Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Милетская, элейская школы древнегреческой философии. Стихийная диалектика Гераклита Эфесского.

  • Гераклит Эфесский.

  • 9. Атомистический материализм, пифогорейцы и софисты.

  • 10. Антропоцентристская философия Сократа. Антропоцентри́зм

  • 11. Абсолютный объективный идеализм Платона.

  • Система объективного идеализма Платона

  • Идеи существуют в специальном пространстве.

  • 12. Философские взгляды Аристотеля.

  • 13. Социальная философия Платона и Аристотеля.

  • Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура


    Скачать 277.22 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура
    Дата09.06.2019
    Размер277.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. Ответы..docx
    ТипДокументы
    #80989
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    7. Досократические школы греческой натурфилософии.

    Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?. Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес полагал началом всего воду. Анаксимандр утверждал, что началом всего является неопределенное (от греч. apeiron), Анаксимен считал, что началом всего является воздух. Таким образом, вопрошая о причине сущего, милетцы достигли физической абстракции. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции. Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид, высказал предположение о том, что бытие есть, небытия нет. Парменид считал, что чувства обманывают нас, не существует множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. Другой философ Мелисс (ок. 444 до н. э.), бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышления о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции. В качестве ответа на второй вопрос: в чем заключаются причины становления и изменения мира? был также получен ряд утверждений. было предложено механистическое объяснение, а затем атомизм. Гераклит одним из первых попытался выяснить внутренние причины изменения вещей. Он полагал, что все находится в постоянном движении. Вещи возникают благодаря противоположности; над всем же преходящим господствует мировой разум (от греч. logos). Механическое объяснение обращалось к внешним причинам изменений и, наряду с качественным различием элементов, все в большей степени прибегало к их количественному различию. Атомисты (Демокрит (ок. 460 до н. э. - ?) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними - пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей. Софистическое движение (450-350 до н. э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Софисты сочли неудовлетворительными многообразные учения своих предшественников и подвергли их критике. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором. Опираясь на релятивизм (признание относительности, условности и субъективности познания) Гераклита, Протагор учил, что вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас; все есть истина; человек есть мера всех вещей. На основании данных положений было выработано практическое применение софизма к моральной и социальной жизни. Софисты выдвигали тезис об относительности закона и доказывали, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний.

    8. Милетская, элейская школы древнегреческой философии. Стихийная диалектика Гераклита Эфесского.

    Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес – основатель милетской школы. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначально всего сущего считал воду («архэ»)считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).Анаксимандр , ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться; закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.); отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

    Гераклит Эфесский.

    Гераклит из Эфеса материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

    Элеаты.Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.изучали проблемы познания;жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

    9. Атомистический материализм, пифогорейцы и софисты.

    Атомистический материализм (или атомизм) возникает в V веке до нашей эры. Одним из архитекторов этого учения и самым известным его представителем стал греческий философ Демокрит, живший в 460-370 годах до нашей эры. Учителем Демокрита был Левкипп (V в. до н.э.), которого можно назвать автором атомистики и одним из самых видных представителей данного философского течения.

    Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

    Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    • весь материальный мир состоит из атомов;

    • атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

    • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

    • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

    • атомы находятся в вечном движении;

    • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

    • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

    Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

    • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

    • считали единицу мельчайшей частицей всего;

    • пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

    10. Антропоцентристская философия Сократа.

    Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени.

    В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека.

    Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос[7]. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

    11. Абсолютный объективный идеализм Платона.

    Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, основал в Афинах школу . Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику .Сочинения Платона : «Апология Сократа», , «Пир»,«Государство».Система объективного идеализма Платона. Разработаны все основные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Идеальное начало - идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека.Идеи существуют в специальном пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей (нет какой-то главной идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей - все течет, все меняется. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу. Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то не смог бы никого убедить. Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.

    12. Философские взгляды Аристотеля.

    Аристотель первый учёный, создавший всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития . взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом..«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.Философия — это система научных знаний.Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо одарённое нравственными кач. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель был защитником прав индивида, частной собственности.В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:1 Монархия — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.2 Аристократия — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию..3 Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:1 Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.2 Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан.3 Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

    13. Социальная философия Платона и Аристотеля.

    Уже в первой половине жизни Платон в общих чертах сформулировал свое общественно-политическое учение и изложил его полностью - в «Государстве» и «Законах» (двух наиболее крупных своих произведениях), частично - в диалогах «Политик» и «Критон». Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет - основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя как они. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.латон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить ее сущность. Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Главное, что отличает платоновское учение о политике и делает его чрезвычайно актуальным, - это утверждение о том, что стихия политической жизни общества, творимая повседневной деятельностью граждан, столкновением партий и группировок, должна разумно регулироваться государством во благо общества. Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал: править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное - не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти - это олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.Аристотель сделал шаг вперед, предположив, что политической жизнью правят не личности, пусть и самые мудрые, а объективные законы. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе конституция и законы являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое, и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь.Аристотель считал, что представитель среднего класса - ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец - внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Средний класс выступает хребтом социального порядка, он стабилизирует общество. Два других, полярных класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения), и им свойственны множество недостатков. Аристократия - это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс, который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Для политии Аристотель полагал искажением демократию, т. е. власть, не ограниченную цензом, власть всего населения. Вместо «полития» в аристотелевом смысле говорили «демократия»подразумевалась именно ограниченная демократия, власть граждан. А вместо аристотелевой демократии в негативном значении укрепился термин «охлократия», т.е. власть толпы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта