Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское

  • Мифологическое

  • Религиозное

  • 47 . Понятийно-категориальный аппарат гносеологии.

  • Понятия

  • Предмет

  • 49. Знание

  • 51. Основные подходы к пониманию истины. Концепции истины

  • Традиционно истину делят на абсолютную и относительную. Абсолютная истина

  • Относительная истина

  • Альтернативные подходы к пониманию истины: Объективные идеалисты

  • Субъективные идеалисты

  • Свойства истины

  • Абсолютная истина

  • относительной истинной

  • Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура


    Скачать 277.22 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура
    Дата09.06.2019
    Размер277.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. Ответы..docx
    ТипДокументы
    #80989
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

    Художественное

    Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

    Философское

    Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят:гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

    Мифологическое

    Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

    Религиозное

    Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

    47 . Понятийно-категориальный аппарат гносеологии.

    Гносеология — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и др.

    Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

    Познание– это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса является знание и незнание. Знание– объективная реальность, данная в сознании человека, к-й в своей д-ти отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Знание является образом вещи или события, к-м свободно и осознанно располагает человек. Необх. отличать знание от сведений и впечатлений (т.е. всего того, что запечатлел субъект). Последними бессознательно может располагать и животное. Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания является вопрос. Только такая запечатленная инф. становится знанием, к-я есть ответ на поставленный вопрос. Различие и взаимосвязь знания и незнания находятся в основании различия науки («ученого знания») и философии («ученого незнания»). Осознанная граница между знанием и незнанием есть проблема. Таким образом, выявление и постановка проблемы – это выявление поля незнания.

    Если знание – есть рез-т познания, то суть познания (точнее, научного исследования) – метод. Именно метод получения знания делает их осознанными. Метод – «путь», способ познания. Метод определяет направление поиска, стратегию исследования. Вопрос о методе возникает сразу после постановки проблемы (и, как правило, после выдвижения гипотезы– теоретического предположения о сущности предмета познания), т.е. когда очерчена область неизвестного. Каждый метод предполагает последовательное (методическое) использование основных категорий. Категории– форма осознания во всеобщих понятиях. Язык осуществляет первичный способ категоризации мира.

    Категории представляют и выражают устойчивые различия сущего, отношения между вещами. Понятия же – это языковая форма отражения сущности предмета. Категории и понятия – важные инструменты познания вообще, философского анализа также.

    От метода отличают приемы, иногда способы или процедуры познания. , К ним, относят измерение, сравнение, идеализацию и т.п. Граница между методом и процедурой познания подвижна, и, кроме того, зависит от мироззр. позиции ученого. С др. стороны, в познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету- это принципы познания: требования строгости, доказательности, объективности, верифицируемости и пр. С методами неразрывно связаны средства научного познания (инструменты): язык науки (язык описания), приборы, экспериментальные установки и пр.

    Знание становится научным только, если указан метод его получения. Именно наличие метода отличает научное познание от обыденного.

    Важнейшими категориями в гносеологии являются субъект и объект познания. Субъект– источник и носитель активного отношения к объекту. Субъект – это прежде всего человек – индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Объект – то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (т.е. материальные и духовные явления); но объектом познания может быть и сам человек. Объект следует отличать от предмета познания. Предмет или «предметная область» – та совокупность свойств объекта, которая вычленяется познавательными или практическими средствами. Так, например, человек – объект исследования различных наук, но предметом психологии является психика человека, анатомии – различные органы и их системы, антропологии – проблема происхождения человека, истории – процесс развития человеческого общества и т.д.

    Субъект и объект – парные категории, Субъект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъекта. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, а только такой, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом его теоретической или практической деятельности. Как парные категории, субъект и объект выражают единство противоположностей.

    48. Основные гносеологические модели

    1. Объективистско-реалистская гносеологическая модель

    2. Конструкционистская гносеологическая модель

    3. Символическая гносеологическая модель

    Воззрения того либо другого мыслителя можно отнести к одной из 3-х принципиально вероятных гносеологических моделей: 1-ая модель подчинена принципу действительности - дадим ей условное заглавие объективистско-реалистская гносеологическая модель (ради сокращения примем в качестве ее обозначения такую аббревиатуру -1 ОГМ (основная гносеологическая модель); базу 2-ой модели открывает принцип конструирования - мы, с той же степенью условности, называем данную модель конструкционистской гносеологической моделью (2 ОГМ); 3-я модель отвечает принципу символизма - в данном случае довольно строго можно именовать ее символической гносеологической моделью (3 ОГМ). Любая из главных гносеологических моделей владеет внутренней целостностью, определенной завершенностью и последовательностью в плане соблюдения принятого за начальный принципа. Каждую из вышеобозначенных ОГМ мы представим через постановку и решение ими по наименьшей мере 3-х важных теоретико-познавательных вопросов, а конкретно: каким образом трактуется природа познавательной деятельности;· что понимается под познанием;· какой смысл вкладывается в понятие истины;

    49. Знание 

    – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно, либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (И.Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания).

    Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

    Мнение- в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания — истины. Уже элеаты резко разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и М., основанное на чувственных восприятиях и знакомящее лишь с видимостью вещей. У атомистов М. есть результат притекающих к человеку "образов"; чувственно воспринимаемые явления существуют во М., поистине же существуют только атомы и пустота. Софисты стирали грань между М. и истиной ("все, что кому как кажется, так оно и есть"), что приводило их к крайнему субъективизму и релятивизму. По Платону, М., делящееся на догадку и доверие, относится к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. У Аристотеля М. есть эмпирический метод познания, предметное содержание которого, поскольку оно относится • к случайному и единичному, может изменяться вплоть до ложного. • Аристотель отличает М. от научного знания, предметом которого является необходимое и всеобщее. В обыденном употреблении М.—т очка зрения по тому или иному вопросу отдельного человека, группы и более широко — общества.

    Вера - верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что "Книга природы написана на языке математики", убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам первоосновы сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними философами, но ставились под сомнение другими или получали у разные философов разные концептуальные выражения.

    50. Виды знания

    1) Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию. 
    2) Научное - понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). 
    3) Практическое - овладение вещами, преобразование мира. 
    4) Художественное - целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии. 
    5) Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением. 
    6) Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки. 
    7) Личностное - зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 

    51. Основные подходы к пониманию истины. Концепции истины

    Классическое определение истины. Корреспондентная теория истины. Этот подход связан с именем Аристотеля. В своей Метафизике он дает определение: Истина – это процесс соответствия знания действительности. Истиной можно назвать только такое знание, которое совпадает с реальностью.

    Традиционно истину делят на абсолютную и относительную.

    Абсолютная истина– полная истина, которая не может быть скорректирована, дополнена.

    Относительная истина– незавершенная, которая является относительной своему времени. В любой истине должна содержаться крупица абсолютной истины.

    Когерентная теория истины.

    Когеренция – согласование. Истиной можно называть такое знание, внутренние положения которого не противоречат друг другу. Каждое новое положение «вытекает» из предшествующего.

    Альтернативные подходы к пониманию истины:

    Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.

    Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

    Свойства истины:

    Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.

    Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

    В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

    Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:

    1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;

    2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

    Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

    Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта