Главная страница

Философия как явление духовной культуры


Скачать 400.71 Kb.
НазваниеФилософия как явление духовной культуры
Дата23.10.2019
Размер400.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Zeyle.docx
ТипДокументы
#91456
страница2 из 4
1   2   3   4


При сравнении психической формы восприятия мира с сознанием некоторые ученые полагают, что идеальное у животных отсутствует. Например, у Маркса по этому поводу сказано, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. У него есть и любопытное сравнение на этот счет - сравнение пчелы с архитектором. Даже наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем делать что-либо, он способен работать с этим образом, отсекать лишние и т. д., а у животных этого нет. Дубровский и Спиркин считают, что в высокоорганизованных животных есть идеальное. Но есть и другая позиция – идеальное присуще только миру культуры.

Образуется мозаика-код. Идеальное в данном случае – это отношение мозаики-кода к объекту.

Природа создает предпосылки для образования сознания, но только в человеческом обществе на основе трудовой деятельности.

Примерно 150 видов животных на Земле предрасположены к спорадическому использованию орудий для удовлетворения своих потребностей. У некоторых коллективных животных превалирует реакция на стадо.

Схема эволюции природных задатков сознания:

При анализе зачем же нужна была трудовая деятельность единодушие у ученых отсутствует, да и возникает парадоксальная ситуация подобно парадоксу «что первично: яйцо или курица». Для того, чтобы начала трудовая деятельность необходимо сознание, но для возникновения сознания нужна трудовая деятельность.
Некоторые аспекты учения о категориях

Философия вопрошает на основе разума, который категориально оформлен. Слово категория в русском языке имеет следующие смыслы:

  • Обыденный – сорт, группа, род и т. д.

  • Под категорией понимается какое-либо фундаментальное понятие некоторой области знаний.

  • Под категорией понимают понятие, не имеющее ближайшего рода, обладающее предельным значением (дух, материя, свобода).

  • Объективные универсальные формы мышления и бытия. В этом смысле они обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но сами еще не являются понятиями до тех пор, пока нет осознанного их применения и не выявлены их смыслы. Это логико-антологические формы и образования.


Категории обеспечивают конституирование смысла и лежат ниже предметно-содержательного смысла высказывания, то есть, это опорные пункты мысли, это сваи наших мыслей.
Стол круглый, книга на столе, мяч катится – одна и та же логическая форма – S есть P, но разные категории формы.

Как форма бытия и как форма мышления – категории объективные. В антологическом аспекте это означает, что понятие, обозначающее категории, именуют не нами заданные, а нами познанные свойства бытия. В логическом аспекте это означает, что категории нашего рассудочного мышления не зависят от нашего выбора, так как мы мыслим в тех формах, которые нашему мышлению присущи независимо от нашего интереса и желания. Мышление категориально: оно обладает объективной расчлененностью, структурностью, системностью, с относительной расчлененностью бытия и практики. Элемент этой расчлененности – категории, а понятия, обозначающие категории, вырабатываются в языке, но сами категории существуют до всякого обозначения.

  • Таким образом, категории надиндивидуальны и наднациональны. Надиндивидуальны – в том смысле, что основное логическое устройство мышления у людей, общающихся на одном языке, одно и то же. Наднациональность – мышление всех народов, говорящих на разных языках, имеющих различную грамматическую структуру, имеет одинаковую категориальную структуру.

  • Универсальность категории означает, что категория рассекает универсум надвое, и поэтому они имеют парный характер, выражающий по существу некое одно обстоятельство бытии и одну структуру ячейки мышления.

  • Априорность – в логико-гносеологическом смысле понимается по-разному:

  • В кантовском варианте – категории принадлежат трансцендентальному субъекту.

  • В диалектико-историческом аспекте – категории предшествуют эмпирическому опыту. Они есть матрицы понимания, содержащиеся в культуре.

  • По Конраду Лоуренсу априорные формы базируются на центральной нервной системе и имеют видосохраняющее значение на основе адаптации.

1   2   3   4


написать администратору сайта