Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет и функции философии.Структура и основные разделы философии

  • Веды. Ортодоксальные школы Древней Индии:веданта,санкхья,йога.

  • Веды. Неортодоксальные школы Др.Индии:джайнизм,буддизм, чарвака-локаята.

  • Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

  • Философия Античной Греции: первые философы и проблема начала всех вещей.

  • Софисты. Сократ (майевтика, диалектический метод).

  • Объективный идеализм Платона.

  • Философская система Аристотеля.

  • Кинизм.Эпикуреизм.Стоицизм.

  • Эпикуреизм

  • Философия Средневековья: эпоха патристики (Августин Блаженный).

  • Философия средневековья: эпоха схоластики (Фома Аквинский). Спор о природе универсалий.

  • Натурфилософия Возрождения. Н.Кузанский, Н. Коперник, Г. Галилей, пантеизм Дж. Бруно.

  • экзамен по философии. Философия. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения


    Скачать 66.35 Kb.
    НазваниеФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата01.03.2020
    Размер66.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #110426
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Философия — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности. Включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Существует три исторических типа мировоззрения: Мифологический тип мировоззрения (это мировоззрение, которое сформировалось у людей первобытного общества. Сущность мифологии заключается в одухотворении реального мира.) ; Религиозный тип мировоззрения (сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов); Философский тип мировоззрения (философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность).

    2. Предмет и функции философии.Структура и основные разделы философии. Предмет – всеобщее. Разделы философского знания: 1. Онтология-учение о бытие,о первоначалах всего сущего,о критериях,общих принципах и закономерностях существования.2.Гносеология-анализ наиб.общих вопросов по знаниям.3.Аксиология-учение о ценностях(входят этика и эстетика).4.Антропология – учение о человеке. 5. Социальная философия. Функции:1) мировоззренческая - с помощью фил у чела формируется мировоззрение.2)Теоретико-познавательная - фил. познает мир, выраб. новые знания.3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них.4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд.7) аксиологическая – соц, нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить опред знания.

    3. Веды. Ортодоксальные школы Древней Индии:веданта,санкхья,йога. Веды –древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Веданта -одна из шести основных школ в философии индуизма, она сосредоточена на самоосознании-понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины. Санкхья -философия индийского дуализма, основанная Капилой. Цель-отвлечение духа от материи. Йога означает «сосредоточение», вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий.

    4. Веды. Неортодоксальные школы Др.Индии:джайнизм,буддизм, чарвака-локаята. Джайнизм -опирается на особое учение о бытие. Согласно этому учению, существуют множество вещей, наделенных реальностью и обладающих с одной стороны, постоянными, с другой – случайными свойствами. Основная причина, порождающая зависимость души, ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Познание должно освободить душу от материи. Буддизм – одна из мировых религий, основатель Гаутама Будда(Просветленный) 560–480 гг. до н.э. Основывается на четырех «благородных истинах»: 1) Жизнь исполнена страданий (Это рождение, старость, болезни, смерть).2) Существует причина возникновения страданий; 3) Страдание обусловлено желанием: желание наслаждения, желанием существования, желанием гибели.4) Имеется возможность прекращения страданий нирвана(«угасание»,состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль). Философия Локаята (или чарвака) - Эта школа, основанная предположительно мудрецом Брихаспати, развивает материалистическую традицию "Упанишад", признаёт субстанциональной основой всего сущего воду, огонь, землю, воздух, причём сознание и разум тоже представляют собой сочетание элементов, и душа может существовать только в теле.

    5. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Конфуцианство принимает небо как символ высшего порядка, как высшая инстанция, некое божественное начало. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли. Вершиной стремления человеческого развития в конфуцианстве, так же как и в даосизме было достижение Дао. Дао – высшая субстанция, центр всего. Дао занимало в конфуцианстве понятие бога, но, в отличие от даосизма, в конфуцианстве основной упор делался на духовно – социальное совершенствование человека, в частности на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил. Даосизм. Дао — своего рода закон бытия, космоса. Дао господствует всегда везде и во всем. Его никто не создал, но всё происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Согласно учению даосизма, Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Легизм – философия сильной государственной власти. основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

    6. Философия Античной Греции: первые философы и проблема начала всех вещей. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомысты. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен ФАЛЕС Ф. причисляют к “Семи мудрецам”благодаря его мудрым афоризмам. Он признается первым европейским философом, математиком и физиком. Первоосновой мира Ф. считал разумную и божественную воду, кот-ю он понимал как аморфное, текучее состояние материи. Вода динамична, полагал Ф. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии. АНАКСИМАНДР А. был учеником Ф. Началом всего этот ученый считал “беспредельное” начало – “Апейрон” - вечное, бессмертное и неуничтожимое вещество, находящееся в постоянном движении. Апейрон А. считал генетическим началом космоса. А. полагал, что все 4 стихии образуются противоположностями: влажным и сухим, холодным и теплым. Земля есть комбинация сухого и холодного, вода - влажного и холодного, воздух - влажного и теплого, огонь - сухого и горячего. АНАКСИМЕН Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524гг). Он был учеником и последователем А. Как и его предшественники, первоосновой мира он считал определенный вид материи - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Из воздуха затем возникает все остальное. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. ГЕРАКЛИТ Первоначалом мира Г. полагал стихию - огонь. Он вечен и божествен. По представлениям Г., мир находится в беспрерывном процессе изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению, наиболее подвижен именно огонь. Г. высказал очень важную мысль - сформулировал идею меры как основного космического закона, которому подчиняется не только Ч., но и сам огонь. Этот объективный закон мироздания Г. Называет Логосом – разумным словом.

    7. Софисты. Сократ (майевтика, диалектический метод). С появлением софистов начинается переход от философии как любви к мудрости, к науке об осмыслении предназначения человека в бытие. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор и Горгий. Софисты считали, что доказать можно все. Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Основополагающая способность человека по Сократу – разум, мышление, которые могут дать знание. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика. Исходным началом метода Сократа является ирония. Сократ считал, что все знания уже имеются у человека. Основные рассуждения посвящены проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, это способ познания добра и зла, которое он осуществляет в процессе бесед. Диалектика: Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления; Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Диалектика.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них.

    8. Объективный идеализм Платона. Идея – единое, которое составляет суть многообразия. Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Платон считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей душе. Государство должно быть разделено на 3 части: философы-правители, войны, ремесленники и земледельцы. - каждый должен заниматься своим делом. Философы – управлять государством. - все должно быть общим. - общины жен, детей. - никакой частной собственности.

    9. Философская система Аристотеля. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. 

    10. Кинизм.Эпикуреизм.Стоицизм. Эпикуреизм. Эпикур - древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему. Эпикуреизм или эпикурейство - учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие - это благо, страдание и боль - это зло. Но наслаждение - это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие - это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он. Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу. Кинизм. Киники пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе те же взгляды, которые они проповедовали. Для представителей школы киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы. Стоицизм. Стоики унаследовали взгляды киников. Ведущее место в их учении занимала этика – учение о нравственности поведения. Стоики учили мужественно противостоять трагизму жизни. Человек должен жить морально. Это внутренний выбор.

    11. Философия Средневековья: эпоха патристики (Августин Блаженный). Патристика – это философия и теология первых христианских богословов, Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение. Виднейшим средневековым мыслителем периода патристики был Августин Аврелий («Блаженный») (354-430 гг.), который систематизировал христианское мировоззрение, христианизировал платонизм. Его основные работы: «О граде Божьем», «О Троице», «О величине души», «О природе и благодати» и др. Взаимоотношения Бога и мира – центральная проблема в учении Августина. Он опирается на принципы теоцентризма и креационизма. Бог – абсолютная личность – творит мир по доброй воле из ничего по прототипам вещей, которые находятся у него в уме. Это положение получило название экземпляризма. Бог передает в «пользование» природе законы, но Бог не забывает о мире, постоянно печется о нем. р – это градация добра. Зло не «онтологично», не существует само по себе; зло – это «умаление добра». Оправдание Бога за зло, существующее в мире, получило позже название теодицеи (богооправдания). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены. Человек наделен Богом свободой воли. «Первородный грех» – это свидетельство свободы человека, выбравшего зло. Зло – результат высокомерия человека.

    12. Философия средневековья: эпоха схоластики (Фома Аквинский). Спор о природе универсалий. Схоластика-главное направление в развитии Ф. средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку. Фома Аквинский - средневековый католический теолог. Значительное влияние на Ф. Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Схоластическая система Ф.А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”.

    13. Натурфилософия Возрождения. Н.Кузанский, Н. Коперник, Г. Галилей, пантеизм Дж. Бруно. НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Н.Кузанский. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы — книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Главная заслуга Галилея в том, что именно он стал основоположником современного научного естествознания.
    14.   1   2   3   4


    написать администратору сайта