Главная страница
Навигация по странице:

  • ГБП ОУ ТВЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ СТУДЕНТА 2 КУРСА ГРУППЫ 1ЗС2 КАМИНСКОГО В. В.

  • ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕДФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА АТОМИЗМ СОФИСТЫ

  • ПОНЯТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Эллинистическая философия

  • Римская и позднеантичная философия

  • МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПИФАГОРЕИЗМА

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ АТОМИЗМА

  • КЛАССИЦИЗМ. СОКРАТ

  • ПЛАТОН И ДИОГЕН

  • АРИСТОТЕЛЬ

  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА: СКЕПТИЦИЗМ, ЭПИКУРЕИЗМ И СТОИЦИЗМ

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Презентация по теме Античная философия. Античная философия. Презентация на тему студента 2 курса группы 1ЗС2 каминского в. В. План презентации понятие античной философии


    Скачать 1.77 Mb.
    НазваниеПрезентация на тему студента 2 курса группы 1ЗС2 каминского в. В. План презентации понятие античной философии
    АнкорПрезентация по теме Античная философия
    Дата13.03.2022
    Размер1.77 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаАнтичная философия.ppt
    ТипПрезентация
    #394940

    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


    ТВЕРЬ, 2022 Г.


    МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
    ГБП ОУ ТВЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


    ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ


    СТУДЕНТА 2 КУРСА ГРУППЫ 1ЗС2
    КАМИНСКОГО В. В.

    ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ


    ПОНЯТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
    ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО СМЕНЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
    ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕДФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
    ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
    ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
    АТОМИЗМ
    СОФИСТЫ
    КЛАССИЦИЗМ. СОКРАТ
    ПЛАТОН И ДИОГЕН
    АРИСТОТЕЛЬ
    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
    РИМСКАЯ И ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПОНЯТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


    Античная философия (философия античности) - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством.
    Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудрствования и мистерий, под влиянием воззрений мудрецов и жречества Египта, Месопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сформулировала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания.

    ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


    Ранняя классика (архаика)
      VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем.
      VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

      Классика

      V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. 
      IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.

      Эллинистическая философия

      IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников)

      Римская и позднеантичная философия

      I в. до н. э. — V в. н. э. — римская философия. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ.
      I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима.


    Выделяют следующие периоды:
    Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
    Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
    Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
    Эллинистический (центр перемещается из античной Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
    Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
    Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.


    Гомер


    Гесиод


    Орфей


    Эпименид


    Ферекид

    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА


    Милетская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. 
    Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научно-практического интереса.
    Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество.
    Рассматривая мир как живое целое, милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости. Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
    Милетская школа оказала большое влияние на развитие материалистической мысли Древней Греции. Ею также была создана геоцентрическая модель

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ


    Фалес


    Анаксимандр


    Анаксимен

    ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА


    Элейская школа — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии).
    В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но впервые в истории философии выдвинули и сделали основой философствования понятие единого бытия.
    Элейская школа впервые противопоставила мышление чувственному восприятию отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Оно понимается элейской школой как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение.

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ


    Ксенофан


    Зенон


    Парменид


    Мелисс

    ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА


    Пифагореизм – идеалистическое учение в античной философии 6-4 вв. до н.э., основателем которого был Пифагор Самосский.
    Пифагорейцы рассматривали число, как формообразующий принцип всего существующего. В основанной Пифагором школе практиковались тайные обряды, проповедовался аскетизм и т.п. Пифагорейцы разрабатывали теорию музыки, проблемы математики и астрономии и на этой основе выводили систему знаний о мире как совокупности развернутых числовых определений.
    Пифагореизм содержал ряд мистических идей: о переселении душ, о "гармонии небесных сфер", т.е. о подчинении движения космоса музыкальным соотношениям.
    Пифагорейцы сделали многое для науки. Теория многоугольных (фигурных) чисел в арифметике, теорема Пифагора в геометрии, нахождение математических зависимостей в гармонии, цикличность небесных явлений в астрономии.

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПИФАГОРЕИЗМА


    Пифагор


    Алкмеон


    Архит Тарентский


    Филолай

    АТОМИЗМ


    Атомизм —  натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возник в Древней Греции.
    Согласно учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.
    Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.
    Атомизм получил дальнейшее развитие в философии и науке Средних веков и Нового времени.

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ АТОМИЗМА


    Демокрит


    Левкипп


    Метродор Хиосский

    СОФИСТЫ


    Софисты  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
    В широком смысле принято говорить о трёх эпохах софистики:
    Классическая или древнегреческая софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:
            старших софистов младших софистов.

      Вторая, или новая, софистика (II — нач. III в. н. э.)
      Третья, или поздняя, софистика (IV в. н. э)
      Четвертая софистика (VI в.) — ранневизантийская
      В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным: не объединённые едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами, софисты часто противоречили друг другу.
      Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения

    КЛАССИЦИЗМ. СОКРАТ


    Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
    Согласно античной традиции, переломным моментом в жизни Сократа стало пророчество дельфийской пифии. Жрица Аполлона «передала слова бога», что самым умным среди людей является Сократ. После этого Сократ начал воспринимать свои беседы о мудрости как служение божеству.
    Отношение к Сократу в афинском обществе было амбивалентным. Для одних он был олицетворением великого мудреца, для других — нечистым на руку шарлатаном, который совращает молодёжь и не почитает богов.
    Философия Сократа, которая предполагала стремление к самосовершенствованию, превосходство достойного человека над недостойным, ограничение власти толпы и следование законам, не нравилась политикам-демагогам.
    Последний день жизни, согласно Платону, Сократ провёл в окружении учеников. Он утешал их беседами о бессмертии и посмертной судьбе души.


    V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.

    ПЛАТОН И ДИОГЕН


    Платон  — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире.
    Он широко считается одним из самых важных и влиятельных людей в истории человечества и ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии вместе со своим учителем Сократом и его самым известным учеником Аристотелем.
    Платона также часто называют одним из основателей западной религии и духовности. Так называемый неоплатонизм философов, таких как Плотин и Порфирий, сильно повлиял на христианство через таких отцов церкви, как Августин. 


    В своём учении Диоген пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Чувство зависимости от внешних обстоятельств, согласно Диогену, было уделом раба. Он отрёкся лишь от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса, отказа от свободной жизни. Даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым человеком.
    Одновременно с аскетизмом Диоген отвергал понятия брака, отечества, первым введя в обиход слово «космополит», презирал условности. Его шокирующие действия не только привлекали внимание, но и стали своего рода аргументом в споре, которому «серьёзная наука» ничего не может противопоставить.


    Античные источники приводят множество историй о взаимоотношениях двух философов. В них Диоген опровергает и высмеивает утверждения Платона. В отличие от других мыслителей, с которыми Платон мог дискутировать, перед Диогеном он зачастую оказывался бессилен. Диоген вёл диалог «с участием живой плоти», и Платону ничего не оставалось как прибегать к диффамации своего оппонента. Он называл его «обезумевшим Сократом». Это утверждение вместо издёвки было воспринято как признание Диогена, которое поставило его на одну ступень с Сократом

    АРИСТОТЕЛЬ


    Аристотель  — древнегреческий философ. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основал Ликей, или перипатетическую школу. 
    Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук.
    Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
    Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. 


    Аристотель разделяет науки на теоретические, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве).
    В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
    Материя  — «то, из чего». Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция);
    Форма  — «то, что». Создаёт формы разнообразных вещей из материи Бог;
    Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Началом всех начал является Бог;
    Цель, или конечная причина  — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА: СКЕПТИЦИЗМ, ЭПИКУРЕИЗМ И СТОИЦИЗМ


    Скептицизм возник и начал развиваться с конца IV века до н. э. В отличие от стоиков и эпикурейцев, скептики не создали своей школы, но античный скептицизм как признанное направление сохранялся несколько столетий. В отличие от других философов, которых скептики называли «догматиками» и которые что-либо утверждали, скептики занимались критикой положений других концепций, ничего не утверждая как истину.
    Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Основоположник школы эпикуреизма Эпикур был, отчасти, эклектиком, но все звенья его учения были логически соединены в единую концептуальную цепь. Эпикур призывает не откладывать философию в юности и не уставать от нее в старости: ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души.
    Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Логика подразумевала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах. Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытаниями. В этике стоицизм близок киникам, однако не разделяет презрительного отношения последних к культуре. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо

    ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА


    Эпикур


    ЭПИКУРЕИСТЫ


    СТОИКИ


    Метродор


    Сфер Боспорский


    Зенон Китийский


    Цицерон  — римский политический деятель, оратор, философ, учёный. В настоящее время известны трактаты Цицерона, посвящённые вопросам философии и политики, большая часть которых написана в форме вымышленных диалогов. Они ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ того времени — стоиков, академиков и эпикурейцев, — из-за чего римляне считали Цицерона своим первым учителем философии.


    Плутарх — древнегреческий писатель и философ римской эпохи. Несмотря на близость Плутарха к среднему платонизму, уточнение его взглядов в некоторых случаях затруднительно. Отношение Плутарха к эпикурейской философии характеризуется как однозначно негативное. Согласно Плутарху, все существующие религии являются различными взглядами на единую истину.


    Климент Александрийский — христианский богослов, проповедник и философ, руководитель Александрийской богословской школы. Он обратился в христианство будучи образованным человеком, знакомым с греческой философией и литературой. Как показывают три его основных произведения, Климент находился под влиянием эллинистической философии, в особенности Платона и стоиков, в большей степени, чем любой другой христианский мыслитель своего времени.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В процессе развития античной философии происходит конституирование фактически всех жанров философствования, типичных для европейской традиции:
      первая, тяготеющая к позитивному знанию, натурфилософия (Милетская школа);
      первая спекулятивно-умозрительная метафизика (Элейская школа);
      первый опыт мистического философствования (пифагореизм);
      первый вариант европейского просвещения (софисты);
      первая система рафинированно идеалистического интеллектуализма (Платон);
      первая универсальная и всеохватная мировая схематика (Аристотель);
      первые образцы релятивизма, скептицизма и мн. др.
      Влияние на европейскую культуру античной классики невозможно переоценить. С платоновской концепции абсолютных образцов берет свое начало не только традиция философского идеализма, но и вся европейская эстетика, а неоплатонизм выступает основой христианства. Аристотелевская силлогистика закладывает основу логического каркаса европейского стиля мышления, с учениями Аристотеля связана интенция западной культуры к упорядочивающим классификационным схемам. Античная философия, таким образом, во многом определила важнейшие тенденции развития не только европейской философской мысли, но и западной культуры в целом.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1999.
    Буряк В. В. Античная философия: Учебник. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. — 256 с.
    Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М, 1989.
    Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.
    Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 286 с.
    Сайт https://ru.wikipedia.org/



    написать администратору сайта