философия 1 поощрение. Философия как разновидность мировоззрения. Слово философия
Скачать 41.12 Kb.
|
Философия как разновидность мировоззрения. Слово «философия» древнегреческого происхождения, означает «любовь к мудрости». Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом и обоснование этой программы. Любое мировоззрение – это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также самого человека со всем его духовным миром – знаниями, нравственными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. В мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Структурообразующими элементами мировоззрения являются ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих этим миром, о месте и предназначении человека в этом мире. Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное, философское. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Для нее характерна не четкая субъект-объектная оппозиция, т.е. отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, идеального и материального, субъективного и объективного. Миф имел этиологическое значение (этиология – учение о причине). Отвечая на многочисленные «почему», он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, окружающего мира. Среди многочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к людям и к миру в целом. Между различными видами мифологического мировоззрения имелось много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем оказывается вполне доступным на этом уровне сознания. В содержании различных видов религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом – креационизм, предопределения Богом происходящих в мире событий – провиденциализм, целесообразности мирового устройства – телеология, души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного развивается на уровне теоретического сознания. Подобно наукам оно составляет теоретический уровень сознания, оно связано с естественными и общественными науками. В специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень. Философия – это особый научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании; рефлексивно (имеет обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся реальностью, системностью, логикой и теоретическим оформлением. 2.Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности. Философия, как и наука, имеет теоретическую форму в этом много общего с научным знанием – это предмет, методы, логико-понятийный аппарат, но философия не наука. Она существует как самосознание человека, самосознание культуры в целом. Философия – осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке. В науке, в отличии от философии, гипотезы должны иметь подтверждение в экспериментах. Научное знание постоянно обновляется, поэтому в науке есть понятие устаревшего знания. В философии, в отличие от науки нет устаревших идей. Философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные даже противоположные направления. Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Поэтому философское знание рефлексивно – это знание человека о самом себе. Главное отличие философии от наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний, включая научное знание в целом, а также и вненаучное, например, религиозное. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Современная структура философского знания включает в себя такие аспекты: онтология (теория бытия), гносеология (теория познания), эпистемология (теория научного познания), диалектика, методология, социальная философия, этика, эстетика, аксиология, философская антропология, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии – круг философских дисциплин может быть и расширен. 3.Предмет философии. Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Взаимоотношения между сторонами «мир» - «человек» делятся на четыре аспекта: онтологический (бытие), познавательный (гносеологический), аксиологический (ценностный), духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Предмет философии представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. К основным понятиям философии относятся не только «мир» и «человек», а также «истина», «красота», «добро», «действие». В предмет философии входит то, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об истине, красоте, добре и справедливости. Философия – это система взглядов на мир и на отношение человека к этому миру. Философия есть один из способов изменения картины мира, мировоззрения, переосмысление оснований бытия человека, изменения сознания, отношения к миру. 4.Функции философии. Философия выступает прежде всего, как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Самосознание – это значит осознание человеком себя, своей деятельности. В мире есть два вида «сил»: силы природы и человеческая деятельность. Силы природы исследуют науки. Философия пытается понять как действует человек, что определяет и направляет его деятельность. Важнейшая особенность человеческой деятельности – ее осознанность. Философия пытается понять, как человек познает окружающий мир, как достичь истинного знания, какие методы необходимо использовать, как различить истину и ложь. В этом гносеологическая и методологическая функция философии. Осмысливая человеческую деятельность, философия пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования. В этом мировоззренческая функция философии. Философия создает определенный образ человека в мире. Она не просто анализирует то, что есть, существующее состояние сознания, нравы, мотивы деятельности, стремления, ценности, способы поведения, она их оценивает, определяет, что такое истинные ценности, какие действия предпочтительны, что добро, а что зло. Тем самым ф. принимает на себя функцию целеполагания, указывает как должно быть, к чему надо стремиться, каковы перспективы развития общества и культуры. Философия упорядочивает жизнь человека и общества, выделяя высшую цель, смысл существования, определяя, что есть высшее благо, наиболее ценное для человека. Тем самым она выполняет интегративную функцию, отрабатывает «умение жить сообща». Со времен Сократа в качестве высшей цели и ценности философия утверждает разум и разумную жизнь. Быть разумным – уметь управлять своими эмоциями и своими действиями. Разум – познание законов мирового устройства и действие в соответствии с этими законами. Философия рационализирует деятельность человека, выполняет функцию рационализации. Знание себя, умение управлять своими желаниями и эмоциями, знание мира и умение управлять природными процессами – это и есть реальная свобода. 5.Основной вопрос и основные направления философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том. Что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. ЛИТЕРАТУРА: 1. Философия : учебник / ред. В. Д. Губин и др. – М. : Омега-Л, 2006. – 370 с. (С. 6 – 55). 2. Балашов Л. Е. Философия : учебник / Л. Е. Балашов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2009. – 681 с. (С. 7 – 30). 3. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. А. Д. Алексеев. 3-е изд. – М. : Проспект, 2005. – 574 с. |