия дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах-государствеах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозных властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.
    Период античной философии охватывает с VI в. до н.э. по V в. н.э. Философия Древней Греции формировалась в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигурой общества. Развитие античной философии прошло следующие этапы:

    1. становление древнегреческой философии (VI – V вв. до н.э.)

    2. классическая древнегреческая философия (V – IV вв. до н.э.­

    3. греко-римский / эллинистический (к. IV в. до н.э. – IV в. н.э.)

    ? 4. период римской философии (V – VI вв.): развитие неоплатонизма


    • 1. Первая философская школа называется по названию города, в котором зародилась – Милетская Школа (VI в. до н.э.). Представители:

    • Фалес (основатель)

    • Анаксимен

    • Анаксимандр

    Представители этого направления прежде всего ставили вопрос о первооснове мира. Палес считал основой всего сущего тело.

    Фалес: ‘Что легко? Советовать другому’

    ‘Древнее всего сущего Бог, ибо Он не рожден’

    ‘Что на свете трудно? Познать себя’
    Все три мыслителя сделали решительные шаги в демифологизации античного мировоззрения. «Из чего все?» - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон («беспредельное»). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, - сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом.
    Анаксимандр считал основой всего сущего апейрон (беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить). Апейрон активен, он постоянно находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Апейрон выделяет тепло и холод. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Все животные (в т.ч. человек) произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей. Анаксимандр ввел в практику солнечные часы.
    Анаксимен считал началом всего сущего воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей, камнем и т.д. Душа также состоит из воздух. Даже боги состоят из воздуха – он первичен.
    Постулируемые милетцами субстанции относятся фактически к миру явлений и событий, а не родовых реалий, понятий, законов. За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как нечто событийное, фактуальное. Милетцы старались подняться от уровня фактуального к уровню родового общего, хотя им это не вполне удалось. Удача пришла к последующим поколениям философов.


    • 2. Пифагор (6 в. до н.э.) тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что «все сеть число». Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизационного человека.


    При оценке философской значимости воззрений Пифагора следует отдать должное его проницательности. С точки зрения философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Пифагорейцы еще не владели теорией качества, исходя из которой только и можно, как будет показано позднее Гегелем, уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число. Пифагорейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел. Они совершили великое дело.
    При всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос «Из чего все?». Подобно тому как не все является водой или воздухом, не все является и числом. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души.
    Наконец, следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это – одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.


    • 3. Основателями атомистической школы являются Демокрит и Левкипп. Атомисты предположили, что веществ, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). То или иное тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, соответственно конечный объем имеет и составленное из атомов тело. Атомы разделялись по четырем признакам:

    • по форме (треугольник, крючок, сфера)

    • по величине (большие и маленькие)

    • по положению (вертикально и горизонтально).

    Каждый атом неизменен, его невозможно уничтожить, поэтому мир уничтожить невозможно. Атомы находятся в постоянном движении:

    • хаотическое перемещение

    • вихревой поток

    • испарение предметов космоса

    По их мнению, самая правильная форма организации государства (общества) – это демократия, при условии, что все граждане принимают участие в написании законов.
    6. Сократ и софисты: этические воззрения


    • Сократ (ок. 470-399 до н. э.) во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстрорить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.


    Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей, но все они прекрасны по-своему. Однако все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.
    Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Натурфилософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага. Для Сократа нет ничего выше этического.
    Сократ принимал человека прежде всего как нравственное существо. Сущность человека сосредоточена в его душе, а ценность души состоит в познании. «Если не знаешь, что такое добро, то не знаешь, как его достичь».

    Сократ считается основателем диалектики как искусства ведения философского спора, он полагал, что только в споре (диалоге) можно достичь истины. Диалектика сосоит из иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат. «Счастье и добродетель тождественные понятия».

    ‘Зло – это незнание добра’

    ‘Понять самого себя, значит найти общие для всех людей нравственные качества’.

    • Сократ много и с принципиальных позиций спорил с софистами (V – IV вв. до н.э., софист – учитель мудрости). Представители:

    • Горгий (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), древнегреческий софист. В сочинении «О природе, или О несуществующем» выдвинул 3 тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо.

    • Продик (2-я пол. 5 в. до н. э.), древнегреческий философ, софист, ученик Протагора.

    • Критий (ок. 460-403 до н. э.)

    Для софистов самым главным был человек и общество. Софисты повернули философскую мысль античности с проблем космоса на проблему человеческой жизни. Они отмечали, что человек должен руководствоваться законами природы, а не общества, потому что законы общества изменчивы, а законы природы вечны. Они полагали, что нет в мире никаких объективных категорий. Организация человеческой жизни зависит от его выгоды. Главное для них – это риторика; они являются основателями релятивизмы (учение о том, что все субъективно).
    Многие софисты дали основания понимать софистику в дурном смысле слова, как способ построения ложных умозаключений и не без корыстных целей. Как например древний софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».
    7. Философия Платона (природа идей, учение об обществе)
    Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (Академия платоновская). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
    Платон, основатель объективного идеализма, считал, что мир идей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен.

    Бог = Демиург = Творец создает с помощью идей мир вещей так же, как человек создает какую-то вещь. Мир идей – это сверхчувственный, неизменный и вечный мир. Теория познания Платона была построена на том, что необходимо раскрыть эти идеи, их можно сделать, заставив душу «припомнить» эти идеи, которые она до рождения видела.
    Всего Платон делит души на три категории:

    • Разум

    • Страсть

    • Вожделение (чувственное начало)

    Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Все это называлось идеальным государством.
    Формы правления


    +


    -

    Монархия

    Тирания

    Аристократия

    Олигархия

    Демократия

    Демагогия


    Он предлагал ввести в общность имущество, жен, детей.


    Учение о душе и государстве

    Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).

    Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).

    В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроносе, когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать («Политик»). Но живущему «в царстве Зевса» Платону приходится в «Законах», во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели. Платон подробно регламентирует воспитание, начиная с младенческого возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе, постулируя существование злой души для мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.
    8. Философия Аристотеля

    (материя и эйдос; логика и методология; этические взгляды)
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта