Главная страница
Навигация по странице:

  • Научная революция 17 века: эмпиризм Фр. Бэкона.

  • Научная революция 17 века: рационализм Р.Декарта.

  • Соц.-философские концепции Нов. времени: материализм Т.Гоббса.«Левиафан».Сенсуализм Д.Локка и его концепция «естественного права.

  • Локковская конструкция “естественного права”

  • Философия Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо).

  • Немецкая классическая философия: И.Кант.

  • Немецкая классическая философия: система Г.В.Ф. Гегеля. Развитие диалектики.

  • Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

  • Философия воли А.Шопенгауэра.

  • разума

  • Философия жизни: философские идеи Ф.Ницше.

  • экзамен по философии. Философия. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения


    Скачать 66.35 Kb.
    НазваниеФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата01.03.2020
    Размер66.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #110426
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Мыслители эпохи Возрождения о государственном строе: Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла. Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Его концепция государства отвергает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Чтобы избежать ненависти, государю не следует зариться на имущество своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, нежели потерю имущества. Сохранение собственности лучше обеспечивается его приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому следует поставить заслон. Он сторонник мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному сословию ремесленников и торговцев. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия». Главным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 г. в монахи – Джованни Доменико) (1568 – 1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27 лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли.

  • Научная революция 17 века: эмпиризм Фр. Бэкона. Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.Идолы Рода или Племени.Он относится к заблуждениям, в которые обычно впадают все люди, то есть к заблуждениям, возникающим вследствие искаженного отражения реальной природы вещей, поскольку человеческий интеллект подобен кривому зеркалу.Идолы Пещеры свойственны только отдельным индивидуумам. Они рождаются из индивидуальных особенностей человека. Каждый человек имеет свою отдельную пещеру. Он выдает свою личную интерпретацию за то, что существует на самом деле. Бэкон говорил, что у человеческого ума есть крылья, но неплохо бы к ним привязать гири, чтобы человек приземлялся и вставал на почву фактов. Идолы Площади или Рынка рождаются в речевом общении людей, в процессе которого люди воображают, что их разум повелевает словами. Люди часто не понимают друг друга из-за того, что вкладывают в слова разный смысл. Идолы Площади препятствуют взаимоотношению людей. Идолы Театра или Теорий порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы или религиозные доктрины. У Бэкона есть термин "философский театр". Люди принимают мысль старого философа за истину без анализа, без исследования. Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить эти 4 идола, а затем наблюдать за природой, чтобы обнаружить сущность каждого отдельного феномена.

  • Научная революция 17 века: рационализм Р.Декарта. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в теории познания, признающее при­оритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркиваю­щее особую роль дедуктивного метода и интуиции в познании. Рене Декарт (1596 - 1650) стоит у истоков рационалистической традиции. Декарт начинает свое философское построение с критики, которая носит у него форму универсального сомнения - сомнения не только в истинности наших знаний, но и вообще в реальном существовании самого мира. Знаменитое доказательство «я мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito, ergo sum) привело его к убеждению, что всеобщие истины интуитивно открываются разуму в ясном, отчетливом виде. Далее из них дедуктивно выводятся частные положения. Декарт развивает специальное учение о методе из четырех правил. Их можно определить как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).

  • Соц.-философские концепции Нов. времени: материализм Т.Гоббса.«Левиафан».Сенсуализм Д.Локка и его концепция «естественного права. Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Одним из представителей материализма эпохи Нов. Вр. являлся Т. Гоббс. В работе "Левиафан" источником первоначального движения Гоббс объявляет Бога, а последующие движения вещей, по его мнению, происходят совершенно независимо от Бога. Гоббс считает, что мир состоит из единой материальной субстанции, а все существующее выступает как различные формы этой субстанции. Материя вечна, она состоит из отдельных тел, которые могут возникать и исчезать. Любое тело обладает такими атрибутами или неотъемлемыми свойствами, как протяженность, имеет форму и три измерения: длина, ширина, высота. Мир состоит из материальных фигур, они в свою очередь из плоскостей, плоскости создают линии, а они есть сумма материальных точек. Таким образом, материя – это нечто однородное, лишенное качественных различий, которые проявляются лишь в количественном отношении. Сенсуализм- направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму Сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто система теоретических постулатов, предназначенная для объяснения найденного. Это прямая декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность которых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общественного строя. На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода - это не анархия, а естественное право следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная власть естественного закона воплощена в каждом индивиде, который подчиняется разумным соображениям о самосохранении. Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей.

  • Философия Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо). Вoльтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - oдин из идейных вoждей французскoгo Прoсвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Вoльтер и егo сoратники требoвали свoбoды мысли, устнoгo и печатнoгo слoва. Oн сo всей силoй непримиримoсти кричал на всю страну, на весь мир: "Oсмельтесь мыслить самoстoятельнo!" Свoе пoлитическoе кредo Вoльтер выразил в крылатoй фразе: "Лучшее правительствo тo, при кoтoрoм пoдчиняются тoлькo закoнам!" Oн вoзлагал надежды на мудрoсть и благoсть правителя, кoрoля-филoсoфа. Вoльтер признавал неoбхoдимoсть веры в Бoга как первoдвигателя Вселеннoй. Кoнечную причину движения сущегo, мышление и вooбще душевные явления Вoльтер считал прoявлением бoжественнoй силы. В этoм oн испытывал неoтразимую силу влияния учения Ньютoна. Вoльтер не дoпускал самoй вoзмoжнoсти существoвания oбщества вне веры в Бoга, и категoрически вoзражал прoтив идеи Бейля oтнoсительнo oбщества, сoстoящегo тoлькo из атеистoв. Пo слoвам Вoльтера, "этo былo бы прoстo страшнo!" Сoгласнo Вoльтеру, "если бы не былo идеи o Бoге, ее бы следoвалo измыслить; нo oна начертана перед нами вo всей прирoде!" Жан Жак Руссo (1712-1778) - представитель демoкратическoгo крыла идеoлoгoв Прoсвещения; oн - филoсoф, сoциальный мыслитель, писатель. Веря в существoвание Бoга и признавая бессмертие души, Руссo утверждал, чтo материя и дух суть два извечнo существующих начала. В вoпрoсах теoрии дoзнания oн придерживался идей сенсуализма, хoтя и был стoрoнникoм врoжденнoсти нравственных идей. Руссo пoдвергал резкoй критике феoдальнo-сoслoвные oтнoшения и деспoтический пoлитический режим. Стoль же резкo критически oн oтнoсился к частнoй сoбственнoсти, видя в ней истoчник всех сoциальных зoл. "Тoт челoвек, - писал Руссo, - кoтoрый, oкoпав и oгoрoдив данный участoк земли, сказал "этo мoе" и нашел людей, кoтoрые были дoстатoчнo глупы, чтoбы этoму пoверить, был настoящим oснoвателем гражданскoгo oбщества". В свoем знаменитoм трактате "Oб oбщественнoм дoгoвoре" Oн смелo вoсстал прoтив сoвременнoй ему цивилизации как цивилизации неравенства.

  • Немецкая классическая философия: И.Кант. Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения». Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы. В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен. Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих по­стулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

  • Немецкая классическая философия: система Г.В.Ф. Гегеля. Развитие диалектики. Философия Гегеля оказала значительное влияние на последующее развитие частных наук о природе, обществе и человеке. Философия Гегеля имеет систематическую форму, включающую в себя науку логики, философию природы и философию духа. В рамках последней он развивает свои идеи о сущности государства и права. Здесь право рассматривается как одна из форм явления объективного духа. Сущность духа, по Гегелю, составляет мир свободы. Философия права прежде всего должна постичь всеобщую идею права. Говоря о праве, мы имеем в виду не только гражданское право, но также и мораль, нравственность и всемирную историю, которые тоже сюда относятся, так как понятие объединяет мысли согласно истине. В целом под правом Гегель понимает «наличное бытие свободной воли». Естественное право, по Гегелю, имеет задачу познать суть положительного права, чтобы найти в нем проявление объективного разума, идеальную основу положительного права. Естественное право не противополагается положительному, а составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития. Цель философии права Гегель видел в постижении действительного развития личности, общества и государства. Важным достижением Гегеля является разработка диалектики, но на идеалистической основе, так как в его концепции диалектика понятий определяет диалектику развития вещей. Любое развитие, по Гегелю, происходит по определенной схеме: утверждение чего-то – тезис, отрицание этого утверждения – антитезис, и наконец – синтез, отрицание отрицания, т.е. гармоническое соединение тезиса и антитезы в высшем единстве.

  • Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию).

  • Философия воли А.Шопенгауэра. Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания. Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак». Но всё это касается только деятельности разума. Оценивая её, Шопенгауэр (как и Фихте) идет в идеалистическом субъективизме гораздо дальше Канта. Однако, за другой психической функцией ­– волей ­­­– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. У Канта единственным органом познания является интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своего опыта не только отчетливо, но и «непосредственно». «Воля» и образует нашу главную и истинную душевную сущность. То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

  • Философия жизни: философские идеи Ф.Ницше. Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли.
  • 1   2   3   4


  • написать администратору сайта