Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура
Скачать 277.22 Kb.
|
62. Ценности в структуре человеческой деятельности. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859-1952). В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Социологическая концепция ценностей Основателем ее является М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок музыка) может вызвать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.Что такое общечеловеческие ценности?Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества. Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые личности. Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. К общечеловеческим ценностям относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках. 63. Понятия науки и философии науки. Наука представляет собой познавательный вид деятельности каждого человека, который направлен на изучение и вынесение обоснованных объективных и системно-организованных знаний об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире. В процессе данной деятельности происходит активная деятельность по сбору и анализу конкретных данных, их систематизация и синтез на основе имеющихся новых знаний, позволяющих проводить научно-обоснованное прогнозирование на проявление данного действия в будущем. Объект науки представляет широчайшую область действительности исследуемых явлений в окружающей среде. Предмет науки – это часть конкретного исследуемого объекта, т.е. предмет науки является областью объективной реальности, которую впоследствии изучает наука. Таким образом, науки отличаются друг от друга только своим предметом. Понятие науки занимает одно из главнейших мест в философии, поскольку является формой познания мира. Философское видение окружающего мира должно иметь конкретное представление о науке, ее развитии и доступности. Понятие науки в философии состоит из:
Философия науки как дисциплина заявила о себе лишь во второй половине ХХ в. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и получению научных знаний, взятых в их историческом развитии и социокультурном контексте. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки — дословно «любовь к мудрости науки». Круг проблем философии науки: как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития. Центральная проблема философии науки — проблема роста, развития научного знания! По-разному оценивается и место философии науки. Некоторые авторы видят в ней тип философствования на основе результатов и методов науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в ней звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связывают с философией науки задачи методологического анализа, научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науки, вредную для нее и общества (П. Фейерабенд). Философия науки — метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление отличается от ненаучного, какими методами должны пользоваться ученые в своих исследованиях, каковы необходимые условия корректности научного объяснения, в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных канонов. (Дж. Лоузи). В заключении, современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. 64. Методология и методы научного исследования. Методология-учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Научная деятельность, как и любая другая, осуществляется при помощи определенных средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Методология и методы научного исследования направлены на познание объективной действительности. При этом они представляет собой конкретную последовательность операций, приемов, действий. Они различаются в зависимости от того, что содержат изучаемые объекты. Стоит учитывать, что в данном случае методология выступает не чем иным, как применением общих теорий, принципов, направленных на решение проблем определенной науки, исследовательских задач. Методология и методы научного исследования классифицируются по научным отраслям: биологические, математические, социально-экономические, медицинские, правовые и пр. В соответствии с уровнем познания дифференцируют методы теоретического, эмпирического, метатеоретического уровней. Выделяют методы количественной и качественной обработки получаемых данных , например, факторного, корреляционного, кластерного анализа или презентации в виде графиков, таблиц, схем, гистограмм и т.д. Классификация методов научного исследования по характеру действий исследователя содержит четыре группы: 1) эмпирические, включающие самонаблюдение и наблюдение; экспериментальные и психодиагностические, содержащие в себе анкетирования, тестирования, беседу, интервьюирование и социометрию; праксиметрические методы - циклография, хронометрия, профессиографическое описание и оценка работ; биографические, основывающиеся на анализе фактов, свидетельств, событий, дат жизни человека и метод моделирования; 2) организационные методы: комплексный, лонгитюдный, сравнительный; 3) интерпретационные методы, в частности, структурный и генетический метод; 4) методы качественного и количественного анализа. Однако методология и методы научного исследования традиционно осуществляется, основываясь на уровень научного познания – эмпирического или теоретического. При этом соответственно выделяют методы исследования. Методология и методы научного исследования напрямую зависят от степени общности и сферы применения. В соответствии с эти различают методы: 1) философские (всеобщие), которые действуют на любом этапе познания и во всех науках; 2) общенаучные, применяемые в естественных, гуманитарных и технических науках; 3) частные, используемые для исследования родственных наук; 4) специальные, применимые для конкретной области научного познания. Какие же методы научного исследования в психологии в частности? К основным методам относят эксперимент и наблюдение, а к вспомогательным причисляют анализ результатов деятельности и общение. Как определить, какие методы научного исследования в психологии рационально применить? Решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Все зависит от объекта и задач исследования. Стоит отметить, что, как правило, используется не один определенный метод, а несколько методов в комплексе. При этом каждый из методов взаимно контролирует и дополняет друг друга. Под наблюдением подразумевается метод, состоящий в целенаправленном, систематическом и преднамеренном восприятии и фиксирования проявлений поведения, чтобы получить заключения . 65. Историко- методологическая проблема философии науки. Философия — это мышление о мировоззрении, это попытка привести разные элементы мировоззренческого знания в соответствие друг с другом, устранить противоречия между ними, обосновать свои убеждения и идеалы. Можно сказать, что философствование — это процесс теоретического рассуждения, который имеет своей целью привести в систему мировоззренческое знание, согласовать между собой не только понятия и идеи, но и свое эмоциональное и интуитивное отношение к миру, поскольку мировоззрение включает в себя не только рациональное, но и иррациональное, чувственное отношение к миру. Таким образом, можно сказать, что философия есть особый вид духовной деятельности наряду с наукой, искусством, религией. Имея черты сходства с ними, она вместе с тем обладает и определенной спецификой. Философия анализирует мировоззрение, устраняет из него противоречия, приводит в соответствие его различные стороны, обосновывает те или иные его принципы и положения. Словом, философия играет роль теоретической основы мировоззрения, благодаря которой происходит рационализация мировоззрения, т. е. философ стремится к тому, чтобы мировоззрение приобрело характер целостной системы, в рамках которой все элементы согласуются между собой. Таким образом, при помощи философии мировоззрение становится рефлектирующим, т. е. осознающим себя, обращающимся на самое себя. При этом в силу специфики своего предмета философия оперирует понятиями и идеями, которые носят предельно общий характер, являются идеализациями, в которых вещи, процессы, события выступают в форме идеала, т. е. их сущность выражается в чистом виде. Особенностью философского знания является и то, что она стремится использовать рациональные, логические, апеллирующие к разуму средства. Любой философ так или иначе доказывает свои положения, делает из них логические выводы. Философские выводы, поскольку они относятся к мировоззренческому знанию, допускают различное толкование. На протяжении столетий философы пытались дать однозначный и строго доказанный ответ на вопрос о существовании или несуществовании Бога. Но и по сей день мы можем встретить среди философов людей, убежденных в правоте как одного, так и другого утверждения. От современной науки философию довольно резко отличает и та особенность, что она не имеет собственного эксперимента (хотя попыток доказать свои тезисы ссылкой на конкретные события природной или социальной жизни не избежал ни один философ). Это и понятно, ибо вряд ли возможно осуществить эксперимент, в котором могли бы быть подвергнуты испытанию положения, носящие всеобщий характер. В истории человечества были попытки претворить в жизнь те или иные философские идеи. Однако эти попытки никак не могут рассматриваться как настоящий эксперимент, который осуществляется в науке, ибо в живой человеческой деятельности невозможно соблюсти общенаучные требования к эксперименту. С всеобщностью философских понятий связана и та особенность философского знания, которая выражается в том, что философия решает такие проблемы, которые называются «вечными» или «проклятыми», так как они все в новой и новой форме встают перед каждым новым поколением людей, вступающим в общественную жизнь. В этом смысле можно смело утверждать, что философские проблемы вечны. Можно относиться к философии с пренебрежением, можно вообще отрицать ее право на существование, это ничего не изменит: философские вопросы так или иначе все равно будут вставать перед каждым человеком и перед обществом в целом. Вечный характер философских проблем коренится не только в том, что старые проблемы принимают новое обличье, но и в том, что философское знание, претендуя на всеобщность и оперируя всеобщими категорями, обладает чертами личностного знания. Оно опирается на индивидуальный опыт человека, на все многообразие его духовной жизни, т. е. не только на его разум, но и на его эмоции. Можно знать философские положения, вычитав их из книг, но только в том случае, если они найдут живой, эмоциональный отклик в душе человека, который попал в такую жизненную ситуацию, когда он не только хладнокровно рассуждает, но и переживает свое рассуждение, только в этом случае можно говорить о постижении им философских истин. С этим связана и такая характерная черта философского знания, как его авторский характер. Любой философ в своих положениях так или иначе выражает и особенности своей личности. Философы могут выдвигать сходные идеи, но тем не менее каждый из них обладает своим индивидуальным лицом. Декарта невозможно спутать со Спинозой, Канта с Гегелем. И дело не только в своеобразии языка. Каждый крупный философ индивидуален и неповторим. 66. Проблема создания науки о праве. Специфика философского подхода к пониманию права. Философия права и юридические науки. Большинство современных юристов неразрывно связывает право с государством и его принудительной властью. Действительно, на переживаемой нами стадии культуры государство почти монополизировало установление норм права и надзор за их осуществлением. Близкое участие современного государства во всем, что касается права и его применения, является одним из самых характерных признаков действующих теперь правопорядков. Поэтому многие теоретики права приходят к заключению, что право не может существовать без государства и что оно по самой своей природе – явление государственное. Согласно этой теории право состоит из повелений, исполнение которых гарантируется государственной властью. Отдельные сторонники этой теории далеко не одинаково формулируют ее; различие в формулировках ее, благодаря которым получается очень много вариантов этой теории, зависит, главным образом, от того, какое значение те или иные теоретики придают при определении существа права элементу принуждения. Однако общей чертой для всех оттенков этой теории является признание того, что государство имеет решающее значение для права. Таким образом, право всегда представляет из себя императивное, или государственно-повелительное явление. Но против этой теории права возражают многие представители науки о праве, указывая на то, что право возникает раньше государства и может существовать помимо него. Далее, они вполне справедливо выдвигают то соображение, что при добровольном осуществлении правовых норм, которое является наиболее распространенным и нормальным типом соблюдения права, возможность вмешательства государства в случае несоблюдения предписаний права в большинстве случаев не играет никакой роли. Следовательно, осуществление норм права не есть прямое следствие регулирующей и надзирающей деятельности государственной власти. Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях ХVII-ХVIII веков. |