Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура
Скачать 277.22 Kb.
|
Релятивизм утверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. Догматизм, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины. В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность. В-пятых, у истины есть свои критерии. Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств. Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой. Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Высказывание «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет. Выходит, что установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия. Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (греческое слово прагма означает дело, действие). Смысл концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями. Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. 52. Формы истины. Ложь, Дезинформация, Заблуждение "Ложь" относится к группе тех понятий, которые широко используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни человека. Широкое применение данного понятия неизбежно размывает его содержание, нарушает семантические границы его объема. Расширительное трактование понятия "ложь" приводит к тому, что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержанию понятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряд других. Данная тенденция отмечается как в психологической, так и в педагогической литературе. Однако стоящие перед нами задачи экспериментального исследования детской лжи требуют дифференциации данного понятия и конкретизации его психологического содержания. В настоящей статье предпринята попытка в какой-то степени решить эту непростую проблему, опираясь на материалы, имеющиеся в философских и психологических исследованиях. Обращение к философии в данном случае продиктовано двумя группами причин. Во-первых, в работах философов накоплен богатый опыт анализа понятия лжи и понятий, близких к нему по смыслу. Во-вторых, необходимость обращения к философии продиктована тем обстоятельством, что в психологической литературе проблематика лжи представлена явно недостаточно, а экспериментальные исследования практически отсутствуют. Обозначая два уровня теоретического анализа понятия лжи, мы считаем необходимым указать, что, в конечном счете, психологическая трактовка является для нас главной задачей. Понятие "заблуждение" схоже по значению с понятием "ложь", поэтому считаем необходимым обозначить их различия. В.И. Свинцов определяет заблуждение "как отношение несовпадения объективной истинностной характеристики знания с его субъективной оценкой в категориях истины и лжи". А.Г. Спиркин приводит следующее определение: "Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное..." Автор пишет, что причиной возникновения заблуждений является сложность решаемых проблем, в ситуациях неполной информации. Отличительной особенностью высказывания лжи, в отличие от заблуждения, является сознательное искажение знаемой истины. Если философы особое внимание уделяют изучению соотношения понятий "истина" и "заблуждение" или "ложь", то психологи делают акцент на содержательной стороне понятия "ложь". Так, Ж. Дюпра определяет ложь как психосоциологический словесный акт воздействия, при помощи которого пытаются внушить человеку верование, не соответствующее истине. Внушение ложных "верований" может быть сознательным (продуманным, намеренным) и бессознательным. В. Штерн определяет "ложь как сознательное, неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана достичь определенных целей". Автор выделяет три признака лжи:
должно быть намерение обмануть собеседника;
Особое внимание следует обратить на то, что, по мнению В. Штерна, ложь может быть сообщена лишь на сознательном уровне и не может быть высказана на бессознательном уровне. П. Экман определяет ложь как "сознательное искажение знаемой истины". Подобное определение мы находим и у В.В. Знакова. Считаем, что такой подход к пониманию лжи является наиболее адекватным и в полной мере отражает основное содержание категории "ложь". Выделяют и другие понятия, близкие по смыслу понятию "ложь":
Понятие "неправда" в большей степени отражает феномен коммуникативного процесса, то есть феномен непосредственного сообщения информации собеседнику, в которой сам информатор заблуждается. «Обман» - это полуправда, провоцирующая человека делать ошибочные выводы из достоверных фактов. Обман, по В.В. Знакову, относится к более широкой категории, чем ложь. Обман совершается с расчетом на то, что собеседник сделает ошибочные выводы из достоверных фактов, рассказанных определенным образом. Таким образом, мы можем наблюдать, что понятие "обман" является еще одним видов лжи. « Дезинформация» - это передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Дезинформационная интенция - стремление информатора ввести собеседника в состояние заблуждения. Интенциальная дезинформация основывается на дезинформационной интенции, например, дезинформация, основанная на истинном знании информатора, передача сообщения, при которой информатор, зная истину, руководствуется дезинформационной интенцией. Неинтенциальная дезинформация основывается на трансинформационной интенции, например, дезинформация, основанная на заблуждении информатора, передача сообщения, при которой информатор, заблуждаясь, руководствуется трансинформационной интенцией. Трансинформационная интенция возникает в том случае, когда информатор стремится передать сообщение максимально близко к действительности. Анализ понятий "дезинформация" и "ложь" демонстрирует, что данные категории нельзя считать схожими, синонимичными. Понятие "дезинформация" является лишь основой для построения высказываний лжи. Главное различие данных категорий заключается в том, что понятие "дезинформация" не учитывает роли, действия, мотивов и цели субъекта, а лишь декларирует ложность знания. Наиболее же близким к понятию "ложь" является понятие "интенциальная дезинформация", подразумевающее, что человек, обладая истинным знанием, сообщает собеседнику ложную информацию. 