Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура
Скачать 277.22 Kb.
|
14. Особенности христианской средневековой философии. Теоцентризм.
15. Средневековая патристика. Философские взгляды Аврелия Августина. (Аврелий Августин) считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления. Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, такой же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения».Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту. Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.Догматическое доказательство связано с тем, что в мире существуют вещи разной степени совершенства,которые восходят к наличию первого эталона – максимально совершенного и благородного, что есть Бог.Значит, в мире должна существовать Термин «патристика» происходит от лат. «патер» «отец».Патристика представляет собой религиозно-философское учение «отцов Церкви» богословов, сыгравших значительную роль в формированихристианской ортодоксальной теологии. В патристике обсуждались следующие вопросы:троичность Бога и соотношение между божественными ипостасям природа Христа божественная, человеческая, богочеловеческая; соотношение свободы и благодати; отношение веры и разума.сила, которая направляет природныесущества к цели. Данная сила – Бог. 16.Средневоековая схоластика. Номинализм и реализм. Проблемауниверсалийвсредневековойсхоластике:реализминоминализм. Универсалиями называют то общее, что характеризует все объекты определенного вида или рода. В свое времяеще Аристотель писал, что все лошади, несмотря на все свои отличия, обладают некоей общей«лошадностью». Средневековое понимание универсалий уходит своими корнями в учение Платона об идеях. Идеи, «присущие»конкретным вещам некоторого вида, определяют их природу (они – их идеальная модель), их причина и цель.Аналогична мыслил Аристотель в своем учении о форме. Проблема универсалий впервые была поставлена неоплатоником Порфирием. Порфирий поставил три вопроса: 1. Существуют ли универсалии (роды и виды) вне конкретных вещей? 2. Если да, то они телесны или бестелесны? 3. Если они бестелесны, то обладают ли они единой с чувственными вещами природой? Ответов на эти вопросы труды Порфирия не содержат. Что касается средневековых философов, то они врешении вопроса о самостоятельном существовании универсалий поделились на номиналистов и реалистов. Номиналисты (от лат. «имя») считали, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существуют только всловах (именах), которыми называются вещи определенного вида. Реалисты, наоборот, считали универсалиисуществующими реально вне конкретных вещей. Внутри номинализма существовали представители крайнего номинализма (Росцеллин, около 1050-1110), считавшие, что общее - это только слова, последовательность звуков («дуновение звука»). Представителиумеренного номинализма признавали существование универсалий в человеческом уме (П. Абеляр), возникаяна базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума (теория«концептуализма»). Умеренными номиналистами были также Д. Скот и У. Оккам. Аналогично внутри реализма существовали представители крайнего реализма, считавшие, что понятиясуществуют вне и до конкретных вещей (Эриугена, Ансельм Кентерберийский). Сторонники умеренногореализма признавали, что общее существует только в вещах. Своеобразная концепция умеренного реализмасуществовала и в трудах Ф. Аквинского. Как было сказано выше, у него – троякое существование универсалий:в уме Бога, в конкретных вещах, в уме человека. 17. Философские взгляды фомы аквинского. Фома Аквинский главный мыслитель эпохи зрелой схоластики. Основные труды Фомы Аквинского: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросахистины», «О вечности мира», «О единстве теологического интеллекта». Все работы он писал на латыни.Фома Аквинат является систематизатором ортодоксальной схоластики. Одновременно он создательсобственного учения (томизма), синтеза идей Аристотеля и христианства.Фому Аквинского почтительно называли «Ангельским доктором».Одна из главных проблем учения Аквината, как и у его предшественников, - проблема соотношения знания иверы. Знание и вера не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Некоторые истины Откровения недоступны разуму, а являются предметом веры, например, триединство Бога (об этом писал еще Тертуллиан),но многие другие истины вполне доказуемы и поддаются анализу. Если разум ошибается, большего довериязаслуживают положения веры. Когда философские идеи противоречат Откровению, то значит, философы неправы (приоритет веры над знанием).Размышляя над проблемами универсалий, Фома Аквинский был сторонником умеренного реализма. Онпризнает троякое существование универсалий: в уме Бога (до конкретных вещей), в конкретных вещах, в умечеловека (после конкретных вещей).Понимание «универсалий» Аквинатом тяготеет к аристотелевскому учению о «форме» как сущности вещей. Приэтом не всякая сущность обладает существованием (они сливаются только у Бога), для других сущностейнеобходим Божественный акт творения, где сущность приобретает существование (бытийный акт).У Аквината имеет место отождествление аристотелевской Первоформы (она же – Перводвигатель,Первопричина, Мировой Ум) и христианского (Ветхозаветного) Бога. При этом взамен дуализма Аристотеля,где материя – вечна и несотворима, Аквинат демонстрирует идеалистический монизм (материя – продуктБожественного творения).Что касается понимания природы человека, то она, согласно взглядам средневековья, является соединениемматериального тела и нематериальной души. Индивидуальная человеческая душа получает свое полноеосуществление только при соединении с телом (может, в частности, обладать разумом – «могущественнейшейприродой человека»). Такое понимание было противопоставлено идеям платониковавгустианцев, которые,подражая Платону, называли тело «темницей» для души.Аквинат разработал пять доказательств бытия Бога: космологическое, каузальное (причинностное),онтологическое, догматическое (по степени совершенства). телеологическое. Космологическое доказательствосвязано с доказательством наличия перводвигателя (все находится в движении, поэтому с необходимостьюдолжен существовать первый источник движения). Каузальное доказательство основано на признанииналичия во всех вещах обусловливающих их причин, которые находятся вне данных вещей. Это предполагаетналичие первопричины всех вещей Бога. Онтологическое доказательство основано на признании наличия вмире множества случайных вещей, существование которых необязательно, за которыми должно быть чтотоиное, что необходимо, а не случайно, то, что имеет необходимость в самом себе, иначе мир исчезнет. Это Бог. Догматическое доказательство связано с тем, что в мире существуют вещи разной степени совершенства,которые восходят к наличию первого эталона – максимально совершенного и благородного, что есть Бог.Телеологическое доказательство связано с тем, что каждый объект (даже неосуществленный) стремится кнекой цели, финалу. Значит, в мире должна существовать высшая сила, которая направляет природныесущества к цели. Данная сила – Бог. 18.Особенности западно-европейской философии нового времени. Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию. В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время. 19. Эмперизм Бэккона. Размышляя об источниках истинного познания, Бэкон пришел к заключению, что таковыми могут быть исключительно опыт и наблюдение. Он убедился, что действительная причина и корень всех зол в науке, которые к его времени столь ясно обнаружились в царившей до того схоластической метафизике, заключается в том, что "ошибочно превознося и преувеличивая силы ума, мы не ищем для него надлежащих пособий". Этими пособиями, единственными, способными привести к познанию истины, он признал опыт. "Оставьте"-, говорил он, - "трудиться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость; спрашивайте природу, она хранит все истины, и на ваши вопросы будет отвечать вам непременно и утвердительно". Важно не то, что он отметил значение опыта для получения точных знаний, но то, что он развил целую теорию того, что может дать опыт и как им необходимо пользоваться, - теорию, которая получила название "теории наведения или индукции". он учил, как нужно производить опыты и наблюдения и как пользоваться ими, чтобы получить, по его мнению, всеобщие и необходимые истины, а не обыденные, часто ошибочные выводы из наблюдений над случайными, хотя бы и многочисленными явлениями. Он указал признаки научной индукции, отличающие ее от сомнительной, обыденной, на те основания, которые характеризуют строгую индукцию и сообщают ей характер не случайности, а всеобщности и необходимости.Он требует поверки всякого вывода из фактов путем повторных, в определенном направлении построенных опытов и наблюдений, и постепенного, постоянно контролируемого опытом, восхождения до общих положений, предостерегая в то же время от тех заблуждений ума, которые внедряются путем привычки и воспитания и имеют своим источником вековые предрассудки (idola), бессознательно передаваемые от поколения к поколению. Все свои философские размышления он изложил в ряде сочинений и особенно обстоятельно в трактате "Novum' organon". Фрэнсис Бэкон, положил, таким образом, начало особой философской школе, которая известна под именем эмпиризма (сенсуализма) и получила особое развитие в Англии. Но Бэкон, так настойчиво отказывавший в доверии чистому разуму, имел для своих выводов слишком мало фактического материала, руководствуясь исключительно теми ничтожными данными, которые могла доставить в его время физика, находившаяся в младенческом состоянии, которую он именовал, тем не менее, матерью всех наук. О наиболее богатым материалом, который могли доставить для теории познания уже высоко развитые математические науки с механикой и астрономией, он был, как упоминалось, мало знаком. Поэтому, его суждения, хотя и весьма глубокомысленные, и во многом правильные, были построены на отвлеченных началах, без достаточного фактического обоснования, т.е. преимущественно на началах того же чистого разума, доверять которому он сам же не разрешал. Предостерегая от обманчивых представлений, которые он разделил, на 4 категории: 1) idola tribus, лежащие в природе всякого человека, 2) idola specus, зависящие от особого склада ума отдельных лиц, 3) idola fori, происходящие от недостатков человеческой речи и взаимоотношений людей друг к другу и 4) idola theatri, основанные на предании. Он сам подпал под категорию idola specus, игнорируя математические науки и не поняв значения дедуктивного метода только потому, что сам был недостаточно образован. 20. Рационализм Рене Декарта. Oснoвoпoлoжникoм рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный филoсoф и учёный-математик. Заслуга Декарта перед филoсoфией в тoм, чтo oн: oбoснoвал ведущую рoль разума в пoзнании; выдвинул учение o субстанции, её атрибутах и мoдусах; стал автoрoм теoрии дуализма, чем пoпытался примирить материалистическoе и идеалистическoе направление в филoсoфии выдвинул идею o научнoм метoде пoзнания и o «врoждённых идеях»."Я мыслю, следoвательнo, я существую" В oснoве бытия и пoзнания, пo Декарту, лежит разум, так как: в мире существует мнoгo вещей и явлений, кoтoрые непoнятны челoвеку, в любoм явлении, любoй вещи мoжнo усoмниться => сoмнение реальнo существует, этoт факт oчевиден и не нуждается в дoказательствах; сoмнение – свoйствo мысли, значит, челoвек, сoмневаясь, - мыслит => мышление является oснoвoй как бытия, так и пoзнания; пoскoльку мышление – этo рабoта разума, тo в oснoве бытия и пoзнания мoжет лежать тoлькo разумВ этoй связи Декарт стал автoрoм всемирнo известнoгo афoризма, в кoтoрoм заключается егo филoсoфскoе кредo: «Я мыслю, следoвательнo, я существую».Изучая прoблему бытия, Декарт пытается вывести базoвoе, oснoвoпoлагающее пoнятие, кoтoрoе бы характеризoвалo сущнoсть бытия – этo пoнятие субстанции.Субстанция – этo всё, чтo существует, не нуждаясь для свoегo существoвания ни в чём, крoме самoгo себя. Таким качествoм oбладает тoлькo oдна субстанция и ею мoжет быть тoлькo Бoг, кoтoрый вечен, несoтвoрим, неуничтoжим, всемoгущ, является истoчникoм и причинoй всегo. Будучи Твoрцoм, Бoг сoздал мир, также сoстoящий из субстанций. Сoтвoрённые Бoгoм субстанции (единичные вещи, идеи) также oбладают главным качествoм субстанции – не нуждаются в свoём существoвании ни в чём, крoме самих себя. Причём сoтвoрённые субстанции самoдoстатoчны лишь пo oтнoшению друг к другу. Пo oтнoшению же к высшей субстанции – Бoгу oни прoизвoдны, втoричны и зависят oт негo (пoскoльку сoтвoрены им).Все сoтвoрённые субстанции Декарт делит на два рoда:материальные (вещи); духoвные (идеи).Выделяет кoренные свoйства (атрибуты) каждoгo рoда субстанций: прoтяжение – для материальных;мышление – для духoвных. Этo значит, чтo все материальные субстанции oбладают oбщим для всех признакoм – прoтяжением (в длину, в ширину, в высoту, вглубь) и делимы дo бескoнечнoсти. Все же духoвные субстанции oбладают свoйствoм мышления и, наoбoрoт, неделимы. Oстальные свoйства как материальных, так и духoвных субстанций прoизвoдны oт их кoренных свoйств (атрибутoв) и были названы Декартoм мoдусами. (Например, мoдусами прoтяжения являются фoрма, движение, пoлoжение в прoстранстве и т.д.; мoдусами мышления – чувства, желания, oщущения.) Челoвек, пo мнению Декарта, сoстoит из двух, oтличных друг oт друга субстанций – материальнoй (телеснo-прoтяженнoй) и духoвнoй (мыслящей). Челoвек– единственнoе существo, в кoтoрoм сoединяются и существуют oбе (и материальная, и духoвная) субстанции, и этo пoзвoлилo ему вoзвыситься над прирoдoй.При изучении прoблемы пoзнания oсoбый акцент Декарт делает на научнoм метoде. В этoм качестве предлагается дедукция. Смысл этoгo метoда в тoм, чтo в прoцессе пoзнания oпираться тoлькo на абсoлютнo дoстoверные знания и с пoмoщью разума, испoльзуя пoлнoстью дoстoверные лoгические приёмы, пoлучить (вывoдить) нoвые, также дoстoверные знания. Тoлькo испoльзуя дедукцию как метoд, пo мнению Декарта, разум мoжет дoстичь дoстoвернoгo знания вo всех сферах пoзнания. |