Главная страница
Навигация по странице:

  • 76. Сущность гражданского общества, его структура и функции, противоречия.

  • Основы

  • структуры

  • Основное содержание

  • 77. Понятие философская культура. Философская культура и ее отношение к правоведению. Философская культура

  • 78. Структура философской культуры юриста. Критерии оценки профессиональной культуры юриста.

  • Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура


    Скачать 277.22 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура
    Дата09.06.2019
    Размер277.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. Ответы..docx
    ТипДокументы
    #80989
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    75. Проблемы гражданского общества в творчестве И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса.

    Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

    - человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

    - столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

    - гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

    Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»[4].

    В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством.

    Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

    - из системы государственных институтов;

    - позитивного права, издаваемого государством;

    - гражданина.

    Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[5]. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.


     Гражданское общество по Гегелю - результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении» [6], которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.

    Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество – «связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации» [7].

    Уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует категорию «гражданское общество», но, и пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. Если у Т. Гоббса наряду с частной собственностью имеется абсолютный властелин собственности - государство, которое может, если посчитает нужным конфисковать любую частную собственность, то для Дж. Локка частная собственность священна и неприкосновенна. Дж. Локк политическую власть трактует как право создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Люди, объединяясь в государство, преследуют главную цель - сохранение их собственности, которая есть основа создания государства. Если Т. Гоббс допускает наличие одного или нескольких лиц, находящихся как бы вне законов государства, то для Дж. Локка характерно следующее, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из правил и законов этого общества. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.
    Основоположник научного коммунизма - К. Маркс - рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. В рамках созданного им учения об экономическом базисе и надстройке (государство, право, мораль, религия, искусство). Маркс рассматривал гражданское общество, с одной стороны, как объект эксплуатации со стороны находящегося в руках класса буржуазии государства, а с другой - как сферу, которую составляют обособленные и отчужденные друг от друга буржуа - собственники; такое состояние общества несовершенно, поскольку люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть подлинно свободным. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».[8]

    В современном понимании, возникновение гражданского общества вызвано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

    История XX века показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других.

    76. Сущность гражданского общества, его структура и функции, противоречия.

    Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

    Основы гражданского общества следующие:

    • экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы;

    • политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом;

    • в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

    Сущность гражданского общества сводится к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономика – производство; политика – законотворчество; духовность – культуру.

    Гражданское общество выделяет следующие структуры:

    • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы);

    • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);

    • добровольные ассоциации и объединения граждан;

    • в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности;

    • в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации;

    • в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли;

    • в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

    Основное содержание гражданского общества сводится к:

    • разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    • связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

    • эффективных форм контроля над выполнением закона;

    • взаимной ответственности государства и личности;

    • отделения идеологии от государства.

    77. Понятие философская культура. Философская культура и ее отношение к правоведению.

    Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

    Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.

    78. Структура философской культуры юриста. Критерии оценки профессиональной культуры юриста.

    • Понятие философской культуры юриста. 
      (к у л ь т у р -ф и л о с о ф и я) – понятие, употребляемое в зап. философии в смысле осознания сущности и значения культуры. Термин "Ф. к." (Kulturphilosophie) введен нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами историч. эволюции, так и от социологии культуры, к-рая рассматривает культуру с т. зр. ее функционирования в эмпирически данной системе обществ. отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему. 
      Проблематика Ф. к. впервые осознается софистами, зафиксировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурным); так, согласно Гиппию, человеч. установления (обычаи, законы) "...насилуют нас часто вопреки природе" (цит. по кн.: Гомперц Т., Греч, мыслители, т. 1, СП Б, 1913, с. 346). Киники, гл. обр. Антисфен и Диоген Синопский, развили это противопоставление до логич. вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеч. состояния и, т.о., выступили в качестве первых на европ. континенте критиков культуры. Кинич. критика искусственности и испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, входила неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в к-рой развивалась раннехрист. обществ. мысль. В лоне христианства Ф. к. превращается в "теологию культуры", в рамках к-рой выдвигается новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет права быть критерием оценки культуры, разрушается натуралистич. фундамент языч. Ф. к. Эпоха Возрождения создает предпосылки для реставрации культурфилос. проблематики древних, но расцветает она в новое время – у Вико и Руссо, воспроизводившего определ. элементы кинич. критики культуры. Нек-рые мотивы этой критики, хотя и без руссоистского "робеспьеризма", характерны также для Монтескье, Вольтера и Гельвеция. Новый этап Ф. к. связан с нем. культурфилос. мыслью – Винкельманом и Г. Лессингом и в особенности Гердером, Шиллером и Гёте. Шиллер своим учением о различии "наивной" и "сентиментальной" поэзии создал теоретич. прецедент для филос. размышлений о различных фазах в истории европ. культуры. Гердеру принадлежит идея качеств. различия нац. культур, развитая иенскими романтиками (см. Романтизм) до вывода о взаимной непроницаемости культур. От неизбежного на этом пути релятивизма нем. романтики избавились, перейдя от языч. эстетизма к религ. мировоззрению, – путь, приводивший к "теологии культуры", к-рую развивал Шеллинг. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит постановка проблемы о соотношении отдельных нац. культур и общечеловеч. культуры как надысторич. целого. В сфере той же проблематики формировались культурфилос. воззрения ранних славянофилов в России, в особенности Хомякова. Шопенгауэр и Ницше, напротив, направляют Ф. к. в русло нового языч. натурализма, ориентированного на принцип космич. "воли к жизни", У Ницше критика культуры осуществляется не с т. зр. "гармонич." природы (как у Руссо), а с позиций "трагич." "воли к жизни" ("воли к власти"). Причем вслед за Буркхардтом Ницше также возрождает определ. аспекты антич. традиции (ср. Калликла – персонаж из диалога "Горгий" Платона, Соч., т. 1, М., 1968, с. 307–08). 
      От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в узком смысле – в качестве филос. осмысления различных фаз (или стадий) эволюции человеч. культуры.

    профессиональная культура юриста призвана определять границы распространения моральных норм на служебную деятельность; утверждать общечеловеческие ценности, национальные традиции и обычаи, теоретически обосновать их необходимость, сущность и специфику проявления на практике, отображать нормы служебного поведения работников, подвергать ее критически-ценностном анализу, способствовать рациональному выбору тех или иных правил взаимоотношений и принципов профессиональной морали.
    Профессиональная культура юриста как вид культуры личности впитывает в себя внутренние и внешние профессиональные аспекты практически всех видов культур. Профессиональное мастерство юриста определяет его умение применять в процессе реализации правовых норм результаты существующих видов культур (субкультур), осуществлять правовое воспитание граждан.
    Кроме этого, юрист как профессионал должен максимально использовать в своей деятельности духовные и моральные достояние человечества.
    Характерной особенностью профессиональной культуры является иерархия. Ведь для каждой профессии создается собственная иерархия не культур (это невозможно), а видов культур (субкультур), где на первом месте находится духовная, в том числе и относительная духовная субкультура. Такая необходимость обусловлена конкретной специализацией, в частности юриста профессиональной деятельностью, а также конкретными задачами, которые решает юрист в конкретной жизненной ситуации. Поэтому на высокую степень может быть поставлена даже техническая, космическая, экологическая или другие субкультуры в зависимости от места работы юриста и его функциональных обязанностей.
    Думается, что любовь является основой формирования представлений о праве, где приоритетным выступает естественное право. Но если вместо любви будет фактор противоположного содержания, то будем иметь сформированного юриста с другой собственным поведением, другими профессиональными действиями, которые будут отвечать его души. Это означает, что юрист должен уметь открыть лабораторию веры и любви. А в профессиональной культуре нужно отвести достойное место для влияния на дух юриста. Ведь делать это можно словами, мыслями, личным примером, искусством, возбуждая профессиональное сознание и формируя соответствующее чувство.
    Итак, профессиональная культура, хотя и объединяет другие виды культуры (субкультуры) лица юриста, однако она сама является субкультурой относительно профессиональной культуры вообще. То есть профессиональная культура юриста - это лишь один вид культуры всех возможных профессий.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта