фил. Философия и фальсафа
Скачать 27.5 Kb.
|
Некоммерческое акционерное общество АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ имени Гумарбека Даукеева Кафедра социальных дисциплинСеместровая работа № 1 по дисциплине Философия по образовательной программе 6В07101 – Электроэнергетика На тему: Философия и фальсафа Вариант:30 Работа выполнена Толеген Динарой студентом группы СИТВЭ-20-2 (Фамилия и инициалы студента) (Шифр группы) Проверила доцент Шаракпаева Гульнар Дмитриевна(Академическое звание, ученая степень, фамилия и инициалы преподавателя)_____________ ____________________ “___” _____________ 202 __ г. (Оценка) (Подпись преподавателя) (Дата) Алматы 2022 Содержание Введение…………………………………………………………………….3 1 Фальсафа – эллинизирующая мусульманская философия……….…….4 2 Философия……….……………………….……………………………….5 2.1 Структура философии…………………………..……………………...5 2.2 Функции философии…………………………………………………...6 Заключение…………………………………………………………………8 Список литературы…………………………………………………………9 Введение Философия, буквально означающая «любовь к мудрости», является одной из древних форм духовной деятельности, присущей цивилизованному человечеству. Возникнув из житейской мудрости, обобщившей опыт многих поколений людей, она поднялась до уровня самой абстрактной из всех наук, которая изучает человека и мир в единстве связывающих их отношений. В своем поистине орлином полете философия не рассматривает вещи, явления и процессы в деталях, но занимается исследованием общих принципов и законов, которые характеризуют отношения между бытием и мышлением, практикой и познанием, обществом и природой, личностью и обществом. Роль философии в жизни человечества определяется важностью задач, которые она решает. Философия, сочетая в себе науку, мировоззрение и методологию, выполняет познавательную, ценностную и методологическую функции. Будучи верна любви к мудрости, она занимается поиском истины, что составляет эвристическую функцию философии. Формируя человека как мыслящую личность, она выполняет воспитательную функцию. Создавая возможности для разумных контактов между представителями различных групп, обществ и даже эпох, она осуществляет коммуникативную функцию. Постижение тенденций развития человечества позволяет ей заглянуть в будущее, что находит выражение в прогностической функции. Способность философии через свои идеи влиять на действия людей по преобразованию природы, общества и их самих представляет ее практическую функцию. Философия включает в себя множество дисциплин, которые принято называть философскими науками. В данном учебном пособии представлены такие разделы философии, как история философии, онтология, теория познания, социальная философия и философия человека. Фальсафа (араб. — философия) — термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали как античную философию, так и учения арабо-мусульманских мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. Специфика Ф. состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. Этим она и отличалась от европейской средневековой философии. Ф. развивалась в рамках светской культуры, в условиях развития городов, ремесел, искусств, науки и торговли. 1 Фальсафа В лекцию о направлениях в исламе я эту тему не сумел вписать, но хотя бы обозначить ее необходимо. Я имею в виду такое важное явление классической мусульманской культуры, как ф’алсафа. Фалсафа — это калька с греческого (φιλοσοφία — философия), то, что в научной литературе называют либо восточный аристотелизм, либо восточный перипатетизм, либо эллинизирующая мусульманская философия. То есть речь идет о мусульманской философии IX–XII веков, которая опиралась, преимущественно, на авторитет Аристотеля. Крупнейшими представителями этого направления были ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайл и Ибн Рушд. Основные положения, предельно обобщая и очень кратко: понимание Бога как первопричины, утверждение вечности и несотворенности материи как абсолютной возможности, понимание первоматерии как небытия, эманационная теория происхождения мира, разли чение субстанции и акциденции, различение внутри субстанции материи и формы, различение сущности и существования. И, конечно же, для фал’асифа (фаласифа — это философы) был характерен энциклопедический характер знания. Например, работы Ибн Сины, помимо философских дисциплин, охватывают самые разные темы и области знания: химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. Помимо Аристотеля, для Ибн Сины, и не только для него, важным источником философских ориентаций были идеи неоплатонизма, с которыми мусульманские философы были знакомы, преимущественно, по «Теологии Аристотеля». Так называли извлечение из четвертого, пятого и шестого разделов «Эннеад» Плотина. Сам Плотин не был известен мусульманским философам, но он был известен в виде «Теологии Аристотеля». Главная философская работа Ибн Сины, например — это его энциклопедический труд «Книга исцелений», которая состоит — обратите внимание, классическое построение — из четырех разделов: логика, физика, математические науки и метафизика. И Ибн Сина, конечно же, знаменит своим великим «Каноном врачебной науки», который оказывал влияние на протяжении нескольких столетий как на Востоке, так и на Западе; и своим трактатом «Живой, сын Бодрствующего» (Хай ибн Якзан), где в аллегорической форме излагает учение об активном уме, который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Примечательно вот что, на это я бы хотел обратить особое внимание: в системе самой средневековой арабо-мусульманской культуры эллинизирующая философия была явлением в значительной мере маргинальным, скорее интеллектуально влиятельным, нежели культурно репрезентативным. Для большинства философы были «чужаками», поскольку занимались чужеземной наукой, а в основе традиционной мусульманской классификации отраслей знаний лежало деление наук, прежде всего, на арабские и чужестранные. И второе — язык философов был во многом чужим для большинства мусульман, поскольку они пользовались переводами античных эллинистических авторов, переводами, сделанными сирийскими христианами. И, естественно, этот язык принципиально отличался от языка, который сформировался на основе Корана и Сунны. Зато фалсафа оказала огромное влияние на европейскую средневековую мысль. Авторитет, которым пользовались мусульманские философы в Европе, просто несравним с их авторитетом в собственно мусульманском мире. В представлении образованного европейца XII-XIII веков мусульмане рисовались нацией по преимуществу философской. Для Абеляра, например, «сарацин» — по существу, синоним «философа». Утомленный постоянными конфликтами с духовенством, он мечтает обосноваться в какой-нибудь мусульманской стране, где, по его мнению, он сможет зарабатывать себе на жизнь, хотя и среди «врагов Христовых», но пользуясь у них официальным статусом философа. 2 Философия Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим мудрость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку философ – это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Философия – это не готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия – это поиск и стремление обладать истиной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий. Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе. Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой. Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно. 2.1 Структура философии Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры: Онтология. Это учение о бытии (ὄντος – бытие и λόγος – учение). Данная дисциплина изучает фундаментальные вопросы бытия, его общие категории, сущности, закономерности и структуру. Гносеология (или эпистемология). Это учение о познании (γνῶσις – познание или ἐπιστήμη – наука). Данная дисциплина изучает знание как таковое, его структуру, развитие и особенности функционирования. Философская антропология и аксиология. В центре внимания антропологии находится человек, а в центре внимания аксиологии – его ценности. Данное направление изучает природу и сущность человека, стоящие перед ним проблемы, его образ жизни и главные ориентиры. Социальная философия. Это учение о человеческом обществе и об истории его развития. В рамках данного направления философия изучает законы развития человеческого общества и особенности взаимодействия людей со своими и чужими социальными группами. Одна из основных целей социальной философии – прогнозирование развития человечества. Логика. Это наука о правильном мышлении, его законах, формах и средствах выражения. С точки зрения логики, любое рассуждение должно быть последовательным, структурированным и непротиворечивым. Этика. В центре внимания данной философской дисциплины находятся такие понятия как мораль и нравственность. Этика пытается разграничить добро и зло, сформулировать критерии, позволяющие однозначно определять, что хорошо, а что плохо. Эстетика. Это философское учение о прекрасном, о красоте и гармонии в природе и в творчестве. Эстетика оперирует такими категориями как «прекрасное», «безобразное», «комическое», «трагическое», «возвышенное», «низменное», «ужасное» и «величественное». 2.2 Функции философииПоскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как: Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью. Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира. Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира. Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности. Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний. Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей. Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития. Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности. Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир. Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества. Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений. Заключение Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки. А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска. Специфика фальсафа состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. От европейской средневековой философии фальсафа отличалась тем, что в области распространения мусульманской религии не сформировалась и не развивалась схоластика, т.е. философия и религия не были соединены друг с другом так, чтобы стоял вопрос о подчиненности одна другой. Фальсафа развивала светскую культуру, без которой невозможно было бы говорить о культуре многочисленных городов, развитии ремесел и искусств, науки и торговли. Список литературы 1 Фалсафа – эллинизирующая мусульманская философия лекция смотреть, слушать и читать онлайн. Курс Ислам. Алексей Журавский - Магистерия (magisteria.ru) (дата 10.03.2022) 2 Фальсафа | Понятия и категории (ponjatija.ru) (дата 10.03.2022) 3 Фальсафа и хикма, Философия восточного перипатетизма - История философии (studme.org) (дата 10.03.2022) |