Главная страница
Навигация по странице:

  • Мат сенсуализм утверждал

  • 22. Философское понимание человека, общества и государства в Новое время. Томас Гоббс

  • Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни.

  • 23. Критическая философия Канта.

  • 24. Система и метод Гегеля.

  • 26. Жизнь и творчество К. Маркса. Истоки марксизма. Марксистская теория человека и общества.

  • Философия. Ответы.. 1. Понятие мировоззрения, его структура


    Скачать 277.22 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура
    Дата09.06.2019
    Размер277.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия. Ответы..docx
    ТипДокументы
    #80989
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    21. Сенсуализм и агностицизм.

    Сенсуализм- направление в рамках эмпиризма, которое признает гл. источником познания чувственного опыта. Основополагающий тезис сенсуализма локк : «нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущениях эмпиричность ощущений по отношению к разуму. Различают идеалистич. И мат сенсуализм.

    Мат сенсуализм утверждал, что наши ощущения это результат воздействия на сознательную реальность сущ предметов в мат мире. Идеал сенсуал утверждал, что наши ощущения являются первичными по ощущ к миру.

    Джон локк свою фил. Начинает с критики Рене Декарта о врожденных идеях. Говорит , что нет никаких врожденных идей, познание чувства « человек доска и познает чувственного опыта». Никаких врожденных знаний нет, пытался решить вопрос о том, что явл источником ощущ . о ответил на него так : осн положения

      1. Действит существованием обладает только мат объекты. Источником опыта человека явл внеш мир.

      2. Идеал объекты внеш мира независимо от сознания человека обладают след св вами : масса, движ, покой, протяженность, форма, плотность.

    В процессе чувственного восприятия человек приписывает мат предметом свойства, которыми они не обладают: цвет, вскус, запах. Он их относит к вторичным и говорит, что они находятся в сознании человека.

    Процесс познания – это результат соединения и сопоставления ощущений по средствам разума. 1кач самостоят. 2кач зависит от субъекта. Ощущения бывают простыми и сложными, простая эта идея которая навязана чувством, сложная идея - результат комбинирования простых идей с помощью разума.Идеалистический сенсуализм – представитель англ философ Дж. Беркли. Главная тема – материализм и критика учения Локка. «Опыт новой теории зрения» трактат о принципах чел. знания.Основные положения:Окруж мир – совокупность ощущений человека, предметы внеш мира, не сущ сами по себе. Они сущ только как мои ощущ. «Существовать значит быть воспринимаемым»Материя – отвлеченное понятие, которое ничего не отражает. Человек в процессе познания воспринимает только цвета и звуки, а не какие то характ. Чувственный опыт человека абсолютно субъективен «Сущ только я, только чувст себя субъект и ничего больше нет»: необходимо правильно пользоваться ощущением. Ощущ явл усл знанием. Д. Юм. Позиция Юма выражается примерно так: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает.Все «душевные восприятия» Юм разделяет на два вида по степени силы и живости.1. впечатления. Осуществляются непосредственно, когда мы слышим, видим и т.д.2. идеи (представления). Менее сильные, менее живые и точные.Основа нашего познания – впечатления, и все, что мы познаем, - содержание этих впечатлений. Сенсуалист. Исключает из опыта весь внешний мир. Опыт ничего не говорит об отношениях во внешнем мире. Весь опыт исходит лишь из восприятий и упорядочения впечатлений и представлений. Отрыв «мира сознания» от внешнего, объективно существующего мира.Между идеями и впечатлениями могут возникать три основных типа отношений:1.отношения, которые относятся к понятию сходства.2.отношения временнОго и пространственного сосуществования.3.причинность (понимаемой механистически).

    22. Философское понимание человека, общества и государства в Новое время.

    Томас Гоббс — английский философ. Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». сторонник механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.Джон Локк критиковал рационалистов за теорию врождeнных идей, утверждая, что идеи приобретены на основе опыта, что человек при рождении представляет собой чистую доску, познаeт мир благодаря органам чувств. все идеи, которые может сформулировать человек, выведены из простых идей, возникающих в ощущениях. Согласно Локку, идеи возникают на основе двух разновидностей опыта: идей внешнего опыта; и идей о своей деятельности т.е. рефлексии, неотделимых от эмоциональных и волевых процессов. Учение о двух видах опыта привело далее к разработке проблемы первичных :протяжeнность,плотность и вторичных качеств: цвет, звук. в таких религиозно-политических сочинениях, как «Письма о веротерпимости», развивал идеи гоббса.Считается, что данными работами были подготовлены важные реформы, как в экономике, так и в политике. осуждает рабство, разделяет естественное гражданское, состояние человечества. Локк обосновал в форме трeх законов необходимость разделения властей, как основоположение для либерально-демократического устройства общества: законодательная власть направлена на сохранение человечества, служение общественному благу и исключение деспотизма (это первый закон); судебная власть – выступает как второй закон в системе Локка; третий закон – власть собственности.Жан-Жака Руссо политический радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» .Руссо попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора.Суверенитет народа абсолютен.Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями. Никколо Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления. Позиция Макиавелли выражает концепцию автономии в принципе "политика для политики". Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни. Самыми популярными работами Никколо Макиавелли являются: "Государь".Реализм - это принцип жестокой трезвости. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.Но политическим идеалом Макиавелли был все-таки принцип организации государства по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях.

    23. Критическая философия Канта.

    Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе». Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром. Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума». В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):

    1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);

    2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;

    3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);

    4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.

    Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.

    24. Система и метод Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831) пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта.Гегель, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние.В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

    25. Антропологический материализм Фейербаха.

    В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

    Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

    Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

    Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт индивидуальное или надындивидуальное сознание.

    26. Жизнь и творчество К. Маркса. Истоки марксизма. Марксистская теория человека и общества.

    Карл Генрих Маркс (1818 – 1883) В 1864 году им была основана «Международная рабочая ассоциация». «Капитал» Маркса является одним из важнейших его работ. Экономическая теория Маркса, описанная в этом труде, использовала теорию А. Смита, Д. Рикардо. Маркс рассматривал вопросы прибавочной стоимости, исследовал взаимосвязь труда и стоимости, товара и денег. Экономическое учение Маркса позволило решить несколько проблем, имеющихся в теории Рикардо.Философия Маркса относительно устройства государства утверждает, что политически господствующий класс граждан управляет страной. Строение буржуазного государства Маркс рассматривает как реализацию интересов такого класса. Обобщенная материалистическая философия Карла Маркса, его экономическая теория, идеологические взгляды послужили основой движения «марксизма».К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия "социального организма". Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил.Из формы материального производства "... вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим" (К. Маркс). История в марксистской концепции предстает как "естественноисторический процесс", где действуют объективные "законы-тенденции" в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой "чувственно-сверхчувственной" природе "социальной материи", о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива.Марксистская теория общества относится к одной из разновидности детерминизма - материалистической. Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к "К критике политической экономии" выразил следующим образом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта