Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения :обыденное, мифологическое, религиозное научное.

  • 3. Определение философии. Проблема происхождения философии. Основные этапы развития европейской философии. любовь к мудрости. Философия

  • Философию

  • 4.Философия как форма мировоззрения. Предмет, объект и функции философии. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. В целом мировоззрение

  • Объекты познания философии

  • 5. Структура философского знания. Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология

  • Философия природы (натурфилософия)

  • Социология

  • Гносеология (эпистемология)

  • Логика

  • Философия религии

  • 6. Особенности античной философии. Этапы развития древнегреческой философии.

  • Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура


    Скачать 277.22 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура
    Дата09.06.2019
    Размер277.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. Ответы..docx
    ТипДокументы
    #80989
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    1. Понятие мировоззрения, его структура.

    Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этических, эстетических и т.д. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой и т.д.). Термин "мировоззрение" появился в философии в конце XVIII в., а широкое распространение получил лишь в XIX в.
    Для мировоззрения характерны следующие черты:
    1) активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека;
    2) целостность, увязывающая три базовых элемента: человек – мир – отношения между ними;
    3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под влиянием повседневного мира и общекультурного материала .
    Предмет мировоззрения - это вопрос о сущности и характере отношений в системе «человек - мир».

    Роль мировоззрения управление жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух основных функциях: 1) аксиологической (ценностной) - задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели преследуются? ; 2) ориентационной - определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь. Главная суть мировоззрения, как полагал И. Кант, состоит в том, чтобы научить человека, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком» («Критика практического разума»).

    1) обыденно-практическим – здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения, отношения человека к миру. На этом уровне мир предстает эмоционально окрашенным, чувственное отношение к нему может быть оптимистичным или пессимистичным.
    2) рационально-теоретическим – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания, выражающего интеллектуальную сторону отношений человека к миру и раскрывающего их сущность в виде понятий, категорий, теорий, концепций и т.п.
    Структурными элементами мировоззрения являются знания, ценности, идеалы, программы практических действий, убеждения и др. В качестве основных элементов выступают:
    - знания – более или менее достоверная информация о реальности (как внешней по отношению к человеку, так и внутренней);
    - ценности – смысловые ориентации, наделенные личностной, социальной и культурной значимостью;
    - убеждения – личностная форма знаний, принимаемых человеком в качестве истинных и определяющих его позицию.

    2. Исторические типы мировоззрения :обыденное, мифологическое, религиозное научное.

    Исторические типы мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское. Мифологич- исторически первая форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Она предстает в качестве специфической системы фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной реальности. от поколения к поколению.
    Мифологическое мировоззрение отличают следующие признаки:
    1) синкретизм – неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего их мира;
    2) антропоморфизм – перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы;
    3) вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих разнообразный природный мир;
    4) доминирование чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира над рациональным познанием.
    Первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующего, что стало предпосылкой для возникновения философского стиля мышления (об этом свидетельствует поэма Гесиода «Теогония»).
    Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических религий.
    Структура религиозного мировоззрения включает два уровня:
    1) психологический, отражающий взгляды верующих людей;
    2) идеологический, представляющий систему догматических знаний о божественной реальности, на базе которых формируются религиозные ценности, и разрабатываются нравственные нормы поведения людей.
    Специфика религиозного мировоззрения :
    1) мир удваивается: наряду с реальным выделяется сакральный как прообраз и цель деятельности человека, и между ними устанавливается граница;
    2) сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне его;
    3) источником знаний выступает Священное Писание и вера, которая выше разума;
    4) религиозная картина мира строится по принципу нисходящей иерархии: Бог - человек - животные - растения – неживой мир.
    Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиозного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает:
    1) осмысление предельных оснований бытия и мышления;
    2) обоснование ценностного отношения людей к действительности;
    3) стремление к систематической целостности знания о мире.
    4) логическую аргументацию выдвигаемых положений;
    5) опору на разум и внутренний опыт человека;
    Философия рассматривается, как правило, в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).

    3. Определение философии. Проблема происхождения философии. Основные этапы развития европейской философии.

    любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

    Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии ; разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

    Возникновение философии VIII–II вв. до н. э. В это время – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

    Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

    Философия зародилась в очагах цивилизации:– Древней Индии;– Древнем Китае;– Древней Греции;– Древнем Риме. Родоначальниками философии принято считать:– Лао-цзы (Китай); – Кун-цзы (Китай);– Шакьямуни (Индия);– Заратустра (Персия);– Иеремия (Палестина); – Аввакум (Палестина); – Даниил (Палестина);– Фалес (Древняя Греция);– Анаксимен (Древняя Греция); – Анаксимандр (Древняя Греция).

    Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.

    Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

    – от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

    – с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования. Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир. В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека. Важнейшие качество человека для древней философии: знания. учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира. Европейская философия представляет собой определенную целостность с самого возникновения и до наших дней. средневековая философия использовала античные идеи, а философия Нового времени - идеи средневековья. разделения на эпохи. важной границей философских эпох стал факт появления христианской философии. европейская философия распадается на две большие эры: античную и христианскую. В соответствии с этим делением история европейской философии распадается на три большие эпохи: Античная философия, появившаяся в IV в до н.э. и завершившаяся в VI в. н. э. Средневековая философия, развивавшаяся до XIV в.Философия Нового времени, начало которой выпадает на XV в.

    4.Философия как форма мировоззрения. Предмет, объект и функции философии.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека на мир в целом. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений. И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

    Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями. объекты и предметы философского знания могут быть: 1) материальными - вещи, явления, 2) идеальными - понятия, мысли. Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными.

    Объекты познания философии – это «три кита»: в-первых, человек, а более широко любое разумное существо и его структура, в-вторых, окружающий мир и др миры. в-третьих, отношения разумного существа к себе, миру и другим разумным существам.

    Функции философии 1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы. 2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов. 3. Регулятивные и организующие (методологическая функция) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод).

    Методологические ориентации предлагаемые философией применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.

    3. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира. 4. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве , философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем. 5. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

    6. Объяснительная – когнитивная.

    5. Структура философского знания.

    Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

    Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

    Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

    Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

    Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

    Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе. Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории. Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса. Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.3)Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

    Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

    4)Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики. Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании. Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания. Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является моральЭстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества. Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений. Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

    История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, а также определяет перспективы развития философии.

    6. Особенности античной философии. Этапы развития древнегреческой философии.

    1.    Уже первые греч философы начинают противопоставлять знание и мнение. Мир мнения это мир кажимости. Мнения изменчивы непостоянны. Мир знания – это мир истины, он вечен и не изменен. Истинные знания недоступны простому человеку, истина скрытна.

    2.    Космоценризм – вторая особенность антич. Ф-ии. Фундаментальной темой античной философии является постижение реальности как целого. Антич. Ф-ия выдвигает идею универсального познания мира. Космос – центральное понятие антич. ф-ии. Космос означает для греков  «порядок». Термином «космос» греки обозначают мир в целом.  С т. зр. греков мир – структурно-организованное целое. Все, что существует – есть космос; вне космоса ничего нет. Каждый элемент космоса занимает свое определенное место. Космос – это гармония; он целесообразно устроен; это абсолют. Космос никто никогда не создавал, он никем и ничем не управляется, он автономен (управляется сам собой). Греческая философия наряду с понятием «космоса» вводит понятие «логос» (слово, мысль). В космосе все пронизано логосом. В космосе есть какая-то необходимость, которая скрывается за случайными событиями, есть некоторый смысл, который и есть логос. Логос – есть основа мира, порядка мира, гармонии мира. Логос вечен и неизменен. Логос – то, что все создает, организует и целенаправляет. Человек – это лишь один из элементов космоса наряду с другими элементами, значит у человека есть свое место и предназначение, поэтому познание (знание предназначения для гармонии в космосе) – главная добродетель. У греч. философов космос впервые становится предметом познания. Греч. Ф-ия нацелена на  рациональные объяснения причин космоса (принципы, причины всех вещей).

    3.    Античная философия начинает постепенно освобождаться от мифологии, но мифологические моменты всегда присутствуют в античной философии, т.о. абсолютного отрицпния мифологии в антич. Ф-ии не было и быть не могло. Античная философия избавляется от антропоморфизма – наделения человека свойствами предметов и явлений живой и неживой природы. Древнегреческие философы рассматривают космос как живое одушевленное существо. Космос обладает космической душой и космическим разумом. Но это не человеческий ум и душа, они объективны.

    В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:
    -натурфилософский;
    -классика;
    - эпоха эллинизма.В первый, натурфилософский, период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).Второй период развития - классика (середина V - середина IV вв. до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.Эпоха эллинизма - третий период античной философии - характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта