|
философия. свободная тема. сам раб философия. Философия как история философии Структура презентации
Философия как история философии Структура презентации - Философия Древнего Востока (Индийская философия, Китайская философия)
- Философия Античности
- Средневековая философия
- Философия Эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Русская философия
История Философии - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. История философии представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности. Будучи специфическим способом философского исследования, имеющим дело с проблемами, не входящими непосредственно в корпус идей философии как таковой, История философии и соответствующие исследования впервые возникают еще в античности, представляя собой критический анализ идей предшествующих философов, органически вплетенный в контекст изложений собственных взглядов и идей. Философия Древнего Востока 1.Индийская философия Зарождение и развитие особого культурного явления, названного в Древней Греции «философией», в Индии тесно связано с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») в Индии назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индийцев о мире богов и мире людей. - Творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы, которые обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев.
- Индийская философия (анвикшики) оказалась завершением и высшим достижением теоретической деятельности.
- Философская мысль в древней Индии появилась как следствие и результат брахманских ритуалистических диспутов, проводившихся при дворах и под покровительством местных правителей.
- Древнеиндийская философия возникла благодаря развитию логики, риторики и искусства аргументации.
- Индийская философская мысль развивалась на основе не только понятий и идей индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан в сер 2-го тысячелетия до н. э. и заложивших основы индийской цивилизации, но и представлений местных народов, населявших Индию до прихода индоариев.
2.Китайская философия Время становления и формирования китайской философской традиции приходится приблизительно на то же самое время, что и индийской философии, т. е. на середину 1 тыс. до н. э. Особенности китайской философии: - Обращение к строго определенному набору канонических книг, которые служили источником и теоретической основой философских рассуждений.
- При изложении своих собственных взглядов и учений китайские авторы старались учесть все предшествующие точки зрения, и в силу этого обстоятельства они выступали преимущественно в качестве историков философии, экзегетов-толкователей и комментаторов.
- Китайские философские произведения имели, как правило, литературно- художественную форму из-за тесной связи с историческими летописями и литературными сочинениями, такими, например, как «Ши цзин» и «Шу цзин».
- В содержательном плане китайская философия определялась господством различных натуралистических учений и идей, а в методологическом — ориентацией на нумерологические построения, которые играли в китайской классической философии роль формально-логического аппарата.
Основные школы, выделенные Сыма Танем (II в. до н. э.):
1) «школа инь и ян» (иньян цзя) — натурфилософская школа соотношения темного и светлого начал;
2) «школа ученых» (жу цзя) — конфуцианство;
3) «школа Мо» (мо цзя) — моизм, учение Мо Ди; 4
4) «школа имен» (мин цзя);
5) «школа законов» (фа цзя) — легизм;
6) «школа Пути и благодати» (даодэ цзя) — даосизм. Античная философия - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. В ней все впервые было осмысленно в своей полноте, т. е. последовательно было представлено как проблема, как понятие и как ценность. Многообразие философских теорий, точек зрения и представлений является характерной чертой греческо-римской философской традиции. Особенностей античной философской традиции:
а) общая установка на разумное («рациональное») постижение природной взаимосвязи вещей;
б) тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим;
в) нестабильность понятийного аппарата;
г) приоритет универсального над единичным. Три периода истории Античной философии - Архаический (философия «ранней Греции»): VI— 1-я пол. V в. до н. э. Философия в это время отождествляется с «любопытством», т. е. стремлением человека определить специфику («место») каждой вещи внутри космического миропорядка, «Космос» (мир) и «фюсис» (природа) являются ключевыми словами ранней греческой философской традиции.
- Классический (философия «классической Греции»): 2-я пол. V—IV вв. до н. э. Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус, совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» и «воспитательный》. Тождество этих моментов легло в основание первых философских систем — Платона и Аристотеля.
- Эллинистический период подразделяется на два этапа: 1) ранний эллинистический: с конца IV в. до конца I в. до н. э.; 2) поздний эллинистический (или греко-римский): с конца I в. до н. э. по VI в. н. э. Философия из всеобщей науки перерастает в «научную дисциплину», или в ряд соответствующих «дисциплин» — логику, физику, этику. Появляются философские школы и острая борьба между ними.
Средневековая философия - Средневековая философия охватывает значительный период времени - от IX до XV вв.
- Главной ее характеристикой является тесная связь с христианской теологией и господствовавшим христианским мировоззрением. Подавляющее большинство средневековых мыслителей были по преимуществу теологами, а не философами, и использовали философию как вспомогательный инструмент при решении теологических проблем,отсюда и особый статус философии в Средние века: для средневекового мыслителя она есть ancilla theologiae, служанка теологии.
В истории собственно средневековой философии, или схоластики, обычно выделяют четыре основных периода:
- предсхоластический (ок. 800— 1050),
- ранняя схоластика (1050—1200),
- высокая схоластика (1200 — 1350),
- поздняя схоластика (1350 — 15001).
1. Патристика Патристикой в западной богословской (и историко-философской) традиции называют обычно условную совокупность учений отцов христианской церкви II —VIII вв. Первоначально «отцом» именовался духовный наставник, обладающий признанным в церкви учительским авторитетом. Впоследствии, к V В., окончательно утвердились четыре фундаментальные характеристики святоотеческого образца: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви. По утверждению греческой, православной, традиции, священное предание, в сущности, не подлежит никакой хронологической спецификации: Дух Святой действует через людей во все времена. Последним «отцом» с точки зрения западной, католической, богословской традиции был Иоанн Дамаскин (ум. 753 г.), все же прочие христианские авторы, жившие после него, получили название «церковных писателей». 2. Схоластика В современной историко-философской науке служит обозначением совокупности спекулятивных — философских и богословских способов рассуждения. Выделяются два основных аспекта значения этого термина: негативный и позитивный. Первый - через отказ от безжизненных и бесполезных — «схоластических» — дефиниций, обратиться к культуре живого и действенного слова. Другой аспект значения этого термина связан с деятельностью средневековых школ и, начиная с XIII в., — средневековых университетов. Главный предмет изучения составляли «семь свободных искусств». Петр Дамиани
《Философия есть служанка богословия》 Философия Эпохи Возрождения |
|
|