эссе. Философия и ее предмет эссе. Философия и ее предмет
Скачать 19.9 Kb.
|
Философия и ее предмет. Философия – это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой, религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний через художественные образы. Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности человека, но, при этом, она более масштабна. Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека. Научное же определение философии звучит так: философия (греч. «любовь к мудрости») – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере… Таким образом, философию чаще всего сближают с наукой, чем с какой-либо другой формой духовной культуры. Лосский в последней главе своей книги «История русской философии» отмечает: «Философия — это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается не только аспектами, которые уже не поддаются никакому анализу и составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений…С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элементами, как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию. Но, кроме того, существует и другое отличие философии от науки. В науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков. Иначе обстоит дело с философией. Марксистское определение философии как науки порождало особое отношение к истории мысли: «научные» ориентации философии считались главенствующими и преопределенными стать господствующими в истории мысли, причем на всем «пространстве» философствования. Возникает естественный вопрос: почему философия не поступает аналогичным образом, добиваясь полной итоговой когерентности всех своих представлений, чем это обусловлено? Тем, вероятно, что в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь нет рациональных критериев выбора. Действительно, одна из актуальных проблем философии - это проблема ценностей, т. е. проблема выявления, или, точнее, построения конечных оснований целеполагания. Речь идет о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо выбор уже предполагает наличие ценностных установок. Аналогичные рассуждения можно построить и применительно к правилам вывода: если любое обоснование предполагает правила вывода, то сами эти последние уже не могут быть обоснованы и выступают как предмет веры. История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения. Каждое такое мировоззрение в идеальном случае - это некоторая целостность, некоторый замкнутый мир, вполне самодостаточный и не приемлющий каких-либо других миров. Исходя из этого отличия философии от науки, возникают и сложности в том, как подавать историю философии: изображать ли историческое развитие мысли как неуклонное движение в сторону научности (что само собой предполагает «отсечение» или дискредитацию многих линий и тенденций философии прошлого и настоящего) или одновременно рассматривать в качестве полноправных такие, например, виды философствования, которые еще слиты или стремятся слиться с мифологией или религией; или такие, где наука и научность не считаются главными критериями высокого философствования по той причине, что совершается поиск неповторимой и не тождественной науке специфики философии. В наши дни философию уже не рассматривают как безусловную науку в силу различий ее с научным познанием, и это делает возможным рассматривать многие философские течения. Но главное отличие философии от науки в чистом понимании этого слова – в ее предмете, в тех вещах, которые она изучает, и вопросах, которыми она задается. Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных “философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие “философствования”, что интересно, характерны странным сочетанием: уровень научного анализа стоит очень низко, на уровне первых философов античности, а сами суждения – уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания. Философию можно разделить на различные дисциплины, и это разграничение начало формироваться еще в античности. Философия постигает всеобщее, ставя вопрос о сущем и должном (онтология и этика), о собственном существе (философская антропология), о бытии собственного существа с другим (социальная философия) и т. д. Но стоит оговориться, что всякое дисциплинарное разграничение в области философии является весьма и весьма условным. Заниматься, например, философией языка отнюдь не означает ставить всю философию на службу собственным интересам, касающимся происхождения или форм языковой деятельности человека. Языкознание с его конкретными анализами тех или иных языков радикально отличается от философии языка, начинающейся там, где происходит обращение к безусловно всеобщему, не выводимому ни из какого сугубо позитивного исследования. Более того, всякое философское знание характеризуется именно тем, что обнаруживает тот или иной феномен, посредством которого возможно обращение и интерпретация этого безусловно всеобщего |