53. Развитие представлений о понятии “общество”. Термин общество служит для выражения ряда близких по значению, но в тоже время различных понятий. Например в России 19 века под обществом понимали любое собрание людей, связанных какими-либо условиями. Затем возникли понятия отражающие развитие буржуазных отношений: финансовых, буржуазных. Однако в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое собственно философское понятие общества. Общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Такой подход наметился в Античной философии. Например, Демокрит считал, что люди пользуясь дарами природы не отличаются в этом от животных; под воздействием нужды и потребностей они научились делать орудия труда и строить жилища. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным, а государство рассматривал как развитое общество, как объединение общин, а община – развитая семья. В философии Нового времени, в частности Гоббс выделял два этапа развития общества: естественный и государственный (гражданский). Гегельв противовес договорной теории рассматривал гражданское общество как сферу экономических отношений, которые он находил из понятия право. Карл Маркс считал, что общество не состоит из индивидуумов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивидуумы находятся по отношению друг к другу, т.е. общество – само человечество, в его общественных отношениях – философия марксизма. Современная западная философия также рассматривает общество, не как совокупность отдельных индивидуумов, а как совместные действия людей, интегрированные в социальные группы и системы. Философское понятие «общество» включает в себя два главных признака: 1.Общество – обособившаяся часть природы; 2. Эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, несводимым к законам которые изучает естествознание. Общество представляет собой открытую динамичную систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамичной системой, общество изменяет постоянно свое состояние, развиваясь во времени, это развитие носит вероятностный характер. Общество включает в себя материальные и духовные компоненты, которые находятся во взаимодействии взаимном проникновении. Общепринятым является выделять в обществе, как системе следующие подсистемы: 1. экономическая подсистема 2. социальная подсистема 3. политическая подсистема 4. духовная подсистема. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА: Является экономика, которая в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, которая включает совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю. В узком смысле слова экономика – это народное хозяйство какой-либо страны или отдельной ее отрасли. Основой экономики следует признать материальное производство:
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА В широком смысле слова термин «социальный» по объему и содержанию совпадает с термином «общественный». В узком смысле слова все, что относится к разновидностям социума (общества) Это семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, его деление на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим. В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторической общности: родоплеменные, семья, племена, народы, нации… Исторически первыми были родоплеменные общности, основанные на кровно родственных отношениях. Вместе с ними возникли первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития – от кровнородственной групповой к парной моногамной семьи. Носителями родовых отношений были племена, из которых вследствие развились народы и народности. Нации начинают формироваться в период развития буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в 17 веке на основе растущего товарного общения и местных рынков. Нация – историческая общность людей, которая характеризуется общностью территориальных, экономических связей, языка, особенностями культуры и характера. Социальные классы – Существовавшему приблизительно млн. лет первобытному строю присуши медленный темп социальных изменений. Однако примерно 7-8 тыс. лет назад этот строй подошел к важному рубежу – появлению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную и привела к возникновению классов, т.е. групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. В.И. Ленин дал определение классов – Классы – большая группа людей, которые различаются по месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и следовательно по способам получения и размерам той доли общественных богатств, которой они располагают (место в общественной системе, отношение к средству производства). Социальная группа – определяется как коллективное единство, возникающее в результате свободного выбора заинтересованными лицами. Дальнейшая конкретизация понятия социальной группы получило развитие в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество согласно этой теории делится на слои – особые страты. Признаки, по которым можно относить людей к той или иной страте однозначно выделить невозможно. Однако в качестве некоторых из них выделяют: профессия (род занятий жизни, интересов, уровень образования, уровень жизни), доходы, уровень общности, социально-культурный стиль и образ жизни. 54. Общество как система. Структура общества. Общество представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию. Общество - совокупность людей, их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними. В этом определении выражен тот факт, что общество не может существовать без людей. В то же время, общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, т.к. оно включает также те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государство и в целом, в глобальное человеческое сообщество. Люди и их взаимоотношения –главные опоры общества. В реальности структура общества многомерна, представляет собой огромное множество частей и элементов, взаимодействующих друг с другом посредством разнообразных связей и отношений. Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы. Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру. Это исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта. Социальная система, таким образом, охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Это означает, что ненормальное или слабое функционирование одного из элементов или подсистем социальной системы оказывает неблагоприятное воздействие на другие её подсистемы и на её функционирование в целом. |